Конспект занятия по познавательному развитию "Горький хлеб войны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Марина Владимировна

Расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiy_hleb_voyny.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Горький хлеб войны.

Цель:  Расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.

Задачи:

- познакомить с жизнью людей во время ВОВ, с их героическими поступками.

- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к Родине.

Форма: групповая

Методические приемы:  

Наглядные:  презентация

Словесные: беседа, опросы, ответы детей.

Игровые:  подвижная игра «Колосья»,

Оборудование:  ноутбук, запись (отрывок) песни « Русское поле», клип О.Воронцова « Хлеб всему голова»

Ход занятия: Звучит отрывок из песни « Русское поле»

Воспитататель:

Рос сперва на воле, в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)  

Воспитатель:  Правильно, ребята это-хлеб. Сегодня я вам предлагаю поговорить о самом главном продукте на столе - это о хлебе.

 (Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Хлеб»)

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно,

так строго.

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом — пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой,

со жмыхами,

Он все же казался желанней всего!

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Хлеб - продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. Он является народным символом. На Руси к нему особое отношение - как к самому дорогому. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.

- Как вы думаете, чем ценен хлеб?

- Почему мы должны бережно относиться к нему?

-Сколько нужно брать хлеба?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Особое бережное отношение к хлебу пронесли сквозь всю жизнь люди, прошедшие войну. Многие из них были тогда детьми.

Мирная жизнь закончилась, когда на нашу страну 22 июня 1941 года напали фашисты. Внезапное нападение врага на родную землю, страшные разрушения, потеря близких, голод вызвали гнев народа.

День за днем, месяц за месяцем, год за годом солдаты, моряки, летчики, воевали на фронте с фашистами.

А в тылу, дома их ждали матери, сестры, жены, и не просто ждали, а трудились для фронта.

Женщины, старики и дети трудились вместо мужчин, обеспечивая фронт оружием, едой, теплой одеждой.

Самое главное богатство тогда был хлеб.

Воспитатель: Чем обеспечивали фронт?

Что было самым главным богатством?

 (Ответы детей)

Хлеб военной поры отличался от современного, и отношение к нему было особенное. Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого «хлеба» было недостаточно.

В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом выискивали комочки полусгнившего картофеля на полях. Клубни вымачивали, перетирали, промывали и добавляли в хлеб вместо настоящей муки. От голода, недоедания страдали все люди.

А в городе жителям приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны. Хлебная карточка была дороже денег, и ее потеря грозила гибелью от голода всем членам семьи.

Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий.  Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

Воспитатель: Какой был хлеб?

(Ответы детей)

Фронтовой хлеб – хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах.  

Хлеб «Сталинградский» – хлеб, выпекаемый для бойцов Сталинградского фронта с применением ячменной муки.

Хлеб временно оккупированных районов. В оккупации все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело.

Ржевский и тыловой хлеб – хлеб, основным ингредиентом которого являются картофель и отруби, а также другие добавки.  

Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных.

«Блокадный» хлеб – хлеб, выпекаемый для людей, находящихся в блокадном Ленинграде. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав ( Слайд№).

 Ровно 125 грамм - дневная норма блокадного хлеба.

(Демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)

Именно этот кусочек, весом всего в 125 г спас многих ленинградцев от смерти.

Подвижная игра «Колосья»

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть:

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Воспитатель:

Вот что я хотела рассказать вам о военном хлебе. Почему он назывался горьким?

– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)

-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)

-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские, слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат на подносе: белый хлеб, баранки, печенье. На другом подносе: черный ржаной хлеб (125 граммов), кусочки ржаного хлеба, соль в солонке. Вопрос: Какой  хлеб больше похож на военный, черный хлеб, который пекли в войну? Почему? Главный герой на нашей встрече  в этом зале хлеб. Где хлеб, там рядом и соль и беседы, и я приглашаю Вас к  столу  отведать наших хлебных угощений.

Итог:

Что вы узнали на занятии?

Как будем относиться к хлебу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Как хлеб растет".

Крнспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл»

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришел?"

Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю возникновения хлеба;Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания ...