Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Соколова Наталия Викторовна

Закрепить обобщить представление детей о диких животных их внешнем виде повадках образе жизни в зимний период, о месте проживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx614.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Жизнь животных зимой в лесу»

Подготовила воспитатель:

Соколова Наталия Викторовна

2021г

Цель:

закрепить обобщить представление детей о диких животных их внешнем виде повадках образе жизни в зимний период, о месте проживания.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных зимой, их внешнем виде и образе жизни;
  • закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные;
  • формировать навыки связной речи у детей;
  • расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
  • продолжать обучать детей отгадыванию загадок.
  • Образовательная область «Физическое развитие»
  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
  • Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук и пальцев;
  • развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Интеграция образовательных областей
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Оборудование: презентация, раскраски с животным белка, гуашь оранжевая, кусок бумаги.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день. Хотите мы с вами отправимся в лес? (ответ) Но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми! Давайте подарим, друг другу наши красивые улыбки, повернемся друг к другу и улыбнемся. А теперь, давайте вспомним правила поведения в лесу (дети называют, которые не знают, добавляет воспитатель):

- Не вырывать кустарники с корнем.

- Не разорять птичьи гнезда.

- Не разорять муравейники.

- Не забирать из леса животных.

- Не обижать лесных насекомых.

- Не рвать цвет

- Не ловить бабочек и стрекоз.

- Не шуметь.

- Не разжигать костер.

- Не оставлять мусор.

- Не бить стекло.

Воспитатель: В лесу ещё есть несъедобные грибы, их нельзя есть, и портить не надо. Ими питаются животные.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас, грибы и ягоды есть в лесу, насекомые есть в лесу, цветы? Муравейники находятся под снегом?

Дети: Зима

Воспитатель: Правила вспомнили, ребята теперь отправляемся в лес.

По тропинке в лес пойдем, (дети шагают)

Замороженную лужу мимо обойдем, (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем через упавшее дерево, («перепрыгивают» на двух ногах)

Посмотрели мы налево, (поворот головы налево)

Посмотрели мы направо, (поворот головы направо)

Посмотрели в облака, (тянутся на носочках, смотрят вверх)

Ах, какая красота! (развести руки в стороны).

2 слайд. Воспитатель: Ребята посмотрите, кто нас встречает?

Дети: Кот Леопольд.

Кот Леопольд: Я очень люблю свежий воздух! И предлагаю вам вместе со мной прогуляться в лесу и познакомиться с животными, которые в нем живут.

3 слайд. А какие животные обитают в лесу, вы узнаете, когда отгадаете загадки

4. слайд. Кот Леопольд: А вот и первый житель леса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Волк достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте. В лесу добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут всё смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. Зимой из-за недостатка, пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»

5слад. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

Как зовут её? (лиса)

Лиса - хитрая плутовка. У неё шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце. Слух у этого зверя – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. В летнюю пору лисица лакомится лягушками, мелкими птичками, зверьками. Любит таскать курочек да петушков

6 слайд. Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

Лось - крупное животное. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные, высокая холка. Взрослые лоси могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Питается ветками деревьев и кустарников, растениями, осокой, а также болотной растительностью. К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору.

7 слайд. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется (олень)

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.

8 слад. Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос (медведь)

Медведь - грозный лесной житель. Ноги у него толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хорошо плавает и лазит по деревьям. Медведь – хищник, но любит ягоды, мёд, плоды, зёрна, траву, корешки растений. Зимой медведь спит в берлоге. Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком

9 слад. Он, ребята, летом серый.

А вот зимой, как снег он белый.

Все говорят, что он трусишка.

А он лишь маленький (заяц)…

Заяц - дикое животное. Уши у него длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, зимой – белый. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Питается травой, ветками, корой деревьев, клевером, мышиным горошком, грибами, плодами черники. Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

10 слайд. У него, клыки, торчком,

Землю роет пятачком,

Грязевых, любитель, ванн,

Он – неряшливый (кабан)

Кабан - ближайший родственник домашней свиньи. У взрослых самцов-кабанов вырастают устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Кабаны довольно быстро бегают, хорошо передвигаются по густым зарослям. Тело у них покрыто жесткой щетиной, которая не цепляется даже за корявые ветки. Кабаны - всеядные животные. Они питаются корневищами и клубнями, семенами и плодами деревьев, грибами, мхом, едят и пищу животного происхождения: дождевых червей, жуков и их личинки, рыбу, мышей.

Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву. Если снега нет – кабанам раздолье! Они выкапывают из земли корневища, луковицы, роют рылом землю, добывают жуков, червяков, куколок.

11 слайд. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать (белка)

Белка – умна, проворна. Своё гнездо лесная жительница формирует из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее. Питается растительной пищей — грибами, ягодами, плодами деревьев, орехами, жёлудями. К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

12 слайд. Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит (еж)

Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у него - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Питается – насекомыми, ужами, жабами, лягушками, улитками, мышами, змеями, земляникой, малиной. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.

13 слад. Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот - ...(енот)

Енот - Большой любитель поохотиться. Но это неудивительно, ведь он же — хищник.

Енот – млекопитающее животное, тело имеет плотное, предпочитает вести ночной образ жизни. А что же он делает днем? Да просто отсыпается. Где? В дуплах деревьев.

Енот – животное со своими странностями. Поймает добычу, и нет, чтобы её съесть. Он сначала прополощет её в воде, удерживая передними лапами, а потом съедает. Он и жить-то предпочитает невдалеке от водоёмов.

Раки, рыба, насекомые, лягушки, ящерицы – почему бы не полакомиться прожорливому еноту? Удивительное дело, но во второй половине лета и осенью енот садится на диету: он предпочитает питаться растительной пищей.

Еноты не любят морозной и снежной погоды. Почуяв морозы и снежные вьюги, енот впадает в спячку.

14 слайд. Игра от кота Леопольда «Четвёртый лишний»

19 слайд. Ну вот, и закончилась наша прогулка по лесу, и мы направляемся домой, но сначала давайте вместе вспомним, с какими животными мы встретились в лесу.

20 слайд. Воспитатель: Скажите, кто живет в этом лесу?

Воспитатель: Так как же называются эти животные?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, олень.

Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом?

Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

21 слайд. Вот мой дом, пора прощаться, но скоро мы увидимся!

Воспитатель: Попрощаемся с котом Леопольдом

Физкультминутка

«Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.

А рядом заинька сидит.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)

Кто — то зайку напугал,

Зайка — прыг и убежал.

Воспитатель: Ой, дети к нам пришло письмо. Посмотрим от кого? Письмо от белки, для вас. Прочитаем его?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Пишет вам белка. Беда, беда! У меня пропали бельчата. Спешите, помогите!».

Воспитатель: Дети, а как можно помочь белке? (ответы детей)

Воспитатель: А я предлагаю вам нарисовать бельчат. А потом развесим ваши рисунки по лесу, и звери помогут найти бельчат. Посмотрите, у меня есть на листе бумаги изображение бельчат, но как вы видите, они не раскрашены. Предлагаю раскрасить. А каким цветом будем раскрашивать?

Дети: Оранжевым цветом.

Воспитатель: Мы с вами будем раскрашивать наших бельчат, необычным способом, не кисточками, сжатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага?

Дети: Сжатая бумага.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю приготовить комочек сжатой бумаги для рисования.

Пальчиковая гимнастика.

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы, стараемся, катаем,

Дружно в шарик превращаем.

Не дадим ему скучать,

Будем им мы рисовать.

Воспитатель: Все сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за стол и раскрасить вам веселых бельчат.

Воспитатель: Берем сжатую бумагу в правую руку, и макаем ее в краску, левой рукой придерживаем листок с изображением бельчонка и раскрашиваем оранжевой краской, оставляя оттиск. Что оставляем?

Дети: Оттиск.

Воспитатель: Приступаем к работе.

Включить музыку.

Воспитатель: Вот какие у нас получились бельчата.

Воспитатель: Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим направо, посмотрим налево, перепрыгнем через ручей, лужу мимо обойдем и по тропиночке пойдем. Вот и снова мы в детском саду.

Вам понравилась наша прогулка?

Дети: Да!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Белке.

Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/02/04/prezentatsiya-dikie-zhivotnye
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-zanyatiya-v-sredney-gruppe-dikie-zhivotnie-2733630.html
  3. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutki-pro-medvedya.html
  4. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/218-zajchiki
  5. https://riddle.su/zagadki_pro_dikih_zhivotnyh.html

Приложение

C:\Windows\Temp\Rar$DIa4816.36970\IMG_20210118_103801.jpg

C:\Windows\Temp\Rar$DIa4816.40953\IMG_20210118_103808.jpg

C:\Windows\Temp\Rar$DIa4816.4080\IMG_20210118_103723.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»

Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу» Воспитатель Балаганская Ирина Александровна

Интегрированное занятие "Жизнь животных зимой в лесу"  провела в средней группе воспитатель Балаганская И.А. в декабре 2016года...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Животные в зимнем лесу»

КонспектНОД по познавательному развитиюв средней группе              Тема: «Животные в зимнем лесу»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:             Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зим...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Лесные жители просят о помощи в зимнем лесу. Им хоодно и голодно....