НОД по познавательному развитию "Вода,вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Артюшкина Ксения Александровна

конспект о свойствах воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vodavoda.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД

Тема «Вода, вода, кругом вода»

Подготовительная группа

Подготовил воспитатель

Артюшкина К.А.


Тема: Вода, вода, кругом вода.

Группа: Подготовительная

Программное содержание:

Познавательное развитие: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о свойствах воды (текучесть, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, цвета, отсутствие собственной формы).  Познакомить с новым признаком - вода может растворять предметы.

Объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Закрепить умение детей работать с посудой стеклянной и прозрачной.  Умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Прививать бережное отношение к воде.

Социально-коммуникативное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта по схеме. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования., дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.

Художественно – эстетическое развитие: поддерживать психо – эмоциональное состояние детей при проведении опытов, используя музыкальные произведения.

Речевое развитие: закрепить умение детей делать выводы по итогам экспериментирования. Ввести в активный словарь детей слова: круговорот, глобус, испарилась, фильтр, жидкость, растворяет. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

Физическое развитие: закреплять умение детей показывать движения в соответствии с текстом.

Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.Оборудование: Искусственный водопад; иллюстрации с изображением различных водопадов. Кубик, шарик, сахар, соль, масло подсолнечное рафинированное. Стеклянная посуда: стаканы, бутылочки, блюдца на каждого ребёнка; бумажные салфетки на каждого ребёнка;  силуэты рыб, животных и млекопитающих.

Методические приемы:

— рассказ воспитателя о воде;

— использование мультимедиа;

— вопросы к детям;

— сюрпризные моменты;

— рассказ ребенка по схеме «Круговорот воды в природе»;

— рассказ о значении воды;

— опытно-экспериментальная деятельность;

— художественное слово (загадки);

- физкультминутка «Путешествие капельки».

Ход занятия:

Я хочу вам загадать загадку: «В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять». (Ответы детей)

Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде.

Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода –голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (слайд). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на  земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей) Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода (слайд).

А из чего состоит дождь? Дождь состоит из капелек. Вся вода состоит из капелек. (Слайд).

Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается? (Ответы детей). Для того чтобы ответить на этот вопрос мы с вами сейчас проведем опыт.  Для этого вскипятим воду в электрическом чайнике (воспитатель включает чайник, дети наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии).

Посмотрите, что выходит из носика чайника, когда закипела вода? Откуда же пар появился в чайнике? Мы же наливали воду? (ответы детей). Вода при нагревании превратилась в пар.

Воспитатель подносит к струе пара холодное блюдце. Подержав некоторое время над паром, чайник выключают.

Посмотрите, что произошло с блюдцем? Перед опытом  блюдце было чистым и сухим. Откуда появились капельки воды на нем? (ответы детей). Когда пар попал на холодное блюдце, он опять превратился в воду.

Вот так происходит и в природе. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд)

В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими-легкими и невидимыми, поднимаются высоко-высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко, облачко растет и превращается в тучку. Когда тучка становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки по свету называется круговоротом воды в природе. (Слайд 7)

Какая же вода у нас волшебница! Ног нет, а путешествует по миру, как живая!

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница — наша вода!

На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много.

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей). Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку. А зачем человеку вода? (ответы детей).

Воспитатель: - а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо». Итак, начнём:  Вода нужна для питья, чтобы умываться и мыть руки – это хорошо или плохо?  Если в жаркую погоду напиться холодной воды, можно заболеть – это (плохо).  Водой можно закаляться, готовить еду, мыть посуду, игрушки, стирать одежду - это (хорошо).  Горячей водой можно обжечься – это (плохо).  Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде – это (хорошо).  Если не аккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть – это (плохо).  В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы – это (хорошо).  Ели не умеешь плавать, можно утонуть – это (плохо).  Бывают наводнения, и тогда вода разрушает дома – это (плохо).

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Здесь вы видите много посуды. Какая она? Стеклянная. Как нужно с такой посудой обращаться? Очень аккуратно, постараться не стучать её друг об друга, можно разбить. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?

Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.

Восп.: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых стакана. В одном находится вода, в другом молоко. У каждого на столе рисунок с фигурой. Поставим на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы увидели?

Дети: Рисунок.

Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы обнаружим?

Дети: Рисунка не видно.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.

Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды в блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт, растекается на блюдечке. Ребята, а почему вы смогли вылить воду из бутылки в блюдце? Почему вода растеклась по блюдечку? Ответ детей: - потому что вода жидкая.

Воспитатель: - совершенно верно, если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, не текла бы и в кране. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у меня есть кубики и шарики. Какой они формы? Варианты ответов детей: - Квадратной и круглой. Воспитатель: - Если  мы положим их на стол, на ладошку, на блюдце изменится ли их форма? (нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком, форма их не изменяется). А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на вопрос проведём опыт: будем наливать воду в чашечку, баночку, бутылочку. Самостоятельная работа.

Воспитатель: - Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? Вариант ответа детей: - Форму баночки.

Воспитатель: - А что с ней произошло, когда её налили в блюдце, чашку? Варианты ответов детей: Воспитатель: - Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Варианты ответов детей: Воспитатель: - Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель:- Ребята, я прошу вас подойти к моему столу. У меня здесь стоят блюдца с сахаром, солью и маслом. Воспитатель:- Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите 2 баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте. Что получается? Сахар растворился или нет? Сахар растворился в воде. В другую баночку положите ложечку соли. Размешайте её. Что произошло? Соль растворилась в воде. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - Что же произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром и маслом, с какими же новыми свойствами воды вы познакомились? Варианты ответов детей: - Вода одни вещества растворяет, а другие нет.

Физ. Минутка:

Мы плывём по тёплой речке,

Тихо плещется вода (плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания – руки вверх и в стороны)

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой (движения руками как крыльями)

Наконец она садится на корягу над водой (присесть)

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох и садимся на песок.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось на поверхности воды. Можно ли пить такую воду? А почему? Варианты ответов детей: - Она пахнет маслом и не приятная на вкус.

Воспитатель: - да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Варианты ответов детей: - Её нужно очистить от масла. Воспитатель: - А вы знаете, что это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем с вами сделать из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. Теперь можете сделать вы. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:- Молодцы, у всех всё правильно получилось. А сейчас мы попробуем наши фильтры в действии: мы очень осторожно, понемногу будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Аккуратно уберите фильтры и посмотрите на воду. Какая она стала? Варианты ответов детей: - Вода стала чистой.

Воспитатель: - Куда же делось масло? Да, верно, всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из речек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадает в водопровод. Воспитатель:- вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде.

Воспитатель: - Действительно, без воды невозможно жить на Земле, поэтому воду надо беречь и охранять!

Ребенок читает стихотворение

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить: без неё нам не прожить!

Итог.

Воспитатель: - Что нового вы узнали о воде?  Вода – это жизнь.  Вода не имеет собственной формы.  Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.  Воду можно очистить с помощью фильтра. Вода – добрый друг человека!

Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?

Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.

Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.

А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?

Дети: Опыты.

Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...