Проект "Волшебные пуговицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Демко Наталья Сергеевна

Проект "Волшебные пуговицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_proekta_pugovitsy.docx72.74 КБ

Предварительный просмотр:

             ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОЕКТА

Название проекта

«Волшебные пуговицы»

Автор проекта

Демко. Н.С.

Продолжительность проекта

7.11.2022 – 18.11.2022

Тип проекта

Познавательно - творческий

Участники проекта

Воспитанники средней «В» группы, воспитатели, родители.

Возраст детей

4 - 5

Проблема, на решение которой направлен проект

При одевании на прогулку, дети часто задают множество вопросов связанных с пуговицей.

Отсюда возникли проблемные вопросы:

«Как раньше люди обходились без пуговиц?»

«Когда люди изобрели пуговицу?»

«Из чего делали пуговицы?»

Цель проекта

Формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта

Расширить знания детей об окружающем мире.

Развивать мышление, активизировать речь.

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты по проекту

Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории возникновения пуговицы, о ее свойствах, ее многообразии, необходимости, расширятся знания об окружающем предметном мире, повысится интерес к коллекционированию и экспериментированию с пуговицами, повысится познавательно-исследовательская деятельность и творческая активность, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Продукты проекта

Мини – музей «пуговиц»

Выставка детско-взрослых творческих работ «Пуговка-крошка не только застежка…».

Форма проведения итогового мероприятия проекта и его название

Сказка инсценировка «Пуговица, нитка, иголка»

Полученные результаты, выводы

В ходе работы над данным проектом у детей стал активно проявляться познавательный интерес к предметам окружающего мира, установлению связи между свойствами предметов и их использованием. Беседы, занятия, совместная деятельность детей и взрослых способствовали обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, коммуникативных навыков. Продуктивная деятельность, дидактические игры с пуговицами способствовали развитию мелкой моторики детей.  Дети увлеклись идеей коллекционирования . А самое главное: и дети, и взрослые усвоили, что творческий подход, проявление фантазии, умелые руки могут превратить даже самую обыкновенную вещь в прекрасное, неповторимое творение! А минуты совместного творчества ребенка и родителей превратятся в семейное счастье!

Информационные источники

Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.

Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

Музей в детском саду. Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.

Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.

Содержание

I этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

Определение темы проекта, определение целей, задачи проекта. Сбор информации. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом, получение знаний с помощью инфосети Интернет, подборка литературы, игр, иллюстрации. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

II этап – ОСНОВНОЙ:

1день:

Беседа на тему

«Откуда появилась пуговица?»  

Цель: систематизировать материал об истории возникновения пуговицы, развивать умение выражать мысли, воспитывать уважение друг другу.

Задачи:

1.     Познакомить детей с историей пуговицы.

2.     Формировать представления о многообразии видов пуговиц. 

3.     Развивать мыслительную активность и любознательность.

4.     Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение выражать свои мысли.

5.     Воспитывать чувство товарищества, уважение друг к другу.

2 день:

                                          Ситуация общения 

 «Пуговицы — носители информации»

 Кто изобрел пуговицу или откуда появились пуговицы?

Цель:   Формировать у детей представления о предметах окружающего мира, развивать мышление, творческие способности.

 

Задачи:

1.     Познакомить детей с разными функциями пуговиц: информативной, утилитарной, декоративно-эстетической, магической.

2.     Расширять кругозор детей.

3.     Развивать интерес к прошлому и настоящему предметов, желание узнать новое.

4.     Воспитывать бережное отношение к наследию предков.

3 день:

Дидактические игры

 

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.

«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету.

4 день:

               Чтение авторских произведений «Истории о пуговицах»

5 день: 

                                        Загадки о пуговицах.

Цель: Развивать умение отгадывать загадки.

6 день:

                                      Пословицы о пуговицах.

Цель: учить детей понимать смысл пословиц.

7 день:

Рисование

                                       «Волшебная пуговица»

Задачи: Развивать внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развивать умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствовать умения выделять главное: цвет, форму, размер.

8 день:  

                                                    Чтение сказок:

«Волшебная пуговица», «Потерянная пуговица», «Упрямая пуговица»        

Цель: Учиться анализировать литературу по данной тематике, выделяя нужный материал.

9 день:

                                                   Сюжетные игры:

 «Семья», «Магазин», «Ателье».

Цель: Учить подбирать атрибуты для игры.

10 день:

                                                     Лепка

 «Моя пуговица»

Цель: Развитие творческих способностей.

III  этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

Мини – музей «пуговиц»

Выставка детско-взрослых творческих работ «Пуговка-крошка не только застежка…».

                                                             День 1

Беседа на тему «Откуда появилась пуговица?»

 

Цель: систематизировать материал об истории возникновения пуговицы, развивать умение выражать мысли, воспитывать уважение друг другу.

Задачи:

1.     Познакомить детей с историей пуговицы.

2.     Формировать представления о многообразии видов пуговиц. 

3.     Развивать мыслительную активность и любознательность.

4.     Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение выражать свои мысли.

5.     Воспитывать чувство товарищества, уважение друг к другу.

Оборудование: книги о пуговицах; изображения, украшений из пуговиц; мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, «мозговой штурм», рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент.

 Ход беседы

1. Вводная часть

Звучит мелодия

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
«Здравствуй, это я!»

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

 

2. Основная часть

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение. Ребята, у меня для вас сюрприз, но он спрятан в этой шкатулке.

Воспитатель показывает шкатулку

Воспитатель: А чтобы её открыть и посмотреть, что же там лежит, нужно отгадать загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: Правильно, ребята, это пуговица.

Шкатулка открывается, и педагог достаёт пуговицу.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, откуда появились пуговицы, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Дети: Да!

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация «История маленькой пуговицы».

История пуговицы началась семьсот лет назад.

Слайд 3,4.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Слайд 5.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Слайд 6.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Слайд 10.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при   движении издавал  звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. 

Слайд 11.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Слайд 12.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите: «Дизайнеры».

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: В России пуговицы известны с VI века, их не всегда использовали для застежки. Пуговицы служили и украшением костюма. Из чего же были сделаны пуговицы? Богатые люди делали пуговицы из золота, серебра, хрусталя, а бедные — из олова, дерева.

А из чего сделаны современные пуговицы?

Дети: Из металла, пластмассы, дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, из стекла делают пуговицы? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: После войны не хватало сырья для производства пуговиц, поэтому пуговицы делали из лобового стекла списанных истребителей, а также из размягченных на огне патефонных пластинок. И до начала 80-х годов стеклянные пуговицы украшали женскую одежду наравне с пластмассовыми. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, их перестали производить.

Физкультминутка «Пуговица»

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

 

3. Заключительная часть

Рефлексия.

Воспитатель: Вы сегодня, молодцы! И так, что нового вы сегодня узнали? 

Дети: Узнали историю пуговицы.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

 

                                                            День 2

              Ситуация общения  «Пуговицы — носители информации»

 

Цель:   Формировать у детей представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности, развивать мышление, творческие способности.

 

Задачи

1.     Познакомить детей с разными функциями пуговиц: информативной, утилитарной, декоративно-эстетической, магической.

2.     Расширять кругозор детей.

3.     Развивать интерес к прошлому и настоящему предметов, желание узнать новое.

4.     Воспитывать бережное отношение к наследию предков.

 

Оборудование: пуговицы, картинки с изображением пуговиц, выполняющих различные функции.

 

Ход НОД

1. Вводная часть.

Воспитатель. «Покажи мне свои пуговицы, и я скажу, кто ты» — так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта маленькая деталь костюма скажет о его хозяине не меньше, чем обувь или сумка. Сегодня вы узнаете о том, какую информацию несет в себе пуговица и какие функции она еще может выполнять.

 

2. Беседа

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, какую основную функцию выполняет пуговица? Правильно, она является застежкой на одежде. И это ее основная функция, но не единственная.

Пуговицы служили украшением одежды. В Средневековье, когда европейцы научились шить и носить одежду, скроенную по фигуре, без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из камня, металла или стекла, и они выглядели как бусы. По ним можно было оценить не только вкус хозяйки, но и узнать ее происхождение, где она живет, бедна она или богата. Много информации могли дать пуговицы с гербами и символами рода войск на мундирах чиновников или военных. А царя узнавали по количеству пуговиц: у Ивана Грозного на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом — 68. В старину пуговицы были не просто дороги, они были драгоценны, их передавали по наследству. Некоторые пуговицы могли быть во много раз дороже шубы.

В прошлом пуговица выполняла еще одну функцию — магическую. Она служила важным амулетом, который должен был отпугивать злых духов. В полую пуговицу помещали кусочек олова или круглый камешек, издававший при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговицы превращались в обереги. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой была помещена крупная плетеная пуговица красного цвета. Она ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. Ученые предположили, что она служила оберегом, так как красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу.

 

3. Рассматривание иллюстраций с изображением пуговиц.

Воспитатель. Рассмотрите пуговицы и постарайтесь определить, какие функции они выполняли.

Ответы детей.

 

4. Творческое задание «Подбери пуговицы».

Воспитатель. Давайте снова посмотрим на пуговицы. Дети, выберите себе пуговицы, которыми вам захотелось бы украсить свою одежду. Расскажите, какие части одежды вы бы украсили.

Рассказы детей.

 

5. Итог

Воспитатель. Что интересного вы узнали сегодня о пуговицах?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали о пуговицах много нового и интересного, но мы с вами будем продолжать изучать эту «маленькую» пуговицу, которая таит в себе много неизведанного и загадочного.

 

 

Кто изобрел пуговицу или откуда появились пуговицы?

 

 Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.

 

История пуговиц

 

Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнуровку и булавки из шипов растений, кости и других материалов. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (ок. 2800—2600 до н. э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н. э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры.[1] Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»[2]

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н. э.[3] Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке.[4] Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.

В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий — основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать одеваться — потому пуговицы на женской одежде стали пришивать иначе — сподручнее.

 

Функции пуговиц

 

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

утилитарная (застежка);

декоративная (украшение);

магическая (оберег или талисман);

информативная (опознавательный знак).

Декоративная функция

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка.

До XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду.

Магическая функция

Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции.

Информативная функция

 

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)

— Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.

Н. В. Гоголь. «Нос».

 

Материал изготовления

 

Пуговицы изготавливались (и изготавливаются) из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, эбонита и т. д.

С 1930-х годов широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.

 

Разновидности пуговиц

 

Пуговица со сквозными отверстиями — обычная пуговица, на которой располагается 2, 3 или 4 отверстия, необходимые для прохода шва. К примеру, отличительной чертой мужских рубашек фирмы VanLaack являются перламутровые пуговицы с тремя отверстиями.

          Канадка двухщелевая

Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.

Джинсовые пуговицы — не пришиваются к одежде, а прикрепляются с помощью заклёпки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          День 3                                                                    Дидактические игры

 

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.

«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету.

                                        День 4

Сказка «Волшебная пуговица»
Автор: Ирис Ревю 

Жил-был ёж. Однажды он шел по тропинке и нашёл пуговицу.

— Славный подарочек для моего нового сюртучка, — подумал еж.

Но соседка белка сказала, что хорошо бы найти того, кто потерял эту пуговицу.

— Синице эта пуговица принадлежать не может, у неё жёлтый жилет, а пуговица красная, — сказал ёж.

— Зайцу она тоже не подходит. У него пальтишко серое или белое, — подсказала белка.

— Может, пуговицу потеряла рыжая лиса или бурый медведь? — прикидывали белка и еж. Но ни с лисой, ни с медведем друзьям встречаться не хотелось.

А свежую новость принесла сорока на хвосте. Она сказала, что пуговицу потеряла Баба-Яга, и что эта пуговица волшебная.

Ёж и белка обрадовались, но немного и расстроились. Они обрадовались, что пуговица волшебная, а волшебство – это всегда интересно, а расстроились потому, что надо идти к Бабе-Яге, а она вечно что-нибудь да намудрит.

Но делать нечего, пошли еж с белкой к Бабе-Яге. Она как пуговицу свою увидела, так сразу улыбнулась.

— Это от моего сарафана, — сказала она. А потом хитро прищурилась, посмотрела на добродушных ежа и белку и говорит:

— Я подарю эту пуговицу вам. Она непростая. Если её слегка потереть, то она начнёт рассказывать сказки.

Обрадовались друзья, поблагодарили Бабу-Ягу.

Теперь, когда еж с белкой посумерничать выходят, они берут с собой волшебную пуговицу. А она им сказки рассказывает…

День 5

 

 

Загадки о пуговице

 

1.     Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

 

2.     Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

 

3.     Маленький Данилка на петельке висит.

 

4.     Если она убежит от одежды, 
 То на спокойствие нету надежды.

5.     Мелкие кружочки,

В дырочку нырнули,

Словно на замочки-

Куртку застегнули.

 

6.     Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодится

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает.

 

7.     Пришивают ее к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без нее твоей одежде

Будет очень нелегко.

Стихи о пуговице

 

К. Брель                                                                          

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться? Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

 

В.Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку!

 

Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

 

Н. Брагина
Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки 
из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.
-Мама, принимай парад!
-Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
-У одной – не тот мундир…
-Мама, это командир!

Е. Менжинская
Испугались пуговки,
Растерялись,  
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки
Носик словно жало!
Тонкая, колючая,
Испугались очень мы…»
Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку
Не уколю!

И. Александрова
Я в тоске. С моей рубахи
Пуговицы мчатся в страхе.
Лишь пришью, они опять
Оторвутся и бежать.
Разрешенья не спросив,
Отправляются в отрыв.
Не пойму, какого страха
Нагнала на них рубаха?

В. Юрков
В пыли лежала пуговка, 
поблёскивала матово.
Четыре круглых дырочки. 
Печальный серый цвет.
И воробей взъерошенный 
скакал, круги наматывал.
На пуговку пропащую 
желающего нет.
А может, эта пуговка 
жила на кукле тряпочной;
блестел у куклы тряпочной 
весёлый серый глаз.
Они расстались вследствие 
истории загадочной.
И друг от друга, бедные, 
оторваны сейчас!
Денёк чудесный солнечный 
звенел ручьями вешними.
Стоптали ноги в поисках 
подружки и родня.
А здесь моргала пуговичка 
дырочками верхними
и в такт сопела жалостливо 
нижними двумя.
Не бросьте сиротинушку 
на тротуарной плиточке!
Вот вы возьмите, дедушка 
с авоською в руке!
Глаза прикроет пуговка 
ресницами из ниточки
и будет спать-посапывать 
на вашем пиджаке.
Как же могла случиться
Такая большая беда?
Оторвалась пуговица.
Раз и навсегда…
Она покатилась по улице,
А там так много людей…
Искали её до вечера,
Но не нашли нигде.
Пропала моя пуговица,
Мой верный надёжный друг.
Ноги в штанинах путаются…
Придётся ходить без брюк.

                                                   6 день

Пословицы и поговорки о пуговицах

 

1. «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».

2. «Застегнут на все пуговицы».

3. «Прост, как пуговица».

4. «На чужой рот пуговицы не нашить».

5. «Пуговички золоченые, а три дня не евши».

6. «Умная умница, что светлая пуговица».

7. «Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано».

8. «Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица». 

9. «Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет».

10. «С солдата пуговку не сорвёшь».

                                               

                                               День 7

Рисование «Волшебная пуговица?»

Задачи: Развивать внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развивать умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствовать умения выделять главное: цвет, форму, размер.

                                                       День 8

Сказки о пуговицах.

Потерянная Пуговица — Крюкова Н.

На пушистом ярком ковре лежала Пуговица. Ей было одиноко и страшно. Ещё вчера она красовалась на белой кофточке у девочки. Её то застёгивали, то расстёгивали и  поэтому она чувствовала себя очень нужной. А теперь всё изменилось —  она просто лежала и её никто не замечал.

— Что же делать? — подумала крошка. В квартире тихо, темно. Все ушли по делам. — Как мне найтись?

Она с грустью посмотрела вокруг своими дырочками-глазками. Попробовала пошевелиться. Но ничего не вышло.

— Какая я неуклюжая! Ну что ж, пожалуй, посплю.

Потерянная Пуговица - Крюкова Н.

Маленькая Пуговичка проснулась от шелестящего звука. На неё надвигалось что-то мохнатое с длинными иголками.

— Ой, кажется это веник! Спасите, — закричала она. Но  никто не услышал.

Сильные прутья захватили Пуговичку и она полетела под диван. Оглядевшись, малышка заметила, что тут ещё кто-то есть. Рядом оказались Скрепка, Булавка и Бусинка.

— Добрый день, — хотела сказать Пуговичка, но получилось только: апчхи!

— Апчхи, апчхи, — ответили обитатели.

— Вы давно здесь? – поинтересовалась малютка.

— Давно, давно, — хором пожаловались они.

— Я дольше всех, — сказала Бусинка. Как там без меня бусы? Их любила надевать Хозяйка. Но однажды нитка порвалась и все бусинки рассыпались. Их нашли, а меня нет.

— Это так грустно, — поддержала её Скрепка.

— А я помогала скреплять разные документы Хозяину.  А потом, когда листы складывали, упала со стола.  Он меня искал очень долго, но не нашёл.

Молчала только Булавка.

— Как же ты сюда попала? – спросила её Пуговичка.

— Я всегда помогала Бабушке в шитье. И однажды выпала из коробочки из-за своего любопытства Мне так не хватает весёлой компании моих сестричек.

— Не расстраивайся, ведь ты здесь не одна, – ответила Бусинка. Нас обязательно найдут!

— Тогда давайте покричим все вместе – может нас услышат, предложила Булавка.

Пуговичка, Бусинка, Скрепка и Булавка кричали очень громко. Прислушались – никто не отозвался.

Так прошла неделя.

— А что будет, если нас не найдут? — забеспокоилась Скрепка.

— Этого не может быть! Ведь мы такие нужные. Как же они без нас? – сказала Пуговичка. — А чтобы время шло быстрее, давайте будем рассказывать весёлые истории.

Но никто не захотел.

И вот однажды, когда все обитатели пыльного угла ещё спали, раздался скрип. Кто-то очень сильный отодвинул диван. Ворвался яркий свет и стала  приближаться мокрая тряпка. Она захватила Бусинку, Пуговичку, Скрепку, Булавку и вытащила их на середину комнаты.

— Вот они наши потери, — обрадованно сказала Хозяйка. Как долго мы их искали.

Тут Бусинка радостно посмотрела вокруг. Ведь она оказалась права: их искали.

— Вот она моя белая пуговичка. Теперь я смогу надеть свою любимую кофту, — воскликнула Девочка.

— А это моя самая лучшая скрепка, — обрадовался Хозяин. Теперь мои бумаги не будут разлетаться.

— Вот и моя крепкая булавка, — заметила Бабушка.

Хозяйка взяла бусинку. Вышла на минуту из комнаты, а вернулась с праздничными бусами, в центре которых красовалась самая большая и яркая бусина.

Упрямая пуговица

 

Жили- были на свете синяя Пуговица и синяя Нитка. Жили они в большой коробке, где хранилось множество других ниток и пуговиц. Синяя Нитка толстым мотком сидела на катушке, так как ее редко использовали для шитья.

Синяя Пуговица появилась в коробке недавно: она была запасной к новому платью. Синяя Нитка и синяя Пуговица всегда спорили. Пуговица твердила, что она ни в ком не нуждается. Нитка возражала. Она говорила, что Пуговица без Нитки никому не нужна.

Однажды коробку открыла девочка: она решила пришить пуговицу к платью своей любимой куклы. Нужна была всего одна пуговица. Девочке понравилась синяя Пуговица. К синей Пуговице подошла синяя Нитка.

И тогда упрямая Пуговица поняла, что если бы не было синей Нитки, девочка не смогла бы пришить ее к платью куклы, и она могла бы еще долго пролежать в коробке никому не нужная.

Пуговица поняла, что Нитка была права, нужно всегда держаться друг за друга. С тех пор Нитка и Пуговица стали лучшими подругами.

                                               День 9

Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

Цель: Учить подбирать атрибуты для игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Занятие "История Пуговицы"

Занятие направлено на ознакомление детей с историей изобретения пуговиц. ...

Пуговица- художница

выступление на Ярмарке методических идей....

Путешествие маленькой пуговицы

Предисловие.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюс...

Пуговицы.

П У Г О В И Ц Ы      Аппликация связана с позновательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственнных и творческих способностей детей. Аппликакция тесно...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".

 Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы  педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ре...

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.

Развивать  мелкую  моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр  развивать воображение, внимание, сенс...