«Нефть в море».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Денисова Ирина Анатольевна

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток, в Мировом океане ежегодно вылавливается 85 млн т рыбы.
Мировой океан - это и протеин для голодающих, которых на земле миллионы, и новые лекарства для больных, вода для пустынь, энергия и минералы для промышленности, места отдыха. Одна из проблем загрязнения морей и океанов - это загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Оно приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. А так же ежегодно погибает  2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей и других морских обитателей.

О том, что запасы нефти есть не только на суше, но и под морским дном, известно довольно давно. Вот уже, считай, полвека существуют «Нефтяные камни» — промысел в Каспийском море. Сегодня нефтяные вышки появились и на других морях. Нефть добывают в Северном море, в Охотском, на Балтике.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса.

Можно назвать несколько путей поступления нефти и нефтепродуктов в мировой бассейн: сбросы в море промывочных, балластных вод с судов (23%); сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов (17%); сброс промышленных отходов и сточных вод (10%); ливневые стоки (5%); катастрофы судов и буровых установок в море (6%) бурение на шельфах (1%); атмосферные выпадения (10%); вынос речным стоком во всем многообразии форм (28 %).

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neft_v_more_denisova_i._a._-_kopiya.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Денисова Ирина Анатольевна, воспитатель подготовительной к школе группы №3 комбинированной направленности. Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Тема: «Нефть в море».

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток, в Мировом океане ежегодно вылавливается 85 млн т рыбы.
Мировой океан - это и протеин для голодающих, которых на земле миллионы, и новые лекарства для больных, вода для пустынь, энергия и минералы для промышленности, места отдыха. Одна из проблем загрязнения морей и океанов - это загрязнение нефтью и нефтепродуктами
. Оно приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. А так же ежегодно погибает  2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей и других морских обитателей.

О том, что запасы нефти есть не только на суше, но и под морским дном, известно довольно давно. Вот уже, считай, полвека существуют «Нефтяные камни» — промысел в Каспийском море. Сегодня нефтяные вышки появились и на других морях. Нефть добывают в Северном море, в Охотском, на Балтике.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса.

Можно назвать несколько путей поступления нефти и нефтепродуктов в мировой бассейн: сбросы в море промывочных, балластных вод с судов (23%); сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов (17%); сброс промышленных отходов и сточных вод (10%); ливневые стоки (5%); катастрофы судов и буровых установок в море (6%) бурение на шельфах (1%); атмосферные выпадения (10%); вынос речным стоком во всем многообразии форм (28 %).

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море.

Известный путешественник Тур Хейердал рассказывал, что когда он и его друзья плыли на плоту «Кон-Тики» в 1954 году, они не уставали любоваться чистотой океана, а во время плавания на папирусном судне «Ра-2» в 1969 году он и его спутники, «…проснувшись утром, увидели океан настолько загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и повсюду плавали комки мазута величиной от булавочной головки до ломтя хлеба. В этой каше болтались пластиковые бутылки, будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел в океане на бревнах «Кон-Тики». Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан».

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих нефтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обитатели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухоли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое привело к уменьшению рыбных запасов.

В Балтийском море в течение 1989 года погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших животных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их организм из воды. Биологи считают, что загрязнение воды привело к резкому ослаблению иммунной системы обитателей моря и их гибели от вирусных заболеваний.

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Мировому океану, ужасающи. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Таким образом, охрана и рациональное использование водных ресурсов - это одно из звеньев комплексной мировой проблемы охраны природы.

Охрана природы, и водных ресурсов в частности, - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. А для того, чтобы это не случилось нужно прививать любовь к экологии с дошкольного детства. Ведь экологическое воспитание детей сформировано недостаточно; в основном это потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды. Поэтому нужно доносить информацию до детей разными формами и методами:  методами наблюдения, экологическими экскурсиями с привлечением родителей,  опытами, экспериментами.  А так же необходимо просматривать слайды, фильмы, презентации, где обучающий процесс был бы организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Рассматривать картинки, иллюстрации.  Проводить познавательные беседы, конкурсы и викторины,  КВН, «Уроки доброты». Инсценировки и театрализации. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. Познавательное чтение.  Защита плакатов, проектов. Выпуск экологический газеты. Так у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (рисование, аппликацию, лепку).

Проект «Эти удивительные птицы в воде» создан для воспитателей детских садов. Его основной целью является создание системы мероприятий, нацеленных на формирование положительного отношения ребёнка к природе.

Новизна экологического проекта, проведённого в нашем учреждении, заключается в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в использовании информационных компьютерных технологий. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эффективность воспитательного процесса.

Для выявления представлений детей подготовительной группы №3 МАОУ «Средняя школа №1» о компонентах экологической культуры человека, использовалась методика "Ранжирование".

Наиболее значимыми для себя дети считают:

потребность в общении с природой

47 %

интерес к экологическим проблемам

21 %

интерес к природе Камчатки

11 %

необходимость пополнения собственных знаний о природе

12 %

необходимость пополнения собственных знаний о роли природы в жизни населения Камчатки

9  %

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое воспитание детей сформировано недостаточно; в основном это потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды. Данные анкетирования детей позволили сформировать цель исследования и его задачи.

Цель исследования: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь морских птиц населяющих берега Камчатки, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи исследования:

  • Показать разнообразие бытового мусора, встречающегося в океане; его влияние на окружающую среду.
  • Определить проблемы утилизации мусора;
  • Как решить проблему мусора в океане?
  • Социологическое исследование родителей.

Формы работы по реализации:

  • Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • Познавательное чтение;
  • «Уроки доброты»;
  • Конкурсы и викторины, КВН;
  • Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • Лаборатория (опыты и эксперименты);
  • Выпуск экологический газеты;
  • День (неделя) «Волшебная экология души»;
  • Инсценировки и театрализации;
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
  • Эколого-познавательные праздники и развлечения;

        Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы;
  • Дидактические игры;
  • Проведение наблюдений за объектами природы;
  • Подвижные игры;
  • Проведение праздников;
  • Организация экскурсий по экологической тропе;
  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг;
  • Чтение произведений о животных и растениях;
  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.;
  • Составление сказок;
  • Оформление материалов проекта.

Данное исследование с детьми предполагало сотрудничество педагога и ребенка. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Процесс обучения строился с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Образовательная деятельность была направлена на формирование экологических знаний (знания о морских птицах,  их жизни на островах и в океане) и экологически правильного отношения к Камчатскому краю.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями и птицами. Поэтому прогулки и экскурсии в городской парк, к ручью, к набережной Авачинской бухты стали постоянным видом деятельности.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности с целью анализа количества мусора.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

На занятиях по физической культуре и музыкальному развитию шло обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы птиц. Это развивает у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию. А также развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы.

Практическая деятельность детей заключалась в их участии в уборке территории, изготовлении и размещении скворечников, подкармливании птиц.

Немаловажное значение придавалось работе с родителями. Анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" позволило собрать информацию, которая впоследствии использовалась в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, выставки художественного творчества, конкурсы детей и родителей и пр.

Анализ результатов мониторинга экологического развития дошкольников показывает:

Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

Такие формы работы, как исследования  дают возможность детям познать окружающий мир, получить необходимые знания о природе необходимые для формирования основ экологической культуры.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

  • Дети научились практическим действиям по охране природы;
  • Сформировалось умение экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • Дети научились находить пути решения проблем загрязнения.

Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).

Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)

Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.

Установка штрафов за нарушения.

Установка контейнеров под мусор и регулярный его вывоз.

Вывесить плакаты с природоохранной темой в прибрежных зонах, в местах возможного появления свалок (силами родителей).

  • У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Усовершенствовался уровень экологической компетентности родителей по теме исследования.

Выводы:

Вопросы экологического воспитания и формирования бережного отношения к природе играют значительную роль на современном этапе развития российского общества. Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей с тем окружающим миром, в котором мы живем, поскольку именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовно-интеллектуального.

Очевидно, что решение этих проблем носит комплексный характер, предполагающий организацию многочисленных направлений деятельности, важнейшим из которых является образование и воспитание подрастающего поколения в духе любви к окружающему миру.

В целенаправленной работе с детьми, начиная с  детских садов, воспитатели должны постоянно читать детям добрые сказки и рассказы о животных, приглашать для бесед с ними учёных, сотрудников природных парков, заповедников, других специалистов в области охраны природы. В детских садах должны создаваться уголки природы с дикими и культурными растениями, живыми птицами и другими животными. Детям надо давать задания по простейшему наблюдению за птицами, любыми домашними животными, просить их рассказывать о них и записывать свои наблюдения.

ПРООН ГЭФ, Всемирный фонд дикой природы, Всероссийское общество охраны природы, средства массовой информации, другие организации должны регулярно проводить различные конкурсы на знание природоохранных объектов, узнавание птиц, знание растительного мира Камчатки и т.п.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rngf.ru/ © 2003 - 2016 «Библиофонд».

  1. Биология моря; Р. Керингтон; Ленинград; 1966
  2. Кормак Д. «Борьба с загрязнением моря нефтью и химическими веществами»/Пер. с англ. – Москва: Транспорт,1989 г
  3. Наука об океане; Москва; 1981
  4. Океан сам по себе и для нас»; Москва; 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

занятие в подготовительной группе "Её величество-нефть"

Занятие по иследовательской деятельности...

Конспект занятия - экспериментирования "Нефть - наше богатство"

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти...

Конспект занятия на тему "Нефть и газ"

Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края. Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат природными богатствами, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности...

Открытое занятие "Нефть и ее свойства"

Театрализованное, познавательное занятие с привлечением  родителей...

проект Нефть и газ

проект Нефть и газ...