НОД по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Российская армия» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление: Ознакомление с социальным окружением

Тема: Российская армия

Педагогическая цель: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями — пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. 

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskaya_armiya_1.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с социальным окружением

на тему: «Российская армия»

(старшая группа)

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление: Ознакомление с социальным окружением

Тема: Российская армия

Педагогическая цель: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями — пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. 

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: иллюстрации с изображением представителей военных профессий, боевой техники. 

Предварительная работа:

1. Прослушивание музыкальных произведений посвященных нашей армии, и ее защитникам, гимна РФ. государства, парада к 9 мая.

2. Чтение художественной литературы о героях войны.

3. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением военных, военной техники, флага нашего государства.

4.Заучивание стихотворений о военных профессиях, песни «Будем в армии служить».

Методика проведения

1. Организационный момент.

Воспитатель зачитывает детям стихотворение:

День такой у нас один —

Праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся страна —

Двадцать третье февраля.

Этот день все знать должны —

День защитников страны.

2. Введение в тему.

23 февраля отмечается как «День защитника Отечества». В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Сегодня мы отмечаем этот праздник как день настоящих мужчин, наших ЗАЩИТНИКОВ!

Существует три главные группы Вооруженных Сил - сухопутные, военно- воздушные и военно-морские силы - всегда в боевой готовности. Даже в мирное время.

Обсуждение пословиц: «Хочешь мира - готовься к войне», «Тяжело в учении - легко в бою».

Беседа с детьми о защитниках Родины. Спрашивает: «Кого мы называем защитниками? От кого они защищают нашу Родину». В ответах детей обязательно должны прозвучать слова: солдаты, матросы, летчики.

3. Основная часть. (Знакомство с родами войск.)

Педагог обобщает ответы детей и предлагает угадать, о представителях какого рода войск пойдет речь:

Он на страже рубежей

День и ночь в дозоре.

Охраняет он страну

От беды и горя.

Друг — собака у него,

Он в стрельбе отличник.

С автоматом на плече

Это —... (пограничник).

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением пограничников и рассказывает: «Каждая страна имеет свою границу, которую нельзя нарушать ни в коем случае. Россия — огромное государство, и протяженность границ у нее очень большая. Границы Российской Федерации охраняют пограничные войска. Они следят за тем, чтобы никто не нарушил границу. Чем лучше вооружены и подготовлены пограничники, тем выше обороноспособность нашей страны. На протяжении всей границы стоят электронные датчики, которые подают сигнал при любом нарушении границы. Из космоса ведут наблюдения военные спутники. И если граница нарушена, то звучит команда «Застава, в ружье! Тревога!» и пограничники выходят на поиски нарушителя».

Давайте внимательнее рассмотрим пограничника.

  • Почему у него такая пятнистая форма? (Чтобы его не было заметно.)
  • Что у него есть еще, кроме автомата? (Бинокль, сумка, кинжал.)
  • А что это такое? (Пограничный столб.)

Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб страны. А что вы видите за спиной пограничника? Это контрольно-следовая полоса, которая проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее.

Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителям.

  • А кого вы еще видите на картинке? (Собаку.)

Обсудите, как она помогает «нести службу».

  • Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольной полосе?     (Нарушители, шпионы.)

А могли оставить следы и животные. Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители, чтобы запутать пограничников, могут надеть на руки и на ноги специальные приспособления, имитирующие следы животных, и перейти границу.

Воспитатель загадывает следующую загадку.

В небесах стальная птица—

Она быстрее звука мчится.

В кабине штурман и наводчик

Ведет ее военный... (летчик).

Военно-воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. На вооружении ВВС находятся бомбардировщики, истребители, разведывательные (пилотируемые и беспилотные) и военнотранспортные самолеты, а также вертолеты.

Размышление, для каких целей предназначен тот или иной вид вооружения? Чем самолет отличается от вертолета, что лучше? Дети при помощи воспитателя рассказывают о военных самолетах, их названиях, возможностях и о том, кто управляет этими стальными машинами (самолеты «Стрижи», «Чижи», вертолеты «Стрекоза», «Акула»).    

Рассказывает, что в истребителе может быть только один пилот, а транспортный самолет, к примеру, управляется целым экипажем - первый и второй пилоты, штурман (прокладывает курс самолета в небе), радист, держащий связь с аэродромом.

В беседе воспитатель акцентирует внимание на летчиках, управляющих такими машинами (это высококлассные специалисты, опытные, грамотные летчики; они не один год учатся в военном училище, много тренируются на специальных тренажерах, прежде чем управлять военным самолетам или вертолетом).

 Как вы думаете, какими качествами он должен обладать? (Не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя, иметь профессиональную подготовку.) Если самолет подбит, пилот может катапультироваться, но... только если ему не приходится ценой собственной жизни отводить «небесную машину» от чего-то на земле, на что самолет никак не должен упасть.

И в мирное время летчики участвуют в спасении людей, так как самолеты и вертолеты быстрее любой другой техники добираются до мест аварий, кораблекрушений, стихийных бедствий и других трагедий, которые угрожают нашей жизни. У пилотов красивая голубая форма под цвет неба. Кроме того, в полете они надевают специальные высотные шлемы и костюмы. Подумайте, для чего они нужны?

Физкультминутка

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движений:

Раз-два — аты-баты,

Три-четыре — мы солдаты.

Маршируем как пехота.

Раз-два — повороты.

В кабину сели самолета,

Три-четыре — мы пилоты.

Вниз — вверх, вниз — вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим —

Нелегко служить на флоте.

Воспитатель предлагает отгадать следующую загадку.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

Ведь его стихия — море.

(Моряк)

Россия - великая морская держава. Ее берега омывают 2 океана и более 10 морей. Сегодня морские просторы нашей Родины защищают военные корабли, объединенные в большие группы (эскадры). Каждый тип кораблей в составе эскадры имеет свое назначение: авианосцы, тральщики, линкоры, катера, подводные лодки. Все вместе они составляют Военно-Морской Флот.

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением моряков, кораблей, катеров; обращает их внимание на оснащение кораблей.

На кораблях служат моряки - матросы и офицеры. У каждого свои обязанности: радист поддерживает связь с землей, еду готовит корабельный повар - кок.

  • А как вы думаете, кто самый главный на военном корабле? (Капитан)

Правильно, на военном судне капитан - это командир корабля, он в ответе за весь корабль. Вспомните наиболее известные морские атрибуты (бескозырка с лентой, тельняшка, Андреевский флаг, якорь).

Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, глубинными бомбами (объясните, что это).

Загадка.

В этой форме темно-синей

Защищает он страну,

И в огромной субмарине

Опускается ко дну.

Охраняя океан,

Был в портах десятка стран. 

(Моряк - подводник)

Показывает иллюстрацию с изображением подводной лодки; рассказывает о моряках- подводниках (особенности службы моряков и моряков-подводников, какими качествами должен обладать моряк-подводник).

Подводные лодки передвигаются под водой на большие расстояния и поражают корабли противника торпедами.

4. Заключительная часть.

Командная игра «Каким должен быть воин?».

Дети, передавая друг другу звезду, называют качества воина-защитника: смелый, выносливый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, любящий Родину, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, могучий, героический и др. Каждому отличившемуся можно давать «медаль».

Спрашивает детей, хотят ли они, когда подрастут, служить в армии и защищать свою Родину?

Подводится итог: «Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили, — это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает, и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии — почетная обязанность каждого российского мужчины».

Труд военного - это постоянный риск. Все профессии военных почетны и важны, а главное - очень нужны. Наша страна гордится своей армией, ее отважными воинами. Именно они в любой момент смогут встать на нашу защиту и обрушить всю свою мощь на врага!

Воспитатель читает детям высказывания об армии великого русского полководца Суворова:

  •  Смелого пуля боится, смелого штык не берет.
  •  Смелость города берет.
  •  Сам погибай, товарища выручай.
  •  Стреляй метко, да редко.
  •  Негоден тот солдат, который говорит: «Не могу знать».

 https://portalpedagoga.ru/servisy/poisk  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Российская армия» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Российская армия» (старшая группа)...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «В гостях у художника». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «В гостях у художника».Старшая группа.                      ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Российская армия»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему:  «Российская армия»Задачи: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Расска...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Друг познается в беде» (старшая группа)

Цель: Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения.                                    ...