занятие по экспериментальной деятельности в средней группе "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Калинина Оксана Анатольевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_vozduh.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух и его свойства»

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воздуха (легкий, невидимый, не имеет запаха);

-  познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов;

- дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда);

- формировать навыки проведения простейших опытов;

- учить устанавливать причинно - следственные связи.

Развивающие:

- развивать память, внимание, любознательность;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; 

- развивать связную речь; активизировать словарь;

-формировать умение понимать поставленную задачу.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать культуру общения и желание работать в коллективе.

Словарная работа: воздух невидимый, легкий.

Раздаточный материал: воздушные шары (по количеству детей), полоски бумаги (по количеству детей).

Демонстрационный материал: 2 воздушных шарика (один надут хорошо, второй не надут), прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки, чеснок, одеколон, пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка.

Структура и методические приемы:

Вводная часть – 3 минуты:

- сюрпризный момент (появление игрушки);

- мотивация детей на деятельность

Основная часть – 15 минут:

- опыты с воздухом

-физминутка

Заключительная часть – 2 минуты:

- подведение итогов занятия

Ход занятия:

Дети размещаются на стульях, стоящих полукругом. Появляется игрушка Буратино с 2 воздушными шариками (Один шарик надут хорошо, другой не надут).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принес нам Буратино?(2 воздушных шарика). Предлагаю вам поиграть с ними. С каким шариком удобнее играть? Почему? (с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается). Почему один легко летает и отбивается, а другой нет? (один упругий, а другой мягкий). Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Буратино интересуется, что находится внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

Воспитатель: Давайте расскажем Буратино, какой бывает воздух. Согласны? (Ответы детей)

Опыт 1.

Материалы: воздушные шары

Воспитатель: Как вы думаете, воздух тяжелый или легкий? (ответы детей) Предлагаю вам еще поиграть с воздушными шарами. Легко ли шарики подпрыгивают вверх? Попробуйте подкинуть шарик и подуть на него. Видите, шарик может перемещаться дыханием. Почему?

Вывод: Воздух очень лёгкий.

Опыт 2.

Материалы: Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки.

Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Что произошло с мешочком? (Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки.) Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? (Его заполняет воздух). А мы видим воздух? (Нет, он невидимый)

      Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт 3

Материалы: чеснок, одеколон

Воспитатель: Ребята, вдохните носом воздух. Вы чувствуете запах? Воздух пахнет?  (нет) Давайте возьмем чеснок. Попробуйте почувствовать запах? А теперь возьмем одеколон. Попробуйте почувствовать запах, который распространяется по помещению. Имеет ли чистый воздух запах? А когда в воздухе начинает чем либо пахнуть?

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

Физминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,        

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Опыт 4.

Материалы: полоски бумаги.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, откуда появляется ветер? (Буратино «отвечает», что не знает) А вы, ребята, знаете, откуда появляется ветер? (Ответы детей) Возьмите полоску бумаги, и подуйте на нее слегка, умеренно, сильно. Что происходит с полоской? (полоска двигается слегка, чуть сильнее, сильно). Почему двигается полоска? (Воздух, который мы выдыхаем, движется, и получается ветер)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Опыт 5

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка.

Воспитатель: Мы уже узнали, что воздух умеет двигаться. Когда воздух движется появляется ветер. Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? (Воспитатель запускает в воду пустую пластмассовую ванночку). Как заставить ее плыть? (Подуть на нее). Попробуйте подуть сильнее, тише. Что вы видите?

Вывод: Если сильно дуть, то движения воздуха будет очень быстрым, и предметы будут двигаться быстрее, а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, и предметы будут двигаться тихо. 

Воспитатель: Ребята, что мы рассказали Буратино о воздухе? (Воздух легкий, невидимый, может передавать запахи, движение воздуха – это ветер). Буратино мне сейчас шепнул, что вы ему понравились, благодаря вам он много интересного узнал. И он хочет вас отблагодарить: подарить вам воздушные шары. (Дети благодарят Буратино, прощаются с ним)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»

Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы - "Удивительные свойства песка"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы - "Удивительные свойства песка"...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы - "Какие свойства у воды?"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей средней группы - "Какие свойства у воды?"...

«Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе на тему: «Свойства воды»»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды. Развитие исследовательских способностей у детей....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...