Конспект занятия с детьми среднего возраста по экспериментированию с водой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кицан Анжела Ильинична

Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному  экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnaya_voda.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Познавательно – исследовательское  занятие с детьми старшего возраста

                                      «Волшебная вода»

 Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

 Программное  содержание:

 Образовательные задачи:

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);                                     - Познакомить детей со свойствами воды.                                                                                              - Формировать представление  о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;                                                                                                                                         - Закрепить полученные знания о воде.

 Развивающие задачи:

- Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы;                                                                                             - Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;                                                                                                                                                    - Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать , обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

 Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;                                                   -Воспитывать усидчивость, способность работать сообща;    

 Предварительная  работа:

-Чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок;                                                                      - Рассматривание иллюстраций, энциклопедий;                                                                      

 Словарная  работа: жидкое, газообразное, твердое состояние; испарение; пар; исследователь.

 Методы и приемы:

 Наглядные: образ «Царицы – водицы»; капельки; схемы с разным состоянием воды; картинки с изображением воды.

Словесные: вопросы, рассказ воспитателя, ответы детей.

 Ход занятия:

 Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам на занятие придет удивительная гостья. Я скажу вам по секрету, она всем  нужна без исключения, без нее не было бы жизни на Земле! А кто она вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я и туча и туман,                                                                                                                                 И ручей и океан,                                                                                                                       И летаю и бегу,                                                                                                                                          И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, ребята! (крепится образ Царицы –Водицы)                                             - Ребята, «Царица – Водица» принесла вам подарок , свои волшебные капельки! Но получить их не просто! Давайте договоримся: кто ответит правильно на мой вопрос , тот  получит синею капельку. И мы увидим – кто из вас больше всех знает о воде!

Дидактическая игра: «Водичка-вода».

-Какого цвета вода? (бесцветная)                                                                                                   -Какой  вкус у воды?(безвкусная)                                                                                                 -Какая  бывает вода?(морская, родниковая, речная, минеральная)                                                       -Какой запах у воды?(без запаха)                                                                                                      -Чем можно измерить температуру воды?                                                                                                -Где встречается в природе вода?                                                                                                                        -Много ли воды на нашей планете?                                                                                                            -Любую ли воду можно пить?                                                                                                  -Зачем нужна вода?                                                                                                                              -Что случится, если вдруг вода исчезнет?

За каждый правильный ответ ребенок получает синюю капельку. В конце игры подсчитываются капельки, и выявляется победитель.

Воспитатель: Ребята, Царица – Водица хочет ,чтобы вы еще больше узнали о воде. И  приглашает вас в свою лабораторию, где вы будете исследователями! Согласны?

Дети:Да!

Воспитатель: -Кто из вас знает кто такой «исследователь»?(это-человек, который чтобы больше узнать проводит опыты, исследования)                                                                                                          - Добро пожаловать в нашу лабораторию!

Опыт №1 «Вода -жидкая»

Воспитатель: -Сейчас мы с вами проведем первый опыт. Вы видите, на столе приготовлены пипетки, вода и волшебные карточки. Сейчас мы по одной капельки будем капать воду на волшебные карточки. Сейчас мы будем капать по одной капельке на волшебные карточки. Наклоните карточки, что происходит?(капельки растекаются и соединяются)                                                                                                                                                     -Ребята, почему это происходит?(вода жидкая)                                                                              -Вода, состоит из мелких частиц-молекул, они соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Давайте попробуем построить схему, где капельки соприкасаются друг с другом, как будто легонько взялись за руки. Дети строят на наборном полотне схему. Воспитатель выставляет свой образец на доске.

Воспитатель: -Такое состояние воды называется жидким. Вы молодцы! Настоящие исследователи!

Опыт №2 «Лед-твердая вода»

Воспитатель: -Вода бывает не только в жидком состоянии. Пройдем ко второму столу. Ребята вы видите, что на столе лежат кубики льда и перчатки. Сейчас мы будем работать в парах. Одни из вас оденут перчатки, и возьмут кубик льда в руки, а другие возьмут лед голыми руками.                                                                                                                 –Как вы думаете, у кого из вас лед растает быстрее?(быстрее тает в голых руках)                                                -Ребята, а почему так происходит?(лед тает в теплых руках, а перчатки разъединяют  тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно)                                                                    -Правильно! А во что превратится лед, когда растаял?( в воду)                                                              -Кто мне может объяснить, как мы получили лед?(залили формочки и заморозили, при низкой температуре вода превращается в лед)

Воспитатель:-В твердом состоянии, капельки расположены очень близко друг к другу, и двигаются очень медленно. Давайте попробуем изобразить схему, где капельки соединены друг с другом, как будто крепко накрепко держатся за руки. Воспитатель выставляет свой образец на доске.

Воспитатель: -Ребята, такое состояние воды называются твердым. Молодцы! Исследование прошло успешно!

Опыт№3 «Пар, тоже вода»

Воспитатель: -Продолжим наше исследование. Пройдите к третьему столу.                                            –Ребята, у меня на столе стоит чайник. Он закипел, что вы видите?(пар)                                        -Как вы думаете, почему из чайника выделяется пар?(вода закипела)                                                                                        

-Я приложу к крышке чайника стекло, что происходит?(на стекле появились капельки воды)                                                                                                                                                           -Почему так получилось? (пар охладился, и превратился в воду)

Воспитатель: -Значит ,пар это тоже вода. Такое состояние воды, называется –газообразным. Но в паре расстояние между капельками больше, и они быстрее двигаются, «разлетаются».Давайте попробуем построить схему, где капельки отдельно друг от друга, как будто убегают друг от друга. Дети строят схему. Воспитатель выставляет свой образец.

Воспитатель: -Молодцы! Теперь вы знаете, какие состояния воды бывают. Я сейчас буду показывать вам схему, а вы хором отвечайте, какое состояние воды изображено.

-Почему вы так решили?( в газообразном состоянии воды связи между молекулами почти нет, и каждая движется сама по себе; в жидком состоянии молекулы находятся рядом, но связь их непрочна; в твердом состоянии молекулы расположены очень близко друг к другу)

Воспитатель: А сейчас «Царица-Водица» предлагает вам поиграть.

Подвижная игра: «Музыкальные капельки»

В зависимости от  темпа музыки дети показывают состояние воды.                                            ( Например:Быстрая музыка –это газообразное состояние воды-дети быстро двигаются по залу)

Воспитатель:- Ребята, вам понравилась игра? Мы с вами поиграли ,размялись, и отдохнули. Но «Царица- Водица» опечалена! Оказывается мы еще не все узнали о воде. И нас ждут еще исследования! Мы с вами узнаем , что происходит с веществом в воде.

 Опыт№4: «Вода-растворитель, но растворяет не все»        

Воспитатель: -На столе две баночки с водой. В одну я насыпаю сахар и размешиваю его.                                                                                                                                                                           –Как вы думаете, что произошло с сахаром?(растворился, вода стала сладкой)                            -Значит, вода растворитель.                                                                                                                      –Все вещества растворяются в воде?                                                                                                                              -Давайте проведем опыт с песком.                                                                                                                     –Растворился он или нет?                                                                                                                               -Какой вывод мы можем сделать из этого опыта.(в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые- нет)

 Воспитатель: -Молодцы! Наши исследования закончены! Мы сегодня узнали много нового о воде. Давайте вспомним: -Каким может быть состояние воды? Каким еще свойством обладает вода?                                                                                                          -Молодцы, ребята! «Царица-Водица» очень рада, что побывала у вас в гостях. Ей очень понравилось, что вы так много знаете о воде. А вам понравилось быть исследователями?                                                                                                                                                             -Я хочу подарить вам необычный подарок, это «невидимое письмо».Если вы посмотрите на листок, то ничего не увидите. Но стоит покрыть его краской, и произойдет чудо, а вот какое вы узнаете дома. А завтра скажите, что там написано.

-Спасибо всем за отличную работу! Занятие законченно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми 3-4 лет (экспериментирование) "Волшебница вода"

Конспект занятия по экспериментированию при ознакомлении с окружающим миром, основной целью является знакомство детей со свойствами воды...

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде".

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде"....

конспект занятия с детьми среднего возраста "Если ты потерялся на улице? "

конспект занятия с детьми среднего возраста "Если ты потерялся на улице? "...

Конспект занятия с детьми среднего возраста по теме Осень.

Данное занятие используется для детей средней группы по ознакомлению с окружающим миром на тему осень. ...

Конспект занятия с детьми среднего возраста по музыкальному развитию.

Данный материал можно использовать в средней группе на лексическую тему осень по музыкальному развитию детей. ...

Конспект занятия с детьми среднего возраста по формированию элементарных математических представлений. Тема: «В гости к трём котам».

Цель: Закрепление полученных ранее представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвете (красный, синий, желтый, зеленый); ориентировке на плоскости, счете в преде...