Экосистема луга
план-конспект занятия по окружающему миру

Бричкина Наталия Константиновна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ekosistema_luga.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Золотой петушок»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»

(углубление ранее полученных знаний)

для детей 6 – 7 лет

Тема: «Экосистема луга»

Выполнила воспитатель:

                                                      Бричкина Наталия Константиновна

г. Барнаул, 2020

Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество;

- закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе.

Развивающие:

- Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: обогащение словаря, активизация словаря

Оборудование: картинки с изображением животных луга, аудиозапись голосов птиц, картинка - лабиринт, семена в мешочке, дидактическая игра «Кто, где живет?», интерактивная доска, проектор, ноутбук, мольберт.

Предварительная работа: экскурсия на цветущий луг, стихи о лете.

Структура занятия:

Части занятия

Методические приемы

Время

1.

Организационно – мотивационный этап

  • Беседа о цветущем луге
  • Стихотворение «Что такое луг?»

5 минут

2.

Основной этап

15 минут

2.1.

Этап постановки проблемы

  • вопросы
  • загадка

4 минуты

2.2.

Этап ознакомления с материалом

  • беседа
  • игра-лабиринт

5 минут

2.3.

Этап практического решения проблемы

  • мини-викторина
  • дидактическая игра

6 минут

3.

Заключительный этап

  • игра «Узнай, чей голос»

5 минут

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, предлагаю нам с вами отправиться на прогулку на цветущий луг. А кто помнит, что это такое? (Ответы детей)
Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света. Луг - это дом для многих видов животных. Если мы будем внимательными, обязательно увидим много интересного. В путь! 

Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух. (В. Степанов)
На экране появляется изображение вытоптанного луга.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Но, что-то я его не узнаю. Цветов нет, травы почти нет, везде какие-то следы. Где насекомые? Посмотрите, вон там какая-то небольшая кучка рыхлой почвы и что-то шевелится.

День ли, ночь ли на дворе,
Он всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный ... (Крот.)
На экране появляется изображение крота.
Воспитатель: Уважаемый крот, расскажите нам, что случилось с этим лугом?

Крот: Здесь каждый день пасли коров. Они выщипали и вытоптали почти всю траву. А насекомые, птицы стали искать себе другие жилища. Мне тоже придется искать новый дом, ведь это место умирает.
Воспитатель: Луга действительно имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Чтобы растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства должны подсеивать их семена или оставлять нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота ведет к исчезновению многих растений, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва как здесь. Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану. Человек – часть живой природы, он в ответе за свои поступки и должен исправлять ошибки. Как же нам все исправить? (Ответы детей.)

Крот: На опушке леса живет Бабушка-Загадушка. У нее есть волшебные семена, которые прорастают в считанные секунды. Отправляйтесь скорее за ними.
Игра - лабиринт «Найди, какая из дорог ведет к домику Бабушки - Загадушки?»
Появляется Бабушка – Загадушка. Ребята просят ее дать немного семян для спасения луга.

Бабушка-Загадушка: На лугу растет много трав и цветов. Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения. Отгадаете, дам вам волшебных семян.

Дети отгадывают загадки, картинки отгадки появляются на экране.

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчик)

Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.
(Репейник)

Только тронь — отдернешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)

Трава – полёвка
Синяя головка
По краям коронки-
Зубчики-воронки.
(Василёк)

Стоят на поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)

Воспитатель: Луг – это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. Но можно встретить и ядовитые растения. К ним относятся борец, лютик едкий, черемица, молочай, так что будьте осторожны.
Физкультминутка.
Вот стою я на лугу,
И качаюсь на ветру.
Влево, вправо наклоняюсь,
А потом земли касаюсь.
Дождь прошёл, встряхну листами,
Потянусь со всеми вами.
(Движения по тексту.)
На экране появляется цветущий луг.
Воспитатель: Теперь на лугу много цветущих трав. Каких животных здесь должно быть много? (Насекомых). А вот и они, возвращаются.
На мольберт выставляются картинки с изображением насекомых.
Мини - викторина «Что мы знаем о насекомых?»
1. Какие насекомые хищники?

 (Божья коровка - хищница, питается другими насекомыми, поедает тлю, которая уничтожает зелень на растениях. Муравей - великолепный строитель, санитар леса и луга. Он уничтожает вредных насекомых. Еще он может лечить птиц, смазывая перья муравьиной кислотой. Стрекоза - ест комаров и мошек. Жужелица. Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами.)

2. Рекордсмен по прожорливости? (Стрекоза.)
Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!
3. Куда деваются экскременты и останки животных?
(Жуки-навозники быстро перерабатывают навоз и прячут, откладывая в них свои яйца. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это – пища взрослых жуков и личинок.) Эти насекомые – санитары. С помощью обоняния навозник разыскивает кучки навоза и под ними приступает к рытью норки. В норку ими заносится навоз, который затем утрамбовывается в длинные колбаски. В нижнюю часть колбасок самка откладывает яйцо. Из яйца появляется крючковидная личинка. Она пытается заготовленным навозом, растет и зимует. Весной личинка превращается в куколку, из которой выводится жук. Жук, как и личинка, питается навозом. Навозник способствует повышению плодородия почвы.
Самцы могильщика заползают под умершее животное и выгребают из-под него землю. По мере выкапывания ямки животное опускается в нее все глубже и глубже. Личинки, как и жуки, питаются падалью.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Муравей в … (муравейнике).
Божья коровка под… (листком, корой деревьев).
Пчела в… (улье).
Бабочка на… (цветке).
Кузнечик в… (траве).
Шмель в …(гнезде).
Воспитатель: Теперь мы знаем, как важны друг для друга растения и насекомые.
Изображения птиц выставляются на мольберт. Звучит аудиозапись голосов.
Игра «Узнай, чей голос».

Подведение итога занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали?

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

Что для вас было легко, а что трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

Конспект по развитию речи для первой младшей группы на тему Русская народная песенка "Как по лугу, по лугу..."

Цель: Познакомить с русской народной песенкой «Как по лугу, по лугу…»Задачи: - формировать умение слушать стихотворный текст...

Конспект занятия по экологии "Экосистема луга"

Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского...

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Экосистема луга»

Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.Задачи: - Познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозя...

Презентация "Экосистема луга"

презентация.старшая группа...