проект "Наш Хопер"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шпотова Вера Викторовна

Чтобы пополнить знания у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы и сформировать у них начала экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе мы разработали реализовали проект о нашей реке Хопер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_hoper.docx39.64 КБ
Файл nash_hoper_1.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственных позиций личности.

Система становления сознательного отношения к природе строится через живое общение с природой, восприятие её натуральной красоты. В рамках реализации парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» мы решили разработать и реализовать проект «Наш родной Хопер».

Цель: расширение знаний у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре, на которой расположен наш город Балашов, о родном крае, растительном и животном мире.
  • формировать представления о значении воды в жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми;
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Развивать связную речь детей, пополнять и обогащать словарный запас дошкольников;
  • Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности;
  • Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы.

 Воспитательные:

  • Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее;
  • Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Предварительная работа:

-подбор иллюстраций, картин, плакатов, слайдов к презентациям;

-подготовка дидактических игр, игровых пособий;

-выбор познавательной и художественной литературы, материалов для бесед;

-наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы, опытническая и экспериментальная деятельность;

- составление плана экскурсий;

-беседы с детьми по данной теме;

- подбор подвижных игр по данной тематике;

- поиск информации: опрос родителей, библиотека, интернет-ресурсы;

-подбор материала для консультаций родителям.

Вид/тип проекта:

- познавательно -исследовательский

- долгосрочный

Участники проекта – воспитанники дошкольного возраста от 4 до 6 лет группы компенсирующей направленности (ОНР), воспитатели, родители.

Аннотация

Содержание проекта - «Наш родной Хопер», соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексно реализуется в пяти образовательных областях.

Этапы работы над проектом

 I. этап - подготовительный.

На подготовительном этапе проекта мы подобрали и изучили краеведческую, педагогическую, детскую литературу, дидактические и подвижные игры. Проконсультировали родителей по данной теме. С детьми провели беседы: «Для чего нужна вода?», «Что мы знаем о нашем Хопре?» а также посмотрели и обсудили презентацию «Красоты реки Хопер». Дети через рассматривание предметных картинок, фотографий альбомов: «Обитатели рек и пресных водоемов», «Хопер» познакомились с историей, географическим расположением реки.

2-этап (основной) включает в себя:

Экскурсии на речку (в разное время года: зимой и весной), экскурсия в краеведческий музей. Занятия познавательного цикла, занятия по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению художественной литературы, ПИД, музыке. Чтение художественной литературы, загадки, поговорки стихи о реке (воде). Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают». Продуктивная деятельность: рисование, лепка, пластилинография. оригами. Просмотр мультимедийных презентаций и рассматривание знаменитых художников. Подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Работа с родителями: участие в конкурсах, фотовыставках, консультирование в данном направлении.

На III этапе (заключительном) оформили выставки творческих работ детей и гербарий, сделали пособия «Этажи реки» и «Животный мир водоема», провели квест-игру «Путешествие по родной реке». Совместно с родителями оформили фотовыставку «Отдых на Хопре».

Ожидаемые результаты:

1. Дети овладеют основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2.  Расширят знания о реке Хопре;

3. Повысят уровень экологической культуры как дети, так и их родители;

4. Сформируются представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

5. Сформируется у детей опытно – исследовательских навыки;

6. Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;

7. Обогатится в группе предметно-развивающая среда, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме;

8. По итогу проекта создадутся выставки творческих работ детей, макет «Река Хопер и ее обитатели».

Литература:

1. Г. Я. Рыжавский «По рекам и озерам средней России» 2005 г.

2. Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры»; СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017 г.

3. С. Н. Николаева «Я познаю мир»: МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО БИЛИНГА; 2018 г.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г.

5. С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г.

6. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

Этапы и работа, реализуемая в ходе этапов

Организованная

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды»

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Беседа «Для чего нужна вода?»;

Беседа-рассуждение «Что мы наем о нашем Хопре?».

Проблемная ситуация «Что случится если исчезнут рыбы в реке?», «Как очистить нашу речку?»;

Просмотр презентации

«Красоты Реки Хопер».

Рассматривание

предметных картинок, фотографий альбомов: «История Хопра», «Хопер».

Консультации:

«Вода – это жизнь», «У воды без беды», «Природа в жизни вашей семьи»;

участие в сборе интересной информации по теме проекта.

Основной (проблемно-деятельностный)

Целевые экскурсии:

1. Краеведческий музей «Как животные готовятся к зиме»,

2. К берегу Хопра (осень) «Как природа приготовилась к зиме»,

3. Набережная Хопра (весна) «Ледоход».

НОД

- ООМ «Экскурсия в уголок природы «Эти удивительные рыбки», «Станем юными защитниками природы», «Речные рыбки»,

- РМП «Рыбы»,

-ПИД «Чудо-вода», «Вода -волшебница»,

- Аппликация «Рыбки в пруду», «Стрекозы над водой»,

- Рисование «Чистый водоем», «Рыбы»;

- Лепка «Золотая рыбка»;

- Восприятие художественной литературы «Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»», «Чтение рассказа

М. Горького «Случай с Евсейкой»»;

- «Составление рассказа, о реке Хопре используя мненмотаблицу»;

Развлечения:

- «Бесценная и всем необходимая вода»,

- «Путешествие в царство рыб».

Беседы: «Для чего нужны реки?», «Кто такие экологи?», «Как нужно себя вести около рек?», «Как содержать в чистоте реки?», «Что нужно делать, чтоб реки не зарастали?»,

«Большая и маленькая река», «Какие рыбы живут в реках нашего края?»;

Наблюдения: «Какое тело у рыбки?», «В каких условиях живут рыбки», «Как можно улучшить условия жизни рыб?»,

«Золотые рыбки- домашние декоративные рыбки», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают», «Чем караси отличаются от золотых рыбок», «Какие растения растут по берегу Хопра»

Рассматривание репродукций картин с изображением рек: Михаила Константиновича Клодта Моне «Темза», Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», Петера Мерка Менспеда «Блики солнца на ручье Себю», Исаака Левитана «Вечерний звон», Ивана Шультце «Тихий вечер».

Чтение художественной литературы:

Б. Заходер «Что случилось с водой», «Течет река»,

Н. А. Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку»,

А. С. Пушкин «Золотая рыбка»,

Х. Андерсен «Русалочка»,

 Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»,

 А. Кропотин «Поэма о реках и озерах»,

Л. Андреев «На реке»

В. Драгунский «Главные реки»,

Н, И. Сладков «Весенние ручьи»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

 р.н.с. «По щучьему веленью»;

Заучивание стихотворений:

- А. Алферова «Как по быстрой речке»,

- Л. Васильева «Вдоль берега тихой речки»;

- Загадки и стихи о воде.

- Пословицы, поговорки и загадки о реке.

Сюжетно-ролевые игры:

«Пароход», «Путешествие по реке», «Рыболовецкое судно»;

Пальчиковая гимнастика: «Жил. Да был один налим», «Речные рыбки», «Рыбка»;

Подвижные игры с речевым сопровождением: «Лягушки», «Утки», «На дне», «Аквариум», «Речка»;

  1. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Пищевые цепочки», «Можно – нельзя», «Продолжи предложение», «Кто больше назовёт обитателей рек?», «Расшифруй рыб», «Береги живое»; «Собери мусор»;

Мультимедийные презентации: «Водоемы родного города Балашова», «Растительный и животный мир водоемов», «Охрана водоемов», «Правила безопасного поведения детей на водоемах в зимний период»;

Трудовая деятельность:

«Кормление рыбок в уголке природы;

Слушание музыки: «Петушок» и «Ладушки» рус. нар. песни, «С утра сидит на озере любитель -рыболов» муз. М. Старокодомского, сл. А. Барто.

Рисование

«Обитатели рек», «Летний отдых на реке»;

Раскраски:

«Животные пресных водоемов»;

Рассматривание

фотографий альбомов: «Обитатели рек и пресных водоемов»;

Просмотр видео-презентаций: «Зачем нужна река», «Виды водоемов»;

Творческая мастерская:

-пластилинография «Обитатели речных глубин»,

-КМД «Строим мост»,

-Оригами «Рыбка»;

Просмотр мультфильмов:

«Секреты воды», с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке»;

Самостоятельная двигательная активность:

«Караси и щука»,

«Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной»;

Настольные игры: «Сложи картинку», «Цепочки реки», «Этажи реки», «Животные водоемов», «Капелька», «Твердое – жидкое», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода».

Участие в региональном конкурсе «Фотострана» в первом этапе «Природа вокруг нас», номинации «Вода-источник жизни»;

Экскурсия выходного дня в «Музей природы»;

Совместное наблюдение родителей и детей: «Природа около Хопра»;

Книжка -передвижка

«Экологическое воспитание детей»;

Консультация «Как правильно отдыхать вместе с детьми на берегу реки»;

Буклет «Охрана водных ресурсов»;

Фотовыставки «Хопер в разное время года», «Животный и растительный мир Хопра».

Заключительный

- Квест -игра «Путешествие по родной реке»

-Ситуативные беседы на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?», «Чтобы ты еще хотел узнать о реке»;

- Гербарий;

- Пособия «Этажи реки», «Животный мир водоема»

-Выставка творческих работ «Неповторимая красота водоемов»

-Фотоконкурс «Отдых на Хопре»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» Проект «Наш родной Хопер» Авторы проекта воспитатели: Прокофьева К.А., Шпотова В. В.,

Слайд 2

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы – вот составная экологической культуры. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Детям необходимо прививать навыки экологически – грамотного отношения к природе, в быту. Этот проект мы посвятили исследованию и изучению реки Хопер, географического положения, флоры и фауны, экологических проблем, хозяйственного использования человеком. Актуальность

Слайд 3

Цель: расширение знаний у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе. Задачи: Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре , о родном крае, растительном и животном мире; формировать представления о значении воды в жизни человека; Развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми; Развитие познавательного интереса к миру природы; Развивать связную речь детей, пополнять и обогащать словарный запас дошкольников; Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности; Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы; Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее; Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Слайд 4

Участники проекта воспитанники дошкольного возраста 4-6 лет группы ОНР, родители (законные представители детей), воспитатели

Слайд 5

Предварительная работ а Подбор художественной литературы Дидактические игры и пособия

Слайд 6

Экскурсия в Краеведческий музей «Как животные, живущие на берегу Хопра и рыбы готовятся к зиме»

Слайд 7

Экскурсия «Осень на берегу Хопра » Рассматривание растений по берегу Хопра

Слайд 8

Экскурсия на набережную «Ледоход»

Слайд 9

Образовательная деятельность в режимных моментах

Слайд 10

Дидактические игры «Этажи реки» «Пищевые цепочки»

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей раскраски «Животные пресных водоемов» пластилинография «Обитатели речных глубин»

Слайд 13

В результате проекта родители стали активными соучастниками ребенка в его деятельности и творчестве.

Слайд 18

В результате проекта нами были оформлены выставки творческих работ и гербарий, сделаны пособия «Этажи реки» и «Животный мир водоема»

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Для меня моя Россия началась с Хопра ! Здесь туман над лесом сизым Пляшет по утрам. Здесь сиреневые волны, Тишь в объятьях сжав, Похохатывают звонко, На песок ложась. И с казачьей песней сильной Встанут хутора. Для меня моя Россия началась с Хопра ! Т. Евдокимова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Наш родной Хопер»

Этот проект мы посвятили исследованию и изучению реки Хопер, географического положения, флоры и фауны, экологических проблем, хозяйственного использования человеком. Наши воспитанники живут рядом с пр...