Познавательно-исследовательский проект : «Животный мир арктических пустынь»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Образцова Лейла Николаевна

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей разновозрастной группы: «Животный мир арктических пустынь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arktitka.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казацкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского городского округа»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей разновозрастной группы:

«Животный мир арктических пустынь»

Выполнила:

Воспитатель Образцова Л.Н.

с. Казацкое 2019 год

Цель проекта: ознакомление с Арктикой, специфичностью природных условий арктического края, животным миром арктических пустынь, их внешним видом, образом жизни и повадками.

Задачи

Образовательные:

-знакомить с самым холодным континентом-Арктикой;

-объяснить значение понятий «вечная мерзлота»;

-рассказывать о природной зоне Арктики;

-рассказывать, как животные особенно холодных районов Земли приспособились к жизни при низких температурах.

Развивающие:

-пополнять и обогащать природный запас;

-совершенствовать связную речь путем составления описательного рассказа о животных.

Воспитательные:

-формировать любознательность;

- обучать работать в группе согласованно;

-закладывать знания о взаимосвязи всего живого в природе;

-вызывать желание сохранять и беречь природу.

Длительность проекта: среднесрочный

Результаты проекта: выставка рисунков на тему «Животный мир арктических пустынь»

Этапы реализации проекта

Предварительный:

-подготовить дидактический материал (фотографии, презентации, иллюстрации)

-подобрать художественную литературу;

-подобрать материал для изобразительной деятельности.

Содержательный

Тема, содержание

Задачи

Планируе-мая дата проведения

Фактичес-кая дата проведе-ния

Познавательное развитие

Занятия: «Путешествие по карте», Животный мир арктических пустынь».

Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Закреплять знания и животном мире Арктики.

Развивать мышление, способность к умозаключению.

27.02

27.02

Беседы: «Белый медведь-властелин Арктики»

Пополнять знания о животных Севера.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивать коммуникативные навыки.

03.04

03.04

Познавательно-исследовательская деятельность(экспериментирование) «Айсберг»(свойства льда)

Развивать поисково-познавательную деятельность.

29.03

29.03

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: «Умка», экологическая сказка «Почему льдинка исчезла»

Знакомить с новыми литературными произведениями.

Закреплять знания о животных Арктики.

Формировать у детей осознанно правильное отношение к различным природным объектам.

21.04

26.04

18.04

20.04

Заучивание стихотворения «Белый медведь»  В. Донской.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к поэзии.

29.03

29.03

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование на бумаге: «Жил –был тюлень»(нетрадиционная техника рисования ладонью), «Медведи на льдине»

Формировать умение изображать северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию.

21.04

28.04

18.04

21.04

Прикладное творчество(работа с бумагой) :цикл занятий по оригами.

Закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы.

29.03

31.03

29.03

31.03

Социально-коммуникативное развитие.

Настольно-печатные игры: «Растительный и животный мир», «зоологическое домино»

Развивать общие представления, зрительное восприятие, социально-коммуникативные навыки.

27.02-28.04

27.02-28.04

Выставка игрушек животных Севера

Способствовать возникновению сюжетно-ролевых игр.

27.02-28.04

27.02-28.04

Физическое развитие.

Подвижные игры: « Ловкий оленевод», «Белые медведи».

Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

27.02-28.04

27.02-28.04

Здоровьесберегающие технологии:  самомассаж, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.

27.02-28.04

27.02-28.04

Занятие «Животный мир арктических пустынь». Презентация Приложение №1

Зона арктических пустынь находится на самой северной окраине Азии и Северной Америки, включая все острова в Арктическом бассейне, которые входят в предел полярного географического пояса. Климат — арктический, с долгой и суровой зимой, лето — короткое и холодное. Сезонов не существует. Во время полярной ночи – зима, а полярным днем – лето. Средние температуры — -10 до -35°, опускается до -50°. Летом — от 0°до +5°. Осадков мало (200-300 мм за год).

 Животные и птицы, которые отваживаются зимовать в этих широтах обязаны приспосабливаться для добывания корма в сумерках или к поискам добычи в темноте. И птицы, и звери даже летом ощущают на Крайнем Севере недостаток тепла. Все существование их зависит от выработки, экономного расходования и сохранения тепла. Поэтому у животных и птиц, у некоторых постоянно, у других с приходом осени присутствует густой, длинный мех или оперение. У крупных животных обязательно есть толстый слой подкожного жира, а большая масса тела позволяет больше вырабатывать тепла. Некоторые арктические животные имеют короткие ноги и уши, а птицы небольшой клюв. Так им легче сохранять тепло тела, ведь длинные конечности быстрее мерзнут. Большинство птиц, как и зверей зимой имеют светлую или белую окраску.

Если зверей в Арктике не более 20 видов, то птиц свыше 90. Птицам легче, чем наземным обитателям воспользоваться дарами арктической природы. Летом в Арктике хоть и прохладно, но кормов достаточно. 2/3 всех видов птиц легко могут перелететь на юг, почувствовав приближение суровой зимы. Весной же они сюда возвращаются. Лето с чрезвычайно долгим световым днем дает больше времени на охоту. На этих фото – птицы, круглогодично обитающие за Полярным кругом.

Птицы Арктических пустынь

Самыми многочисленными жителями сурового северного края являются птицы.

Розовая чайка — хрупкое создание, с весом в 250 граммов, и длиной тела в 35 см, чувствует себя достаточно уверенно и вольготно проводит суровые зимы в тундре, либо над морской поверхностью, которая покрыта дрейфующими льдинами. Часто присоединяется к трапезам более крупных хищников.

Кайра — чёрно-белая птица, гнездящаяся на высоких отвесных скалах, и проводящая зиму во льдах, не испытывая при этом особого дискомфорта.

Гага обыкновенная — это северная утка, которая может легко нырять в ледяной воде на глубины до 20 метров.

Самая свирепая и крупная среди птиц – полярная сова. Безжалостный хищник с красивыми жёлтыми глазами, белоснежным опереньем охотится и на других птиц, и на грызунов, а иногда и на детёнышей более крупных зверей, например, песцов.

Типичные животные арктических пустынь:

Китообразные

Нарвал интересен своим длинным рогом, торчащим изо рта, который является обыкновенным зубом, только с длиной 3 метра и весом 10 кг. Фото: Один за всех и все за одного

Гренландский кит – это родственник нарвала. Но он во много раз больше его, и вместо странного зуба – во рту китовый ус с огромным языком, которым удобно слизывать застревающий планктон.

Полярный дельфин или белуха – это крупное животное весом до 2-х тонн, с длиной до 6 метров, питающееся рыбой.

Касатка занимает первые места среди самых крупных и сильных морских хищников арктических вод, где она охотится на белух, моржей, тюленей и нерп.

Звери

Тюлени — это животные, составляющие особую арктическую когорту, которая уже тысячи лет живёт в этом регионе.

К этому виду относится гренландский тюлень с очень красивой узорной шкурой.

Морской заяц — это самый большой тюлень, его рост — 2,5 метра, вес — около 400 кг.

Обыкновенный тюлень поменьше морского зайца, запоминается красивыми и выразительными глазами.

Кольчатая нерпа намного меньше своих собратьев, отличается большей подвижностью и умением рыть норы в снегах.

Моржи — это самые ближайшие родственники тюленей. Также является ластоногим, но имеет выдающиеся большие размеры: длина его тела — 3 метра, а вес — около тонны. Это животное с мощными клыками, которыми он может раскапывать морское дно, чтобы добывать себе моллюсков, его основной пищи. Морж — это хищник, который использует свои клыки и для защиты, и для нападения на тюленей и нерп.

Белый медведь — это самый гиганский свирепый сухопутный хищник, с длиной тела —2,5 метра, весом — 500 кг. Он нападает на нерп, тюленей, моржей, полярных дельфинов. Белый медведь отлично плавает, ныряет и быстро бегает.

Арктические волки – одни из самых красивых арктических животных. Живут небольшими стаями по 7-9 особей, охотятся за стадами северных оленей, овцебыков и мелкими животными.

Песец — небольшой зверь, вес составляет около 5 кг, высота в холке — не более 30см. Много перемещается и часто составляет компанию белому медведю, питаясь остатками его добычи.

Лемминг — это маленький грызун, чуть больше мыши, имеющий для животного мира Арктики первостепенное значение, т.к. он является основой питания всех плотоядных зверей. Например, полярная сова даже не гнездится в то время, когда популяция леммингов незначительна.

Северный олень, животное с весом около двухсот килограмм, с высотой холки, не превышающей полутора метров, питается ягелем, называющимся оленьим мхом, и заселяющее огромные территории арктического региона. У него очень широкие копыта, которыми он может разрывать снег, чтобы добираться до растительности. Самки пользуются для этих целей ещё и рогами, которые они сбрасывают, в отличие от самцов, летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Познавательно-исследовательская деятельность «Домашние животные» в старшей группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Познавательное развитие:  уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;Речевое развитие: расширить и активизировать ...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Дикие животные» (с использованием ИКТ)

1. Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. 2. Задачи:Образовательные:·        За...

Познавательно – исследовательский проект «Животный мир арктических пустынь»

Основу проекта составляет совместная деятельность детей, родителей, воспитателей, направленная на экологическое образование и воспитание дошкольников....

Познавательно-исследовательский проект «Животный мир арктических пустынь»

Проект направлен на ознакомление детей с территорией нашей страны, где они никогда не бывали, но которая является достоянием России и особо охраняемой областью....

Экологический проект по познавательно – исследовательской направленности "Дикие животные".

Цель проекта:Обобщить и расширить знания детей о диких животных через разные виды деятельности. Задачи проекта:1. Дать представления о диких животных лесов России, их обр...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный проект «Дикие животные родного края».

В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и очень важно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Поэтому для удовлетворе...