Конспект экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект экспериментальной деятельности для детей средней группы "Воздух и его свойства". В занятиии проведены с детьми опыты по определению воздуха  в воздушном шаре, в пакете и вокруг нас. В дидактической игре "Тонет-не тонет", с помощью опытов, дети выясняют, в каких предметах есть воздух, а в каких его нет.  Подводя итог определяют, что в природе бывает и грязный воздух, а чтобы он был чистым, можно посадить деревья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx341.8 КБ

Предварительный просмотр:







































                                                                                        Выполнила
: воспитатель
                                                                                     Хвалёва Ирина Николаевна


https://mmedia.ozone.ru/multimedia/1018911559.jpg

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе

«Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать у детей мыслительные операции, умение делать выводы, познавательный интерес, наблюдательность, эмоции, воображение. Расширять и активизировать словарь детей.  Воспитывать бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру, интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать всеми доступными способами.

Оборудование и материалы: воздушный шарик, мыльные пузыри, целлофановые пакеты по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья, мандарин не очищенный и очищенный.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);

- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебная коробка с ветерком);

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Ход занятия

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

-Что же это? (воздух)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, я принесла вам шарик.

-Как вы думаете, что у него внутри? (воздух)

-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.

-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий? (да)

-Давайте вместе произнесем: воздух легкий.

Воспитатель:

-А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

(ветерок, а ветерок - это тоже воздух? (да) Воздух, который движется.

-А что вы услышали? (воздух выходит) Как воздух выходит из шарика? (ш-ш-ш). Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.

-А вы его увидели? (нет)

-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно? (да)

-Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.

-Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать?

-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты). Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.

-Но сначала мы с вами поиграем.

Повторяйте движения по тексту стихотворения:

Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Работа с веером

Теперь одеваем наши халаты и превращаемся в ученых. И первый опыт, который мы проведем называется «Ветерок».

-Вот такой у нас ветерок.

-А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке. (Открываем) Что же это? (веер). Верно, это веер, с помощью него мы можем в жаркую погоду сделать себе прохладный ветерок вот таким образом.

-Возьмите веер и позовите ветерок.

-Ветерок может быть легким, и более сильным. Попробуйте.

-Ну что, почувствовали ветерок?

Опыт 1.

Воспитатель:

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем его. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на высокие деревья он подул, подул, подул.

Опыт 2

Воспитатель:

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

-Посмотрите, что появляется на поверхности воды? (пузыри)

-А почему появляются пузыри? (Внутри нас есть воздух).

-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? (много)

-А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)

Опыт 3

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)

Как думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? (Без кожуры). И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

-Назовите предметы, в которых есть воздух? (деревянный кубик, резиновый мячик, неочищенный мандарин).

-Назовите предметы, в которых воздуха нет? (камень, монетка, стеклянный шарик, очищенный мандарин)

Выводы

Что же мы выяснили, сделав опыты? (воздух легкий, выходит пузырьками, ветер – тоже воздух).

-Где есть воздух? (он вокруг нас, внутри нас)

-Какого он цвета? (невидим и прозрачен)

-Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.

-Какой у воздуха запах? (не имеет запаха)

Игра с мыльными пузырями

-Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.

(звучит музыка, дети ловят пузыри)

-Что внутри этих пузырей, почему они летают?

-Дети, а скажите, человек может жить без воздуха? (нет)

Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.

-А кто еще не может прожить без воздуха? (животные и растения)

-А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным? (Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух).

-Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем.

-А у нас в городе чистый воздух? (нет)

-А что загрязняет чистый воздух? (машины, заводы, люди)

-А где же взять нам много чистого воздуха? (лес, деревня)

Чтение стихотворения воспитателем

Как приятно любоваться

Синевой морей.

Как прекрасно восхищаться

Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,

Она терпит столько зла!

И всё меньше год от года

На планете кислорода

Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей

Надо быть нам бережливей.

Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.

Посадка деревьев

Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)

Посмотрите, какая красота получилась.
Итог занятия:

-Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья и другие растения)

-И если каждый человек будет сажать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.

Мои юные ученые, я думаю, мы с вами сделали сегодня много открытий, и я дарю вам медальки, которые вы можете сами красиво раскрасить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.·...

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и его свойства».

Цель: систематизировать представления детей о воздухе и его свойствах...

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»

Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...