Конспект ООД в старшей группе «Ясна-красна приди, весна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фокина Светлана Анатольевна

     Обучающие возможности фольклора огромны. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, природой родного края помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к малой Родине, позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в современной жизни. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом, дети учатся языку народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasna-krasna_pridi_vesna.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе

Тема: «Ясна-красна приди, весна!»

Цель: расширение и систематизация  знаний детей о весенних изменениях в природе, приобщение  к истокам и традициям русского народа через фольклор. 

Задачи:

- продолжать прививать любовь к русскому народному фольклору через использование закличек,  песен, загадок, народных игр;

-совершенствовать навыки диалогической речи:  участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; пополнить и активизировать словарь детей по теме;

- развивать  познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;

 -формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: наблюдения, беседы о весенних изменениях в природе, о народных праздниках весной ;просмотр презентаций, чтение художественной литературы по теме; разучивание закличек, потешек, народных игр, считалок, загадок. Посещение краеведческого музея , экспозиции «Крестьянский быт».

Оборудование: участники ОД (воспитатель и дети) одеты в народные костюмы, центральная стена группы украшена аппликацией по теме «Весна»;ИКТ, живые цветы(примулы, мускари, хохлатки, крокусы, нарциссы в горшочках), жетоны желтого и зеленого цветов,2 подноса, иллюстрации половодья, весеннего луга, солнечного дня.

Ход ООД:

(Звучит народная мелодия «Дымковская игрушка»).

Дети  в русских народных костюмах под музыку входят  парами через середину группы, подходят к гостям, кланяются, здороваются, расходятся вправо-влево.

Воспитатель:

-Здравствуйте, гости дорогие. Петушок мой сегодня рано встал, всем-всем о весне прокричал. А я думаю, не рано ли? Уступила ли зима свой  черед весне-красавице?

-Посмотрим в оконце, да поищем приметы весны. ( Солнце поднялось выше,  оно ослепительное,  светит  ярко. День увеличивается, а ночь уменьшается. Ночью лужи застывают, а днем оттаивают, в них купаются птицы. Небо голубое, высокое, яркое. Облака, как небесный ледоход. Звенит веселая капель. Сосульки тают под лучами солнца. Местами еще лежит снег, иногда еще идет снег. Ветер стал теплее и ласковее. Почки на деревьях набухли, готовые лопнуть. Прилетели первые перелетные птицы. Весело чирикают воробьи , звенят (тенькают) синицы.)

-Сегодня мы поговорим о весне, о весенних изменениях в природе.

Воспитатель:

-Чтоб весна не заплутала ,да скорее к нам попала,

Мы закличку пропоем и весну к нам позовем.

(Звучит мелодия русской народной песни «Земляничка»).

Дети:

-Ясна – красна

 Приди, весна!

С голубою далью,

 С Иваном да Марьей,

 С золотистым гребнем,

 С изумрудным стеблем.

(Входит Весна (ребенок)

 Пришла весна,

Войной пошла,

 На все зимнее,

Да  ливнем,

 На снег теплом,

На всю зиму помелом

 У…

Весна:

(Звучит мелодия А.Ермолова «Весенняя капель»).

-Здравствуйте,  ребята,

Я к вам с радостью пришла ,

Три угодья принесла.

Первое угодье – в реках половодье. (Воспитатель  выставляет иллюстрации половодья, луга, солнца).

Второе угодье-солнце на подворье.

Третье угодье –зеленое раздолье.

1 ребенок:

Пришла Весна – матушка,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Всех детей провел.

2 ребенок:

А за ним – апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май-

Сколько хочешь гуляй. 

Воспитатель:

- Так давайте же и мы гулять, играть, весну встречать.

Хороводная игра «Ой, ты, матушка-весна».

( Звучит мелодия русской народной песни «Варенька».В центре хоровода стоит Весна).

Дети (идут по кругу и поют):

Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?

Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?

Весна:

Маленьким ребяткам да по красному цветку.

Дети:

Ой, люли-люли ,да по красному цветку.

Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?

Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?

Весна:

Красным девицам по шелковому платку.

Дети:

Ой, люли-люли, по шелковому платку.

Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?

Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?

Весна:

Старичкам -мужичкам грибов-ягод по борам.

Дети:

Ой, люли-люли, грибов-ягод по борам.

Ой, ты матушка - весна, что же ты нам принесла?

Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?

Весна:

Солнце, дождик, травку, смех,

Музыку  весны для всех.

Дети:

Ой, люли-люли, музыку весны для всех.

Воспитатель:

-Музыку весны…а что это за музыка, как вы думаете?

-Вы хотите послушать?

 (Дети садятся на стулья).

Воспитатель (говорит на фоне музыки «Звуки природы:щебет птиц, журчание ручья.»):

-Шагает Весна по планете, вначале возвращает миру звуки, а потом краски. Оживает земля под каждым ее шагом, тихо звучит музыка - позвякивают сосульки на крышах домов. Все теплее и теплее с каждым днем. Вот уж и ручьи зажурчали, птицы возвратились из жарких стран – отдыхают от дальнего перелета:

- Здравствуй, дом родной!

  Все громче и громче звучит музыка Весны. Очнулись леса и сады от зимней спячки, распускаются листья на деревьях. Все ожило, запело, зажужжало, пришло в движение. В лесу, едва успевает растаять снег, опережая появление зеленой травы,  распустились подснежники, а на участке детского сада – одуванчики. Гудят над ними мохнатые шмели, пчелы.  Здравствуй, Весна музыкальная.(В.Н. Матова «Весна музыкальная»).

 

Беседа.

-Почему я назвала весну музыкальной?

-Назовите первый весенний месяц.

-Какие звуки мы слышим в марте, ранней весной?

(Звенит капель.)

-Недаром в народе март называют капельником. Капель отсчитывает первые часы весны. А еще март в старину называли…(дети: зимобором, протальником).

-Что еще  мы слышим в марте? (Птичий гомон, щебет, свист).

- Какие птицы возвращаются из теплых стран весной?

Воспитатель:

-Почему их называют птицами?

Дети:

-Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост.

Воспитатель:

-Какие птицы прилетают первыми?

Дети:

- Первыми прилетают грачи.  Грачи-гонцы весны. Говорят, что «грачи весну расклевали». (Дети говорят поговорки о грачах. Уточнить одну из поговорок: «Что это означает? Объясни.»)

Воспитатель:

-Что делают птицы, когда возвращаются с юга?

Дети: 

-Строят гнёзда. Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам , выстилают сухой травой и тонкими ветками.

Воспитатель:

- Для чего птицы вьют и строят гнёзда?

Дети: 

- Птицы вьют и строят гнёзда, чтобы выводить птенцов.

Воспитатель:

-Какой месяц идет за мартом?

Воспитатель:

-Апрель зовут —  снегогоном. Как вы думаете, почему?

(К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)

-Как появилось у апреля имя –водолей?

(Именно в этом месяце повсюду много воды: текут ручьи, разливаются реки, часто идут дожди. В народе говорят «Апрельские ручьи зелень будят.»)

Воспитатель:

-Апрель - красивый месяц, появляются первые цветы. Как называются цветы, которые первыми распускаются весной? (Первоцветы).

-Какие цветы  распускаются первыми в лесу?

Дети:

-Ветреница, хохлатка, мать –и –мачеха и т.д.

-Можно ли эти цветы собрать в букет и поставить в вазу? Почему?

Воспитатель:

-На нашей клумбе на участке  тоже распустились первоцветы. (Воспитатель показывает первоцветы в горшочках). Назовите  и покажите их.

Воспитатель:

-Как называется последний весенний месяц?

Воспитатель:

- Май в народе зовут — травень, цветень. Попробуйте объяснить это название.(Распускается много цветов, цветут деревья, кустарники(черемуха, как невеста в белом наряде; сирень).Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады:цветут фруктовые деревья. Над ними гудят насекомые.)

- Май –песенник.В мае лес полон радостных звуков. Что можно услышать , попав в лес?

 Воспитатель:

- Люди с давних времён  встречают весну хороводом. Так давайте, и мы хороводы водить, радоваться весне.

( «Веснянка» .Звучит народная  мелодия ).

Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетело сто грачей, (Бегут  по кругу,машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Воспитатель:

-О весне придумано много загадок.

  Давайте  попробуем отгадать их. Для этого разделимся на 2 команды с помощью желтых и зеленых жетонов.

(Дети делятся на 2 команды. За правильный ответ получают жетон. Каждой команде загадывается по 3 загадки. В конце каждая команда загадывает загадку команде соперников).

Воспитатель:

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап звенит…(капель)

Веселится весь народ:

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем …(ледоход).

У забора, на шесте,

Дом стоит на высоте.

Там появятся птенцы,

Будут их кормить отцы.

Мамы греть их будут нежно,

Называют дом … (Скворечник)

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в... (ручей)

Вот на ветках чудо-дом

Как уютно птицам в нем. (Гнездо)

Под крышей висит,

Разломишь – хрустит.

Зимой замерзает,

Слеза не стекает,

Солнце припечёт -

Заплачет, потечёт. (Сосулька)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (подснежник)

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года? (Весна)

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята,  все загадки  отгадали. Давайте вспомним о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).О каких весенних месяцах ? (Март, апрель, май). Какие признаки весны мы вспомнили? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Воспитатель:

-Впереди месяц май, сердце весны, цветень. Весна –цветами красна. В садах и лесах распустятся много цветов, расцветут деревья и кустарники. А  у нас в группе уже  распустились бальзамины, которые мы с радостью дарим нашим гостям.

(Звучит музыка Д.Шостакович «Вальс-шутка» , дети дарят цветы гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

У детей уточняется и расширяется представление о перелётных птицах, об их жизни в весенний период. Дети получают сведения о звуковых сигналах птиц. Воспитывается доброе, заботливое отношение к птицам....

Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

Конспект занятия в старшей группе         «О чём поют весной птицы?»                        ...

Конспект целевой прогулки в первой младшей группе «Приди, весна с радостью ! » (совместное с родителями мероприятие)

Посеем цветок доброты в душе крохи!Пусть каждый ребенок России поймет:Сегодня он даст каждой птахе по крохе,И мир от его доброты расцветет…...

Конспект НОД для старшей группы по речевому развитию "Весна.Приметы весны"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов,воспитателей ДОУ  по речевому развитию на тему "Весна.Приметы весны"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: "Весна. Признаки весны"

Закрепить знания о весне и ее признаках у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Приди, Весна, с радостью!»

Цель: систематизировать и закрепить представления детей о признаках весны как времени года....