Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей младшей группы
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Агафонова Наталья Петровна

Значение проведения экологических игр в детском саду. Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Малыши на занятиях по экологии учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_po_ekologii.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игра -«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов. 

2. Игра-«Замысловатые вопросы»

ЦельРазвивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

 

3.Игра-«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

 4.Игра-«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

 

5.Игра- «Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

6.Игра-«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны  объяснять содержание картинки.

 

7. Игра-«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Воспитатель достаёт из коробки предмет, по описанию дети должны назвать этот предмет.  

8.Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. 

9.д\и «Угадай, что в мешочке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель, предлагает подойти к воспитателю и определить на ощупь: овощ, фрукт или ягоду.  Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

10.Игра-«Где снежинки?»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Загадки

1. Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ……….. (солнце).

 2. Это что за красота,

На полянке у ручья?

Распустился очень нежный,

Беленький цветок , …………….. (подснежник).

Спит зимой, весну он ждет.

3.Очень любит сладкий мёд.

Нравится ему реветь.

Этот зверь лесной, …………… (медведь ).

 4. Зиму в шубке белой был,

А весной её сменил,

Стал он серый попрыгайка,

Маленький трусишка ………. (зайка).

Игра - занятия «Беспорядок в лесу»

Пр.с.: учить различать и называть диких животных, уточнять представление о том, чем они питаются, учить правилам поведения в лесу, формировать представление о строении цветов и грибов; развивающие: развивать внимание, умение следить за действиями персонажей, усидчивость, умение реагировать на сигнал; воспитывать гуманное отношение к объектам природы, трудолюбие, желание помогать, формировать умение оценивать поступки.

Ход занятия: Дети сидят полукругом .

Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в лес и навестить наших лесных жителей. Кто живет в лесу? Волк, заяц, лиса, белка ,ежик, медведь».

Правильно. Мы отнесем зверятам угощения. Воспитатель достает прозрачный мешочек в котором находятся: баночка с медом, шишка, морковка, рыбка, косточка . Теперь можно ехать. Садимся в поезд. В групповой комнате на расстоянии друг от друга стоят макет дерева и елочка. Возле дерева разбросаны несколько веточек. В другом месте на полу расставлены разборные грибы, на «тропинке» размещен жук недалеко прикрепить бабочку.  Вот мы и приехали. Пойдемте на полянку, послушаем, как птички поют. Воспитатель рассаживает детей на расстеленное покрывало (желательно зеленое).Звучит фонограмма « Пение птиц».  Слышите, как птички поют?Воспитатель обращает внимание на цветы и оторванные стебельки, которые разбросаны недалеко от детей. Ребята, смотрите кто-то все цветочки оборвал?!

Появляется игрушка «лиса».Примечание: занятие будет интереснее, если выполнять действия за игрушки и озвучивать их будет второй воспитатель.

Ребята кто это бежит? Это я. Я хотела веночек себе сделать, но у меня не получилось, поэтому я все цветы выбросила.  Как плохо ты поступила, лисичка! Ребята, можно срывать все цветы и потом выбрасывать их?

Здесь была такая красивая цветочная полянка, а теперь ее нет! Лисичка убегает. (Поместить на скамеечку). Появляется волк.. Детки, кто это?

Волк начинает «отрывать» шляпки от грибов и бросает их.  Постой волк! Что ты делаешь? Нельзя портить грибы! Волк: Я грибы не люблю! Воспитатель: Ну и что! Другие звери любят. Ребята, какие звери любят грибы? Дети:  Ежик, белка. Волк убегает. Воспитатель:  Вот как нехорошо поступил волк. Он испортил все грибы! Появляется заяц. Ребята кто это скачет? Заяц берет ветки и ломает их. Воспитатель:  Зайчик, так это ты веточки у дерева сломал? Заяц: Я, а что такого? Новые вырастут! Воспитатель: Ребята, скажите, можно так делать?  Зайчик, дерево тоже живое, ему больно. Если отламывать веточки у дерева, оно может погибнуть.

Зайчик убегает. С елочки начинает лететь скорлупа грецких орехов.

Воспитатель: Ой! Кто это там мусорит? Появляется белка.

Воспитатель: Ребятки, кто это? Белка  Это я. А куда мне мусор складывать?

Воспитатель: Мусор нужно закапать в ямку или собрать в мусорный пакет. Ребята, можно мусорить в лесу? Белка убегает. Появляется медведь. Детки, кто это? Медведь:  Кто это тут сидит? (Смотрит на жука). Сейчас я его раздавлю! Бабочку поймаю! Воспитатель: Постой медведь! Что плохого тебе сделал жук? Ты такой большой! Как тебе не стыдно! Вот послушай стихотворение. Беги, жучок, Сверчи, сверчок, И бабочка — лети... Я обижать не буду вас, Счастливого пути! Стих читает воспитатель. Медведь убегает. Воспитатель:  Ребята, какой беспорядок в лесу зверята устроили! Как нам лесу помочь? Нужно весь мусор собрать, цветочки посадить, собрать грибы в корзиночку. Вот сколько работы! Но нас много, мы справимся.

 

Игра « Собери цветок».

Воспитатель приглашает 4-х детей.

В.:  Ребята, посмотрите, как нужно собирать цветочек. Нужно взять стебелек, потом сверху положить цветочек, потом к стебельку прикрепить листики. (Показывает).

В.: Вот, какие молодцы! ( имена). Теперь у нас новая цветочная полянка появилась! В.: А теперь нужно собрать грибы. Восп-ль вызывает других 2-3 детей.

Игра « Собери грибок»

В: Таня и Ваня, вам нужно одеть шляпку грибка на ножку (показывает).В.:  Молодцы ребятки, теперь ежик будет мимо пробегать и соберет наши грибочки. В.:  А теперь нужно мусор собрать. Нужно собрать сломанные веточки и скорлупу от орехов в ведерки.

Примечание: если занятие проводится для подгруппы, то приглашаются все дети. Если для всей группы, то те, кто не участвовал.

Игра « Собери мусор».

После игры все дети опять усаживаются на покрывало.

Воспитатель: Вот как хорошо потрудились! Теперь в лесу опять порядок. Мы зверята угощение принесли, но мы наверное не будем их угощать, потому что они совершали плохие поступки!

(Обращается к игрушкам, которые размещены на скамейке)

Медведь :  Простите нас, мы больше так не будем!

Воспитатель :  Простим, ребята? Тогда нам нужно раздать угощения. Вы помните кто чем питается?

 Игра « Кто чем питается».

Воспитатель предлагает одному ребенку достать из мешочка «угощение».

Воспитатель:  Марина, что это? Правильно, рыбка. А кто рыбку любит кушать? Правильно, лисичка. Угости лисичку рыбкой.

Потом воспитатель предлагает другому ребенку достать предмет и т. д. (для волка косточка, Для белки шишка, для медведя баночка с медом)

Воспитатель:  А теперь давайте с мишкой поиграем.

Игра «У медведя во бору».

Итог занятия.

Воспитатель: Ребятки, вы сегодня такие молодцы! Порядок в лесу навели, зверят угостили. У меня для вас тоже есть угощение.

Воспитатель раздает детям конфеты в фантиках.

Воспитатель:  Детки, только давайте не будем мусорить в лесу, а поедем в детский сад и будем пить чай.

Игра “Какая ты водичка”

Цель: расширять знания детей о воде; развивать познавательный интерес; воспитывать наблюдательность..

Ход: Ребята, слышите, что это за шум? (Фонограмма «Шум дождя»). Да это идет дождь. Давайте спрячемся от дождя под зонтик.
Физкультминутка.
Дождик капнул на ладошку,
На кусты и на ладошку – ой-ой-ой!
Побежали мы домой!
(Дети садятся на стулья).

Ребята, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. Она открывает рот и спрашивает вас, где в группе у нас есть вода. Дети: (в кране, в лейке, в вазе и т.д.). В: Да, правильно.  Еще в супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в росинке, Нам откликнется всегда. Океанская вода.
А что можно делать с водой? Дети: (Мыть посуду, купаться, поливать цветы, стирать одежду). А сейчас мы отдохнем.
Физкультминутка («Рыбки»)

 Садитесь за столы. Отгадайте загадку.
“Меня пьют, Меня льют. Всем нужная
Кто я такая?”. Дети: (Вода). В: Правильно, вода. Возьмите стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?. (Дети нюхают воду). Ничем.  Вода не имеет запаха. Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус? (Дети пьют воду). Вода безвкусная. Теперь опустите в стакан с водой ложку. Вы ее видите? (Дети опускают в воду ложку). Почему? Дети: Вода чистая, прозрачная.  Правильно, вода прозрачная. А теперь опустите ложку в стакан с молоком. (Дети опускают ложку в стакан с молоком). А в этом стакане ложку видно? Почему? Потому что молоко белое, непрозрачное. Правильно, молоко белое, непрозрачное, а вода прозрачная, чистая. А сейчас давайте попереливаем воду из одного стакана в другой. Возьмите пустой стакан и налейте в него аккуратно воду и наоборот. (Дети переливают воду).  Что делает вода? Дети: Льется, плещется, журчит, течет, переливается. Значит вода какая? Дети: Жидкая. Вода – это жидкость. Рыбке понравилось, что вы много знает о воде. Она за вами наблюдала, смотрела. И приготовила для вас фокус. Возьмите стаканчики с крышками. В стаканчиках чистая вода. Потрясите их, взболтайте воду. (Дети трясут стаканчики). Что происходит? Вода окрасилась в разные цвета. Соня, в какой цвет окрасилась твоя вода? А твоя, Егор? значит воду можно покрасить в любой цвет. Давайте поиграем с рыбкой.Пальчиковая гимнастика. «Рыбка плавает в водичке, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!».
 Уплыла рыбка. Золотая рыбка попросила помочь ее друзьям, морским жителям. Они заболели и потеряли свои цвета. Давайте им поможем. А покрасим мы их простой водой. Возьмите кисти, окуните в воду и красим водой. (Дети рисуют водой под спокойную музыку).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, вы настоящие волшебники, помогли рыбке и ее друзьям. Хорошо отвечали на вопросы и узнали много нового о волшебнице-воде.

Игра «Какие разные птицы» 

Задачи: расширять знания детей о птицах; активизировать речь; восп-ть доброе отношение к птицам.  Сидят полукругом. Ход занятия

Игровой персонаж Мишка приходит к детям с пустой клеткой для птиц. Что это  у тебя, Мишка Зачем тебе клетка??  МИШКА. Хочу, чтобы у меня в клетке птичка жила. Вот эта! (Показывает картинку с пеликаном). 
В: Ребята, как вы думаете пеликана можно в клетку садить? МИШКА. Не хочу попугая, мне эта нравится! 
В: Надо уговорить Мишку не брать пеликана, а взять попугая. ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушай Мишка. (Выставляет картинки: пеликан и попугай). Мишка, не бери пеликана в клетку, а возьми попугая. Пеликан - большая птица,  в клетке ей будет тесно, пеликан живёт у воды,он ест свежую рыбу,. У него большой клюв, длинный с мешком, им удобно рыбу ловить. Пеликан любит плавать. Перья у него белые. А попугай – маленькая птичка. Она может жить в клетке,  попугай любит семечки, зерна, яблоки, его можно накормить. У попугая клюв маленький, крепкий, чтобы зерна раскалывать, яблоки щипать. Попугай не умеет сам себе еду добывать. У попугая ноги короткие,  перья у попугая _ разноцветные. Возьми попугая, Мишка, ему будет хорошо жить у тебя, а ты будешь за ним ухаживать. 
МИШКА. Пеликана не возьму, я понял, что ему в клетке плохо будет.  А попугая возьму. Спасибо ребята, что объяснили мне какая птица лучше, сможет жить в клетке.. Мне пора с вами прощаться: «До, свидания, ребята!»

Ребята, кто к нам в гости приходил? Кого хотел завести Мишка? А какую птичку себе взял домой в клетку? Вам понравилось занятие?

Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры: Игра проводится на участке. Помощник воспитателя  прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем воспитатель описывает растение. Дети по описанию должны назвать растение, если затрудняются, педагог говорит: «Зайка спрятался за берёзой и т.д….».

Игра «Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода).

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям картинки, а они должны разложить овощи и фрукты «В огород или Сад».

Игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры:

 Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, и их листьях. Активизировать речь. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев или эскизы.

Ход игры:

Дети сидят за столами. Воспитатель показывает листочек и спрашивает у детей, с кого го дерева он упал. Перед занятием с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке).

Игра «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Воспитатель обращает внимание на картинку. Задаёт вопросы: «Какое время года изображено? Когда это бывает?» Предлагает 1 ребёнку подойти к столу и выбрать из всех маленьких картинок нужные. И так вызывает каждого ребёнка. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку.  Их задача назвать объект который изображен на карточке. Можно использовать загадки.

«Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Игра «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть карточки. Педагог сообщает что им надо животных покормить.  Ребёнок подходит к столу и выбирает нужную карточку с едой.

Игра Найди, что покажу
Цель: Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель, помидор, яблоко и др.

Игра Угадай, что съел
Цель: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе»
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Игра Найди, о чем расскажу

Цель:  Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игра Где спряталась матрешка!


Первый вариант.
Цель: Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4—5 растений.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. Второй вариант.
Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Игра Чего не стало!
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.

Для детей 3-5 лет
Игра Опишите, я отгадаю

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

Для детей 3-5 лет
Игра Найди, о чем расскажу

Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.
Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Игру можно повторить.

Игра Загадай, мы отгадаем

Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя
его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение. 
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
Игра Продайте то, что назову

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе
Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.
Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы
Игра   Найди листок, какой покажу

Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег
детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Игра Найди в букете такой же листок

Дидактическая задач а. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Игра Такой листок, лети ко мне!

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Игра Найди листок

Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровые действия. Поиски предмета. Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три—ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

Игра Найди, о чем расскажу

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»


Игра Найди свой дом

Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
Игра Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

Дидактическая задача. Найти дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Примечание. Далее игры рекомендуются для детей средней группы.
Игра Найди пару!


Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровые действия. Поиски похожего предмета.
Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование. Листья 3—4 деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

Игра Найди листок, как на дереве

Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Игра Все по домам!

Дидактическая игра. Найти целое по его части.
Игровые действия. Поиски своего «дома» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование. Листья 3—4 деревьев (по количеству детей).
Ход игры. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.
Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал.
Примечание. Игру можно провести с листьями, плодами и семенами или только с плодами и семенами.

Игра Найди дерево по описанию

Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.
Игровое действие Угадывание растений по описанию.
Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Загадайте, я отгадаю
 
Дидактическая задача. Описать предмет по вопросам взрослого.
Игровое действие. Загадывание загадки воспитателю.
Правило. Называть задуманное дерево нельзя.
Ход игры. Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку — описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.
         Примечание. Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.
игра Беги в дом, какой назову

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровое действие. Бег (с увертыванием) к определенному предмету.
Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры. Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

Возраст 2–5 лет

По ознакомлению с животными.

Игра  Я кормлю животных

Игру можно проводить с одним ребенком или с группой детей.

Взрослый встает с одной стороны комнаты или площадки. Ребенок или дети – с другой стороны. Взрослый говорит: «Сейчас я буду кормить животных. Сначала ко мне будут прыгать зайчики!»

Дети, изображая зайчиков, прыгают ко взрослому. Детям двух-трех лет ведущий говорит: «Зайчиков я буду кормить морковкой!» Дети изображают, что берут из рук взрослого еду, а потом бегут обратно. Затем ведущий объявляет следующих животных, которых он собирается кормить.

Дети четырех-пяти лет, подходя ко взрослому, сами называют ту еду, которую нужно дать изображаемому животному.

В процессе игры можно спрашивать у детей, как говорит то или иное животное. А дети, приближаясь ко взрослому, будут изображать нужные звуки.

Возраст 3–6 лет

Игра Кто где живет? Что где растет?

Играть можно один на один с ребенком или с группой детей. Взрослый называет любого зверя, птицу, рыбу, насекомое. Ребенок как можно быстрее называет место обитания этого существа (если играет группа детей, вопросы задают каждому по очереди). Принимаются ответы как общие: лес, луг, озеро, море, река или норка, дупло, улей, так и более конкретные: в лесу в дупле на дереве и так далее.

Так же можно играть и загадывая растения, хотя это может оказаться сложнее для детей. В этом случае попробуйте совместить обе игры в одну, то есть загадывайте по очереди то животное, то растение.

Сложность задания, естественно, определяется возрастом детей.

Игра Угадай, кто это?

Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок). Если ребенок угадал с первого раза, получает пять очков, со второго – четыре и так далее.

Если игра проводится в группе, каждому ребенку достается свой вопрос. Подсказывать не разрешается.

Если игра идет один на один с ребенком, вы можете меняться ролями, пусть ребенок тоже попробует загадывать вам животных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшей группы

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию сенсорный уголок для детей и дидактические игры по сенсорному воспитанию в моей группе. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствован...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы

У наших малышей – деятельное, активное, интересное будущее, а чтобы оно было именно таким, от человека потребуются умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать информацию, анализирова...

Дидактические игры по экологическому воспитанию во 2 младшей группе

         Экологические игры для дошкольников оказывают существенную помощь в развитии детей и формировании у них любви к окружающей природе. Весьма важно начинать физич...

Дидактические игры по экологическому воспитанию во 2 младшей группе

Дидактические игры по экологическому воспитанию во 2 младшей группе...

Дидактические игры по экологическому воспитанию во 2 младшей группе

Экологическая игра «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загад...

Методическая разработка дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Этот материал поможет воспитателям старшей группы детского сада в работе с детьми....

Картотека «Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы»

Дидактические игры по формированию экологических навыков способствуют закрепить и систематизировать знания детей о том, что создает человек и что дает человеку природа....