Образовательная деятельность. Космос
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Наталия Геннадьевна

Цель: Приобщить детей к изучению космоса.

Задачи:

Образовательная:

- рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля.

-закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях;

-закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”;

- закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”.
Развивающая:

- развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

- вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
- воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
Оборудование: картинки с изображением планет, метеоритов, солнца; дидактический материал; аппликация «НЛО»; коллективная работа «Парад НЛО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_kosmos.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Н.Г. 12 группа

Космос.

Цель: Приобщить детей к изучению космоса.

Задачи:

Образовательная:

- рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля.

-закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях;

-закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”;

- закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”.
Развивающая:

- развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

- вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
- воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
Оборудование: картинки с изображением планет, метеоритов, солнца; дидактический материал; аппликация «НЛО»; коллективная работа «Парад НЛО».

1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, послушайте цепочку загадок:
(сопровождается  картинками)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный…(телескоп).

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем 
Умный дядя…(астроном).

Астроном – он звездочет,
Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(луна).

До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…(ракета).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски ….(космонавт).

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете - 
На орбите как на зло
Появилось…(нло).

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый…(гуманоид).

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…(света).

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты - …(комета).

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора - 
Это черная …(дыра).

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный…(звездолет).

Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …(галактики).

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!

Вы догадались о чем мы будем говорить?

- Молодцы! Сегодня мы поговорим о космосе!

2. Ход занятия:

 Астрономия в древности.

 Ребята, вы знаете, как называется наша планета?  А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля? (ответы детей).

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. (показ картинок)

Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве. (показ изображения).

Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля. 

Д/и “Складушки”.

 (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).

Пальчиковая гимнастика:

По порядку все планеты 
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмой идет по счету.
А за ним, уже потом, 
И девятая планета
Под названием Плутон!

История астрономии.

С глубокой древности наблюдали за небесными светилами мудрецы – Звездочеты. Они заметили, что звезды образуют на небе фигуры. Каждой фигуре из звезд, или иначе созвездию они дали название. Так на небе появились 2 медведицы и лев, лебедь и скорпион, кит и змея… Получился целый небесный зоопарк. А чтобы не заблудиться среди звезд, составили звездный атлас – карту созвездий. Так легче ориентироваться в небе, находить звезды и созвездия. (Показать изображение созвездий:  Малой и Большой Медведицы).

Много полезного можно получить из наблюдений звездного неба. Ведь в давние времена у людей не было таких часов, какие есть теперь в каждом доме. Не было компаса. И часы, и компас заменяло звездное небо. По восходам и заходам солнца следили за временем суток, по фазам луны – за сменой месяцев. Путники по звездам определяли путь. В старину так и говорили – «путеводные звезды». У моряков и летчиков есть любимая звезда – Полярная. Эта звезда всегда стоит точно на севере, и находится в созвездии малой медведицы.(показ картинки)

Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия. Звездочетов стали называть астрономами. Астрономия – это наука о звездах. Люди изобрели компас, по нему можно определять 4 стороны света: север, юг, восток и запад. (Показать, рассмотреть).

Эксперимент 1.

 Давайте вспомним, где мы по утрам встречаем солнышко? И с помощью компаса узнаем, как называется эта сторона света. Установим компас на столе, его стрелка сразу определит, где находится север. Теперь повернем компас, и совместим стрелку с названием Север. В противоположной стороне будет Юг. Прочитаем, как называется сторона, в которой восходит солнце. Определим, где заходит солнце. Эта сторона света называется – Запад.

Космическое пространство бесконечно, его обитателями являются не только звезды, но и планеты, кометы, метеоры. Звезды и планеты, как люди, – однажды рождаются и умирают. Они взрываются или рассыпаются. В космическом пространстве можно наблюдать осколки планет – астероиды, метеориты. Раскаленные мельчайшие частицы космической пыли называют метеорами. Иногда до нашей Земли долетают метеориты. Когда они падают, в земле остается дымящаяся воронка. Если раскопать воронку, можно найти оплавленный камень. Его называют метеоритом. Метеориты обычно бывают небольшими, всего несколько сантиметров, а иногда достигают несколько километров. Самый крупный метеорит упал в Сибири (Тунгусский метеорит). В отличие от метеоритов метеоры не долетают до Земли. Они влетают в нашу атмосферу с огромной скоростью, и при этом так накаляются, что тут же сгорают. Остается только огненный след, а мы при этом наблюдаем «падающие звезды». Метеорные дожди – красивое комическое явление (показ картинок).

Эксперимент 2.

«Лунные кратеры»
В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Физ. Минутка.

1 Приготовимся, ребята, встать смирно
Нас уже ракета ждёт!
Отправляемся сегодня
Мы в космический полёт.
2. Проверяем снаряженье руки вперёд, вверх
Тренировку проведем.
Сквозь космические дали «плывём»
Мы к Венере путь возьмем.
3. Вот уже летим в ракете,
Невесомость в корабле.
Перегрузки знаем эти
Машем мы рукой Луне!

Интересны обитатели космоса – кометы. Их называют хвостатыми звездами. Они состоят изо льда и пыли. Они прилетают из глубин Космоса. Когда комета приближается к солнцу, лед начинает плавиться, и на небе появляется пышный разноцветный огненный хвост. Обогнув Солнце, комета начинает удаляться, остывает, ее хвост уменьшается, а затем пропадает вовсе. И небесная странница пропадает во Вселенной.

Планеты  и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

 (Иллюстрации солнечной системы).

Рассмотреть с детьми карту звездного неба (расположение планет, их названия, особенности строения, Луна-спутник Земли, движение планет вокруг Солнца).

Если приглядеться к звездам, можно заметить, что не все они одинакового цвета. Ученые установили, что самые горячие светятся голубым цветом. Те, что немного холоднее – белым; еще холоднее – желтым. Потом – оранжевым, красным. В конце концов, звезды могут погаснуть. Наше Солнце, которое мы привыкли видеть небе каждый день – это тоже звезда. А каждая звездочка – это на самом деле Солнце не меньше нашего. А многие из них даже гораздо больше нашего Солнышка. Хотите узнать, почему они выглядят такими крошечными?

Эксперимент 3.

 Посмотрите на часы, которые висят над доской. Поднимите указательный палец и поставьте его перед своим глазом. Вам кажется, что палец больше часов! Ведь он у вас прямо перед носом, а часы так далеко. Представьте: часы – это звезды, а палец – солнце. Так почему же звезды такие маленькие? А Солнце кажется нам большим? (Звезды очень далеко от нас, а солнце близко).

Вид звездного неба всегда привлекал, завораживал человека. Кто из вас вечером смотрел на небо? Что вы видели? А вы пробовали сосчитать звезды – это просто не возможно! Вселенная бесконечна: одни звезды крупнее, светят ярче, другие еле заметны. Глядя на звездное небо, хочется тоже превратиться в маленькую звездочку, и беззаботно летать во Вселенной.

Вывод:

Что мы нового узнали?

-астрономия в древности;

-зачем нужен компас, телескоп ?

-закрепили знания о Солнечной  системе и космических явлениях;

--закрепили у детей понятия “космос”, “космическое пространство”;

- закрепили  понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”.

Игра  «Соберите слова» (если останется время)


У детей по командам разложены буквы на столах.
1ая команда составляет слова: «Солнце», «Ракета».
2ая команда составляет слова:  «Скафандр», «Луна».

Лепка.

 (предлагается детям следующее занятие)

Инопланетяне.

(на занятиях была проведена беседа о НЛО и сделана групповая работа «Парад НЛО».

Детям будет предложено сделать инопланетян к своим звездолетам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность "Космос"

Это конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  с детьми  подготовительной  группы  по теме "Космос", где  прослеживается  интеграция  т...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Космос" для старшей группы

Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара. Углубить представления ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Космос: "Звездный десант на Розовой планете"

Материал направлен на развитие у детей спсобностей к развитию собственных мыслей, формированию речи, расширению кругозора, коммуникабельности....

Конспект совместной образовательной деятельности "Космос".

Данный конспект является мастер классом для родителей по ознакомлению детей с космосом в форме интерактивной игры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космос»

конспект НОД к тематической неделе "День космонавтики"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности " Космос"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности2 младшая группа«Космос»Цель: формирования элементарных знаний о космосе, звездах, космонавтах, названии планет Солнечной системы.Задач...