Викторина для детей старшего дошкольного возраста «По страницам Красной книги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савинова Ольга Владимировна

Красная книга мира – это некий справочник, в котором содержится информация о редких и исчезающих видах растений и животных. Можно найти данные о численности, месте обитания и мерах, принимаемых для сохранения этих растений и животных. Мы предлагаем вам провести викторину с детьми старшего дошкольного возраста "По страницам Красной книги" для закрепления знаний детей об исчезающих животных. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_krasnaya_kniga.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

 «По страницам Красной книги»

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                 1.Закреплять знания детей о животных Красной книги.                                                                                                                         2.Расширять кругозор детей.                                                                                                                                 3.Развивать умения анализировать, делать выводы.                                                                                              4.Воспитывать ответственное отношение к природе.

Предварительная работа: занятия по экологии, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, заучивание стихов, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Материал: мольберт, с кроссвордной сеткой, дидактическая игра «Собери мозаику», фотографии животных, загадки о животных.                                                                                                  

                                              Ход занятия:                                                                                                                                                                                                      Воспитатель:

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.

      Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
     Чтобы души не стали пусты,
     Охраняются звери,
     Охраняются змеи,
     Охраняются даже цветы.

“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно.
“Красная книга”, Красная книга”

    Воспитатель: Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»                                                                                

  В 1948 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение.                                                                                                

    В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы – разноцветные.                                                                                                                                                                        На красных листах даются сведения о животных и растениях, которых осталось мало, и их численность продолжает сокращаться.                                                                                                         На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко.                                                                                                                                                                  Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, но, благодаря усилиям человека, численность восстанавливается. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – соболь, лоси, бобры.                                                                                         Но есть еще и Черная книга. В ней описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек. Это туры, тарпаны, сумчатые волки.                                                 Эти животные жили на территории нашей страны.                                                                                                                                                         Хранится Красная книга в Швейцарском городе – Морже.                                                                                              Вы - будущее поколение нашей планеты. И какой будет наша планета – зависит от вас.                                                                                                                                                                                                        Предлагаю  поближе познакомимся с животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.                                                                                                              

I тур. Разминка.

  • 1.Какую птицу называют лесным барабанщиком?  (Дятла)
  • 2. Какие грибы растут на пнях? (Опята)
  • 3.Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
  • 4.Кто трижды меняет свое обличие, прежде чем стать взрослым? (Насекомое: из яйца гусеница, куколка, бабочка)
  • 5.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее)

6.Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)

II  тур. Узнайте по описанию и назовите.

  • 1.Эта красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего 70, 30  из  которых в России.  Очень ценится у этого животного пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине. (Дальневосточный леопард)
  • 2.Всеядный зверь. С весны до середины лета пасется на полянах, в конце лета ест ягоды, плоды дикорастущих ягод. Ближе к зиме рацион пополняется орехами.  Накопив жир, отправляется в спячку. (Бурый медведь)
  • 3.Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня желтые щеки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода. (Мандаринка)
  • 4.Белая, как снег и быстрая, как ветер. Ее стихия – лед и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утесах и склонах северных островов. (Белая чайка)

III тур. Узнай животное.

  • 1.Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает их толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом – лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником.

Если дети берут подсказку, то из баллов, полученных за ответ, вычитают один балл. Подсказка: зимой этот зверек серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. Ответ: белка.

  • 2.Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. Ответ: волки. 

  • 3.Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж.

  • 4.У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

  • 5.Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него, острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот» (англ. foxtrot   букв. лисий шаг). Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

  • 6.Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой. Ответ: медведь.

IV тур. «Собери мозаику»

На столах лежат части картинок с изображением растений и животных. Задача команд: как можно быстрее собрать картинки.

V тур. Кроссворд «Птичьи разговоры»

Кроссвордная сетка вывешена на доске. Воспитатель читает вслух вопросы и после ответов детей записывает в ячейки слова. Игроки,  какой команды первыми подняли руки, та команда и отвечает. Если ответ верен, право хода переходит другой команде. За каждый правильный ответ – один балл.

  • 1.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
  • 2.Заметив врага, эта птица кричит, как дикая кошка.(Иволга).
  • 3.Пение этой птицы слышно уже в марте.  Чем выше она взлетает, тем звонче ее голос. (Жаворонок).
  • 4. Свое название птица получила за громкий мелодичный посвист «спи – спи». (Синица).
  • 5.Эту птицу иногда называют «пернатой кошкой». (Ворона).

VI тур.По фотографии назвать животное (тигр, соболь, олень, цапля и др.).

VII тур. Блиц ответы.

1.Здесь Ледовитый океан.

Плывет на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь)

2.Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

3. Водяные мастера,
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И добротные плотины.
(Бобры)

4. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду, кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)

5.Под водой не намокает

Мех у зверя тихого.

Дышит – хобот поднимает

Над водою…(Выхухоль).

6. Неподвижен он, как глыба

Шевельнутся лень.

Зверь морской он, а не рыба.

Это зверь… (Тюлень).

                       

7.Бык в лесу живёт лохматый

Рогом  острым чешет дуб.

Головастый, бородатый

Сильный, быстроногий…(Зубр.) 

8. Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его…(Барсук).

Подведение итогов.

Чтение стихотворения:

                                             Природа – наш огромный дом,

                                             И всем найдется место в нем:

                                             Букашке, зверю и побегу,

                                             И дереву, и человеку.

                                             Хоть дом большой, но хрупок он –

                                             Ему все хуже с каждым днем.

                                             Не враг вредит из века в век,

                                             Природу губит человек.

                                             Но, может, скоро мы поймем,

                                             Что мы неправильно живем,

                                             Что дом наш охранять должны

                                             От грязи, злобы и войны.

                                             Чтоб в доме нашем навсегда

                                             Царили мир и чистота.


 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Красной книгой Кубани".

Расширять знания детей о природе, о взаимосвязи природы и человека....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "По страницам любимых сказок"

Викторина представляет собой игровые задания, может быть использована воспитателем для решения образовательных задач по ознакомлению детей с художественной литературой....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «По страницам любимых сказок»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "По страницам любимых сказок"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Красной книгой»

Цель: Познакомить детей с Красной книгой. Задачи: Образовательные: • познакомить с некоторыми видами животных, занесенных в Красную книгу, • конкретизировать знания о том, как люди заботятся...