Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лешонкова Ольга Николаевна

Конспект ООД «Тайны льда"  по познавательно-исследовательской деятельности  в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_eksperimenty_so_ldom.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

 
Конспект ООД «Тайны льда»                                                                      по познавательно-исследовательской деятельности                        в старшей группе.

Подготовила и провела воспитатель Лешонкова.О.Н.

Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;

• формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд-это замороженная вода, в тепле тает и превращается в воду.

Развивающие:                                                                                                                  • развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать;

• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;                                         • развивать умения детей делать выводы в ходе экспериментирования, поддерживать у детей желание экспериментировать;                                                        • совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;                                        • обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные:                                                                                                          • воспитывать умение работать самостоятельно;                                                             • воспитывать навыки безопасного поведения в гололёд.

Интеграция образовательных областей:

• познавательное развитие;                                                                                                           • коммуникативное развитие;                                                                                                 • речевое развитие;                                                                                                                  • физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Планируемые результаты:

Дети заинтересованы, принимают активное участие в экспериментальной деятельности, отвечают на вопросы воспитателя, делают предположения, выводы, доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

Оборудование:

- использование технических средств: мультимедийное оборудование, презентация;

-для каждого ребёнка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, соль; салфетки;

Предварительная работа.

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»; рекомендации для родителей- просмотр мультфильма «Снежная Королева»; экспериментирование с водой, снегом, наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается), скольжение по ледяной дорожке. Чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их, скажем дружно: «Здравствуйте!»

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо. Это письмо адресовано вам. А в письме загадка. Отгадав ее, вы узнаете, кто нам прислал это письмо.

Загадка: Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься… (Лёд)

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-lyod-dlya-detej-22-luchshih.html

Слайд № 1 Снежная Королева:

«Здравствуйте, ребята, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная и равнодушная, но маленькая девочка Герда смогла отогреть моё ледяное сердце, и я стала доброй. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости. Вы уже знаете, что я живу в ледяном дворце. А что же такое лед? Какой он? Вы хотите узнать?»

Воспитатель: Ребята, мы хотим узнать, что такое лед? (Ответы детей).

Тогда нам нужно отправиться в сказку, но как мы туда попадём? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю полететь туда на волшебных санях Снежной Королевы!                                                                                            Слайд № 2 Сани

Сани летят, как самолёт,

Словно на крыльях тебя он несёт.

Можно на них, куда хочешь добраться,

Самое главное – крепче держаться.

Ребята, посмотрите, впереди виднеется замок Снежной Королевы, мы прилетели.

Слайд № 3 замок Снежной Королевы.

«В замке Снежной Королевы

Стены изо льда.

Всё спокойно в замке белом –

Блеск и тишина».

Воспитатель: А вот и сама хозяйка ледяного царства. Она рада, что мы пришли к ней в гости. Снежная Королева знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики. Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки. Давайте рассмотрим их. Но сначала повторим правила работы со льдом. Как вы думаете, что нельзя делать? (Брать лед в рот, кидаться льдом)

Какие у вас сейчас руки? (Тёплые, сухие).

Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Мокрыми, холодными).

Воспитатель: Почему мокрыми? (От тепла лёд тает и превращается в воду).

Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Это замёрзшая вода). Лед-это замерзшая вода.

Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.

Пальчиковая гимнастика:

Стою и снежинки в ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Но где же снежинки? В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).

Куда же исчезли снежинки? Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).                                                                                                  

Как видно, ладошки мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди)

Воспитатель: А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Нет).

Положите кусочек льда в тарелку. Поменял лёд свою форму? (Нет).

Воспитатель: Почему? (Потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.

 Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на мою ледяную фигуру. На что она похожа? (на стаканчик) А почему, как вы думаете? (вода заморожена в стакане). Правильно, лед имеет форму того предмета, в котором он был заморожен.

Воспитатель: А теперь попробуем положить льдинку в сосуд с водой и посмотрим, что будет происходить.

Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет).

Воспитатель: Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

Лёд не тонет в воде, лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. А где мы можем это увидеть? (На реке, во время ледохода.).                                                                                                                   Слайд № 5 Ледоход

Слайд № 6 Айсберги

В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров – айсберги. «Повторите это слово». Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.

Воспитатель: А теперь посмотрите на этот кусочек льда. Что вы видите? (внутри красные ягодки) Почему мы их видим? (Лед прозрачный) Правильно, лед прозрачный.

Воспитатель: Но перед вами есть и кусочек цветного льда. Как вы думаете, почему он такой? (заморозили цветную воду)

Лед не имеет цвета, он безцветный. Но если заморозить цветную воду,лед тоже будет цветным.

А теперь по кусочку льда я ударю молотком. Что произошло? (Лёд раскололся). Значит он какой? (Хрупкий).

Лед хрупкий.

Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Льдинка скользит по тарелке).

Значит лёд какой? (Скользкий).

Лед скользкий.

Ребята, как вы думаете, лёд может быть кому – то полезен? (Да).

Кому? (Ответы детей).

Слайды № 7 Использование льда

Воспитатель: Лёд используют в косметологии; прикладывают на больное место при ушибах; используют для хранения мороженого; для замораживания ягод; чтобы остудить напитки; для хранения и транспортировки продуктов.

Слайд № 8 Река, покрытая льдом.

Лёд играет большую роль в природе. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то всё живое в реках замёрзло бы и погибло; лёд, как тёплое одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.                                                                                                                Воспитатель: Ребята, а вам нравится лёд? (Ответы детей).                        Воспитатель: Чем? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, заниматься фигурным катанием).

Слайд № 9 Каток.

Представьте, что вы маленькие фигуристы.

Мы на лёд выходим ловко,

Потому что есть сноровка. (Имитируем скольжение).

Ногу правую подняли

И назад её убрали. (Нога вперёд и назад).

Ногу левую вперед-

Как красив же наш полёт. (Нога вперёд и назад).

Мы танцуем вдохновенно,

Сядем - встанем мы мгновенно. (Присесть, встать).

И покружимся на льду,

Как снежинки на ветру. (Покружиться).

Слайд № 10 Гололед

Воспитатель: Но из-за того, что лёд скользкий, он может быть опасным. Можно упасть и получить травму:

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же – шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти!

Гололёд, гололёд…

По чуть-чуть скольжу вперёд.

Чтобы предупредить получение травмы в гололёд, нужно запомнить некоторые правила:

• в гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве;                                   • передвигаться нужно осторожно, лучше мелкой, шаркающей походкой,                                     если есть возможность, нужно держаться за поручни и другие опоры;                                  • нельзя бегать, толкаться;                                                                                                                  • если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого.                                    Что ещё делают люди во время гололёда? (Дворники посыпают дорожки песком или солью).                                                                                               Слайд 11 Дворники

Ребята, давайте, и мы насыплем соль на льдинки и посчитаем до десяти.   А теперь посмотрите, что произошло с вашими льдинками? (Ответы детей).

Какой мы сделаем вывод? Льдинки, посыпанные солью, начинают быстро таять.                                                                                                                            А сейчас посмотрите, у вас много цветных льдинок, вам нужно выложить из них различные узоры. Мы подарим их Снежной Королеве, и она украсит ими свой замок. (Дети выкладывают узоры).

Нам пора возвращаться в детский сад:

Слайд № 11 Сани

Волшебные сани, возьмите в полёт.

Будем возвращаться – начинай снижаться!

Вот мы и в детском саду.

Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Что вы узнали? (Ответы детей: лёд – это замёрзшая вода. Лёд твёрдый и не меняет свою форму. Лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий. Лёд может быть полезным и может быть опасным (гололёд). От соли лёд тает.

Молодцы!

Ребята, Снежная Королева благодарит вас за помощь, благодаря вашим красивым узорам из льдинок её замок станет цветным и весёлым.

На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...