Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "В мире дымковской игрушки"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Ю.С.

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ.

Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_dymkovskoy_igrushki.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «ЖУРАВУШКА»

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

через приобщение к народному творчеству

«В мире дымковской игрушки»

Подготовили:

Полякова Ю.С.,

Петрова О.Н.

 

г. Мытищи, 2021

Введение

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ.

Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что об этом промысле все известно и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное.

Паспорт проектной работы

Группа: старшая

Воспитатели: Полякова Ю.С., Петрова О.Н.

Название проекта: «В мире дымковской игрушки»

Образовательные области, в рамках которых проводятся работы по проекту: «Художественно-эстетическая», «Познавательная», «Социально-  

                  коммуникативная».

Тип проекта:

  • по тематике: информационно-творческий;
  • по составу участников: коллективный;
  • по срокам: средней продолжительности (месяц)

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств  дошкольников посредством ознакомления детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
  • выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
  • внедрить в работу с детьми различные способы использования игрушек в воспитании детей;
  • активизировать речь, расширить словарь;
  • содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
  • развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
  • активно привлекать родителей;
  • воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев;
  • воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Конечный результат: вернисаж «Красиво своими руками».

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различные этапы проекта

Содержание деятельности детей на различные этапы проекта

Поисковый

  1. Формирует проблему, цель.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы «сказочные игрушки» появились в нашем детском саду?

При постановке цели определяется продукт: выставка народной игрушки.

  1. Вводит в игровую ситуацию.
  2. Формируем задачи: познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами.
  1. Входят в проблему с вопросов: что мы знаем о народных игрушках? Что хотим узнать? Что для этого надо сделать? Для чего нужны народные игрушки?
  2. Вживаются в игровую ситуацию.
  3. Принимают и уточняют задачи проекта.

Аналитический

  1. Подводит к решению задач.
  2. Воспитатель и родители помогают детям спланировать деятельность (найти решения путем экспериментирования, воплотить найденное решение продуктивной деятельности).
  3. Педагоги решают задачу организации деятельности.
  4. Проводят совместный поиск информации с родителями в литературе, интернете.
  1. Планируют деятельность.
  2. Объединяются в рабочие группы.
  3. Распределяют амплуа, задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы.

Практический

  1. Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность.
  2. Оказывают практическую помощь, привлекают детей к достижению намеченного плана.
  1. Ищут решения задач.
  2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.
  3. Совместно составляют схему этапа. Походу работы совещаются, вносят изменения и делают вывод о завершении работы.
  4. Участвуют в беседах, обсуждениях, чтении литературы.

Презентационный

  1. Принимает участие в защите проекта.
  2. Участвует в представлении продукта проектной деятельности с родителями и детьми.
  1. Договариваются о защите проекта.
  2. Представляют продукт деятельности: вернисаж «Красиво своими руками».

Контрольный

  1. Выдвигает новую проблему.
  1. Дети отвечают на вопросы и задают их. Выявляют причины успеха неудач.
  2. Определяют цели нового проекта: ………………

Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта

Предварительная работа:

  • выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
  • оснащение уголков группы материалами по теме проекта;
  • планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование;
  • привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

Центры активности, уголки

Книжный уголок:

  1. Иллюстрации по дымковской игрушке.
  2. Книга «Дымковская игрушка».
  3. Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке.

Уголок творчества:

  1. Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества.
  2. Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд).
  3. Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации.

Игры:

Настольно-печатные игры «Подбери узор», «Сложи картинку» (разрезные картинки); «Русский сувенир», «Учись, играя: народные промыслы».

Взаимодействие с семьей:

  1. Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  2. Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе
  3. Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • традиции и обычаи русского народа;
  • орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись) ;
  • народные игры, стихи, загадки;
  • пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.);
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою родину.

Родители:

  • приобретут знания о народных традициях, праздниках;
  • укрепят внутрисемейные связи;
  • разовьют чувство гордости за свою родину;
  • научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки.

Педагоги:

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнят личный репертуар стихотворениями, загадками и дымковской игрушке;
  • разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом) ;
  • разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателей

І неделя

ІІ неделя

ІІІ неделя

ІV неделя

Н

О

Д

Формирование целостной картины мира

Знакомство с дымковской игрушкой (с использованием презентации)

Знакомство с дымковской росписью.

Д/игра «Обведи элемент»

[2; 16]

Как появляются на свет дымковские игрушки

(подбор видеоматериалов процесса изготовления)

Домашние животные (собака, кошка, лошадь, корова)

[2; 22]

Лепка/ аппликация

«Уточка» (лепка)

«Царство Дымково» (коллаж «В деревне»)

«Дымковский конь» [1; 16] (лепка)

Коллективная композиция «»

Рисование

Узор «Солнышко», «Уточка с утятами» [1; с. 6-7]

«Дымковские узоры» (дорисовать узор дымковского индюка) [1; 8]

Узор «Сетка», «Наряд крестьянки» [1;10]

«Волшебные лошадки» [2; 20]

Дидактические игры

«Обведи элемент» [2; с. 38-40]

«Подбери узор»

«Собери целое»

«Русский сувенир»

Художественная литература

Чтение стихотворений М.Г. Смирновой «Дымка», «Веселая дымка»[2; с. 43-44]

Чтение стихотворений А. Дьякова «Пестрый хоровод» и В.В. Гавриловой «Индюк»[2; с. 44-46]

Разучивание стихотворения «Няня»[2; 47]

Разучивание стихотворения «Конь бежит»[2;46]

Работа с родителями

Консультации для родителей

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе

Консультации для родителей

Тема: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок

Литература

  1. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / авт.-сост. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с.
  2. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт.-сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Тема: «Народная игрушка-матрешка»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТАФормирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой....

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....

проект "В мире дымковской игрушки"

Проект по художественно-эстетическому развитию...

Проект "В мире Дымковской игрушке"

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Она привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, ...