Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весеннее путешествие в фиолетовый лес" с использованием игр В.Воскобовича. Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Данное занятие направлено на обобщение и закрепление знаний воспитанников о весне, весенних приметах и подготовке природы, животных и птиц к пробуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весеннее путешествие в Фиолетовый лес» с использованием игр

В. Воскобовича в средней группе

Автор занятия: Чеботарёва Людмила Михайловна,

воспитатель

Место работы: МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Алтайского края, Бийского района-

структурное подразделение

Образовательная область: Познавательное развитие, Развитие речи, Социально-коммуникативное развитие.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о весне, весенних приметах и подготовке природы, животных и птиц к пробуждению.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить  знания детей о весне и подготовке животных к весеннему периоду,
  • учить называть приметы весны;
  • обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, внимание и память;
  • развивать связную речь;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • формировать умения работать в коллективе;
  • воспитывать желание помогать птицам и животным.

Оборудование: конверт фиолетового цвета с письмом от Лопушка, коврограф с деревьями, облаками, берлога, пенек на прищепках; озеро Айс. В корзине: солнце, змея, лягушка, ящерица, ласточка, цветы. Сундук с зелеными листочками разных размеров, от разных деревьев), 3 ежика (большой, средний, маленький), птичка. Герои фиолетового леса: Лопушок, Мишик, Каррчик. Магнитофон, аудио- запись «Самолет» (от Чудариков).

Ход занятия НОД:

  1. организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в наш детский сад, увидела конверт. Посмотрите, какой он необычный (фиолетового цвета). Интересно, что там может быть (письмо, открытка), откуда оно может быть (предположения детей). От кого оно, как вы думаете (от зверей из леса, от детей из другого детского сада и т.д.)

Воспитатель читает письмо детям «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лопушок из Фиолетового леса. В нашем лесу что-то случилось, не могу понять, что произошло, куда все подевались и почему- то в нашем лесу так тихо и темно. Мне страшно, помогите, друзья»

  1. основная часть:

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы помочь Лопушку? Ответы ребят. 

- А надо ли ему помочь? А как мы сможем это сделать?

Воспитатель: На чем мы можем отправится в Фиолетовый лес? (Варианты детей). Я знаю, что Фиолетовый лес лежит за Озером Айс. Тогда какой транспорт поможет нам добраться?

Ответы детей: Кораблик, самолет, можно превратиться в птичку.

Воспитатель: молодцы, ребята! Я вам предлагаю отправиться через озеро Айс на самолете.

Физминутка «Самолет» под музыку от Чудариков

Воспитатель: Вот мы и оказались в Фиолетовом лесу. А вот и Лопушок нас встречает (на прищепку повесить героя леса Лопушка). Здравствуй, Лопушок!

Лопушок: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы согласились мне помочь. В лесу моем очень грустно, тихо и это меня пугает. Сначала было все таким белым, пушистым, мягким, а потом вдруг все куда- то исчезло- стало серым и мрачным (снег, сугробы растаяли).  Деревья почему- то стали некрасивые, голые. Может они все заболели?

Воспитатель: ребята, если все было белым и пушистым- это какое время года?

Ребята: Зима!

Воспитатель: а сейчас посмотрите, снега нет в лесу. Значит какое время года наступило?

Ребята: Весна!

Воспитатель: ребята, весной просыпается вся природа. И если у нас весна, то почему так темно и все кругом серое?

Ребята: не хватает тепла солнышка.  Прикрепляют на ковроград солнышко.

Воспитатель: Ребята, а что случилось с деревьями в Фиолетовом лесу? Они заболели? Не проснулись?

Ребята: Нет, просто наступила весна, растаял снег, побежали ручьи, от яркого солнышка стало очень тепло. Распускаются на деревьях листочки, травка зеленеет.

Воспитатель: Правильно, ребята. А все ли деревья стоят без листвы?

Ребята: Нет, только лиственные. А хвойные не сбрасывают (кроме лиственницы).

Лопушок: Значит, наступила весна! Вот только листочков нет, они, наверное, еще спят после зимы, может они никому не нужны?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому могут пригодится листочки в лесу? (варианты детей, подвести к ежам)

Лопушок: А вот и мои друзья, ежики. А зачем им листочки?

Ребята: Чтобы укрыться от весенней непогоды, ветра и дождя.

Воспитатель:  ребята, надвигается гроза. Что буем делать? Как спасать ежей?

Ребята: укроем листиками.

Лопушок: Только ежики разные, один большой, второй средний, а третий маленький. Как будем укрывать?

Ребята: Большого большими листочками, среднего – средними, маленького – маленькими. Раскладываем листики из сундука на ежей.

Воспитатель: ребята, мы помогли ежикам укрыться от весенней грозы и сильного ветра. Молодцы!

Лопушок: Ой, ребята, а давайте попросим у ежей весенних свежих листиков и оденем деревья в красивый зеленый наряд из листьев.

Воспитатель: так как у нас необычный лес- фиолетовый, то и листья у нас волшебные- зеленые. Ребята с ежей переклеивают листья (на липучках) на голые стволы и ветки деревьев.

Воспитатель: посмотри, Лопушок, как наши ребята преобразили и украсили лес в зеленый цвет. Теперь в лесу светло, солнечно и зелено.

Лопушок: Да, какие вы молодцы! 

Воспитатель: Ребята, значит ежики уже проснулись после зимы!  А кто еще спит и не проснулся от теплого солнышка? Если необходимо, можно помочь ребятам при ответе.

Ребята: медведь, змеи, лягушки.

Воспитатель: давайте мы их разбудим и оживим наш лес, заселим животными. Посмотрите, и вот Мишик проснулся и выбрался из  берлоги (из берлоги достать и прикрепить на прищепку медведя Мишика, рядом с берлогой).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно и определите в какую среду обитания разместите лягушку, змею и ящерицу? Ребята самостоятельно из корзины выбирают змею, лягушку, ящерицу и крепят на ковроград с лесом. Лягушка у озера Айс, змея на пеньке, ящерица возле пенька.

Воспитатель: а чем заняты волки, зайцы, лисы после зимы?

Ребята: зайцы меняют зимнюю белую шубку на летнюю- серую, волки, лисы так же меняют свои шубки. Белки отыскивают (откапывают) свои зимние запасы. Воспитатель помогает в рассуждениях наводящими вопросами.

Лопушок: Вот почему в лесу так тихо, все звери еще спят, либо заняты делами. А где же птицы, они тоже еще в спячке или меняют перья?

Ребята: Нет, некоторые птицы еще не прилетели из теплых краев – перелетные, другие зимовали в лесу – зимующие.

Воспитатель: Какие? Давайте спросим у галчонка Каррчика (прикрепить Каррчика на прищепку, на ветку дерева)

Лопушок: Ой, смотрите, к нам птичка прилетела. (ласточка)- это перелетная или зимующая?

Ребята: перелетная. Прикрепляют ласточку (на липучке) на небо.

Воспитатель: ребята и Лопушок, если вы обратили внимание, то и птички, и животные какого цвета? (фиолетовые). Правильно, ведь наш фиолетовый лес волшебный, необычный.

- а наш новый друг галчонок Каррчик- перелетная или зимующая птица?

 

Ребята: зимующая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чего еще не хватаем в нашем фиолетовом лесу весной? (цветов).

Физминутка с движением: «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся – дети встают.

Больше спать не захотел, туловище влево- вправо.

Шевельнулся, потянулся, встали на носочки, потянулись.

Взвился вверх и полетел, руки влево, вправо.

Солнце утром лишь проснется, потянулись вверх

Бабочка кружится и вьется. Дети кружатся и садятся 

После физминутки ребята берут из корзины разноцветные цветы (на липучках) и крепят их на поляне.

Лопушок: ой! Как красиво стало в нашем лесу- красочно от цветов, очень светло и тепло от весеннего солнышка, и пахнет свежестью листьев. Птички поют, животные суетятся.

Лопушок: А вам, ребята, спасибо, что помогли разобраться с изменениями в лесу весной. До свидания, до новых встреч!

Воспитатель: Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад, чтобы не мешать и не нарушать лесную жизнь. На чем можно преодолеть озеро Айс?

На кораблике.

Воспитатель: Всем занять свои места, отправляемся.

Физминутка «Корабль»

Волны плещут в океане:                 Дети машут руками, изображая волны

Что нам чудится в тумане?     Дети прикладывают руку к глазам, либо

                                                   смотрят как в бинокль

Это мачты кораблей                 Дети вытягивают руки вверх

Пусть плывут сюда скорей!    Дети приветственно машут руками

Мы по берегу гуляем,             Ходьба на месте

Мореходов поджидаем,          Наклоны вперед

Ищем ракушке в песке,           Дети сжимают кулачки.

  1. Рефлексия (итог занятия):

Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Ответы ребят.

- Давайте вспомним, что произошло весной в природе (световой день длиннее, деревья зеленеют, животные просыпаются, птицы прилетают, снег тает, первые цветы распускаются). Если ребята затрудняются, воспитатель помогает.

- Что вам больше всего понравилось? Ответы ребят.   

- Что было для вас сложным?

  1. Сюрпризный момент:

Воспитатель: ребята, вы большие молодцы! Хорошо постарались. Помогли Лопушку ответить на его вопросы и во всем разобраться. За вашу помощь он приготовил для вас сладкий подарок- конфеты.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: Учитель,2002.

  1. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

  1. Сигимова М.Н.  Мир природы глазами ребенка.  Н.И.П.К.и П.Р.О, 1996.

  1. Николаева С.Н. Сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников. ГНОМ, 2012.

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2020.

  1. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Путешествие по Якутии"

Закрепление знаний дошкольников о природе, животном мире, полезных ископаемых и народном творчестве Якутии. Работа с географической картой....

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе...

Интегрированное занятие по развитию речи "Однажды в лесу" с использованием ИК технологий в средней группе

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Однажды в лесу».  Задачи:1.Учить пересказывать рассказ.2. Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).3. Формировать пред...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Путешествие в зимний лес"

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности....