Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о материках и странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, высказывания суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.21 КБ
Файл grenlandiya.docx17.56 КБ
PDF icon grenlandiya.pdf1.03 МБ
Файл sev_i_yuzh_amerika.docx16.31 КБ
PDF icon amerika.pdf2.3 МБ
Файл antarktida.docx20.14 КБ
PDF icon antarktida.pdf1.28 МБ
PDF icon avstraliya_1.pdf566.41 КБ
Файл avstraliya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Долгосрочный проект

по ознакомлению с окружающим миром

для детей старшей группы

 «Вокруг света»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г.о.Воскресенск

2020г.

Название проекта «Вокруг света».

Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2020 – 2021гг.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Актуальность проекта

  Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о материках и странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, высказывания суждений.

Проблема: недостаточные представления детей, о материках, о странах мира, о животном и растительном мире различных стран, государственных символах о традициях и культуре народа разных стран.

Цель проекта: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе формирования географических представлений.

Задачи:

• познакомить детей с глобусом – моделью нашей планеты, картой мира; сформировать элементарные представления о материках, океанах, странах и народах, в них проживающих;

• формировать у детей элементарные географические представления; знакомить с животным и растительным миром разных климатических поясов; обобщать и систематизировать знания о разных странах и живущих в них людях; знакомить с обычаями и культурой разных народов;

• пополнять словарный запас детей словами-терминами по теме;

• способствовать развитию речевой активности детей, поощрять умение отвечать на вопрос воспитателя или излагать свою мысль полным предложением;

• развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, зрительная и пальчиковая гимнастика);

• воспитывать взаимопомощь, развивать дружеские отношения, формировать чувство гордости за свою страну, за свою Родину.

• воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;

• развивать творческое воображение, фантазию.

Методы и приёмы работы:

• практические (дидактическая игра, создание рисунка, аппликации, лепка, конструирование);

• наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях, просмотр мультимедийных презентаций и обучающих мультфильмов);

• словесные (беседа, чтение рассказов и стихотворений по теме, словесные дидактические игры).

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

• создание проблемы, подготовка цели и задач;

• подбор методической и художественной литературы;

• подбор дидактических игр;

• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2. Основной:

• проведение с детьми бесед;

• чтение художественной литературы детям;

• рассматривание иллюстраций и методического материала;

• прослушивание музыки разных народов, импровизированные танцы под музыку;

• просмотр мультимедийных презентаций и обучающих мультфильмов;

• проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

• проведение физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр разных народов;

• рисование и раскрашивание раскрасок;

• лепка и пластилинография;

 • аппликация;

• конструирование и создание сенсорных коробок

3. Заключительный:

• проведение итоговой игры-квеста «Путешествие вокруг света».

Ожидаемые результаты.

Планируется, что по результатам реализации проекта дети:

• владеют элементарными географическими представлениями;

• имеют элементарные навыки работы с картой и глобусом;

• узнают, показывают и называют на глобусе материки и страны;

• знают, что живут в стране Россия, знают также, что существуют другие страны, могут назвать некоторые из них, понимают сходство и различия разных стран;

• имеют представления о флаге, гербе нескольких стран;

• владеют элементарными знаниями об обычаях и культуре разных народов;

• знают, что растительный и животный мир в каждой стране разнообразен и имеет свои особенности;

• проявляют интерес к изученной теме, задают вопросы по теме воспитателю и родителям, делятся полученными знаниями с другими детьми в детском саду, дома с членами семьи.

Итоги проектной деятельности: 

⁕ проведение итоговой игры – квеста «В поисках сокроищ»;

⁕ выставки детских работ (индивидуальные, коллективные работы);

⁕ детские презентации, открытые мероприятия.

Организационные формы работы над проектом

Форма работы

Название темы, цель

Сроки реализации

Итоговое  мероприятие

Сентябрь

Ситуативный разговор.

 «Начинаем наше путешествие. Материк Евразия»

Цель: познакомить детей с географической картой мира и глобусом, сформировать знания детей о материке Евразия и его климатических условиях.

1неделя

Виртуальная экскурсия «Евразия».

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по России»

 Цель: Расширять представление детей о флаге, гербе России, о культуре и традициях русского народа, о Москве – главном городе, столице России.

2 неделя

Выставка детских рисунков «Флаг России»

Художественное творчество.

«В мир живой природы»

Цель: Расширять представление детей о растительном и животном мире России.

3 неделя

Выставка детских работ «Животные России»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по городам России»

Цель: Расширять представление детей огородах России.

4 неделя

Представление детских презентаций: «Достопримечательности России»

Октябрь

Ситуативный разговор.

«Путешествие по Австралии»

Цель: Познакомить детей с новом материком, его географическим положением, природой и культурой Австралии, с её достопримечательностями, с флагом и гербом.

1неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Австралии».

Выставка детских работ: «Флаг Австралии»

Занятие

«Традиции и увлечения жителей Австралии»

Цель: Расширять представления о  традициях жителей Австралии, о разнообразии народного искусства.

2 неделя

Выпуск газеты «Традиции Австралии»

Экспериментально-исследовательская деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»

Изготовление бумеранга.

Художественное творчество.

«В мир живой природы»

Цель: расширять и закреплять знания детей о природе и животном мире Австралии.

3 неделя

Выставка детских работ «Животные Австралии»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Австралия»

 Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра: «Туристический поход – рюкзачки вперед!»

Ноябрь

Ситуативный разговор.

«Путешествие по Северной и Южной Америке»

Цель: познакомить детей с новыми материками, странами, их флагом и гербом, учить находить и показывать их на карте.

1 неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Северной и Южной Америки».

Ситуативный разговор.

«Культура и традиции жителей Северной и Южной Америки»

Цель: познакомить детей с населением Северной и Южной Америки, с особенностями их образа жизни, а также их традициями и обычаями.

2 неделя

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»

Художественное творчество.

«Живая природа Северной и Южной Америки»

Цель: расширять представление детей о животных Северной и Южной Америки.

3 неделя

Выставка детских работ (коллективная аппликация) «Животные Северной и Южной Америки»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Северная и Южная Америка»

 Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.

4 неделя

Рассказы детей:

«Знатоки Северной и Южной Америки»

Декабрь

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Гренландия»

Цель: познакомить детей с островом Гренландия (флаг, столица, герб).

1 неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие в страну Гренландия».

Выставка детских рисунков «Флаг Гренландии»

Ситуативный разговор.

«Культура и традиции жителей Гренландии»

Цель: познакомить детей с населением Гренландии, с особенностями их образа жизни, питания, жилища, а также их традициями и обычаями.

2 неделя

Выставка детских работ (аппликация) «Жилище народов Севера. Иглу»

Художественное творчество.

«Живая природа Гренландии»

Цель: Расширять представление детей о животных Гренландии.

3 неделя

Выставка детских работ (коллективная лепка) «Животные Гренландии»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по стране Гренландии»

 Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.

4 неделя

Рассказы детей:

«Что больше всего запомнилось в путешествии по стране Гренландии».

Январь

Занятие по ознакомлению с окружающим.

 «Путешествие по тундре»

Цель: познакомить детей с географическим положением и особенностями природных условий тундры.

3 неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие по тундре»

Эксперимент «Вечная мерзлота»

Художественное творчество.

«Знакомство с животным миром и растительным миром тундры»

Цель: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

4 неделя

Выставка детского творчества: рисование «Животные тундры»

Февраль

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Антарктида»

Цель: дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды. Расширять кругозор детей, умение обращаться с картой.

1 неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Антарктида»

Эксперимент со льдом.

Художественное творчество.

«Животный мир Антарктиды»

Цель: формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания. Обобщить представления о животном мире, птицах Антарктиды. Их внешнем виде, образе жизни, повадках.

2 неделя

Дидактические игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото».

Выставка детских рисунков «Животный мир Антарктиды»

Ситуативный разговор.

«В мире пингвинов»

Цель: сформировать представление об обитателях Антарктиды – пингвинах. Рассказать об их повадках, о том, как эти птицы приспособились к суровым условиям Антарктиды.

3 неделя

Выставка детского творчества: лепка «Пингвиненок»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по Антарктиде»

Цель: закрепить знания  детей об Антарктиде.

4 неделя

«Загадочная Антарктида» (коллаж).

Март

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Африка» 

Цель: уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли.

1 неделя

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Африке»

Выставка детского творчества: нетрадиционная техника рисования «Саванна»

Ситуативный разговор.

«Знакомство с народом Африки и их традициями»

Цель: познакомить детей с жителями Африки с их традициями и увлечениями.

2 неделя

Выставка детского творчества: конструирование из бумаги «Африканцы»

Художественное творчество.

«Растительный и животный мир Африки»

Цель: уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.

3 неделя

Изготовление макета «Африка»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по Африке»

 Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.

4 неделя

Рассказы детей:

«Что больше всего запомнилось в путешествии по Африке».

Апрель

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Египет»

Цель: познакомить детей с новой страной Египет, государственной символикой государства, его географическим положением.

1 неделя

Выставка детских рисунков:

«Флаг Египта»

Ситуативный разговор.

«Знакомство с народом и увлечениями египтян»

Цель: Расширять представления детей о стране Египет, о жизни людей на земле.

2 неделя

Виртуальная экскурсия

«Увлечение Египтян»

Художественное творчество.

«Растительный и животный мир Египта»

Цель: познакомить детей с растительным и животным миром Египта.

3 неделя

Выставка детских рисунков «Растительный и животный мира Египта»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Путешествие по Египту» Цель: закрепить знания детей о стране Египет.

4 неделя

«Туристический отдых в Египте» (оформление  альбома)

Май

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Сахара»

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

1 неделя

Выставка детских рисунков: «Оазис»

Художественное творчество.

«Растительный и животный мир Сахары»

Цель: познакомить детей с растительным и животным миром Сахары.

2 неделя

Выставка детских рисунков «Растительный и животный мира Сахары»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Исследования пустыни»

Цель: познакомить детей с природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

3 неделя

Изготовление сенсорной коробки «Пустыня»

Занятие по ознакомлению с окружающим (квест-игра)

«Путешествие вокруг света»

Цель: закрепить знания детей о материках, странах мира, о гербе, флаге и их цветовой гамме, умение ориентироваться по карте – находить данную страну, материк.

4 неделя

Рассказы детей о странах мира. Д/игра: «Какая страна понравилась? Что можешь рассказать о ней?», «Покажи флаг», «Назови животных», «Назови дерево».

Работа с родителями: Родители привлекаются к созданию совместной с ребенком работы по теме «Путешествие по материкам и странам». Принимают участие в изготовлении поделок своими руками. Оказывают помощь в подборе информации по теме, в подборе материала в оформлении газет.

Заключение:

Ребенок-дошкольник очень любопытен. Современные дети получают большой поток информации через телепередачи, компьютерные программы, книги, энциклопедии. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширять познавательную сферу ребенка. 

Методическая литература:

  1. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. :ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
  2. Захарова М.А., Костина Е.В., Проектная деятельность в детском саду, М., Школьная Пресса, 2010г.

3. Наглядно-дидактическое пособие, серия «Уроки для самых маленьких»: «Деревья», «Дикие животные», «Животные Африки», «Животный мир реки, болота, озера», «Обитатели морей и океанов».

4. Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», «Птицы России».

5. Серия «Играем с карточками». Животные. Редактор О. Н. Казакина. ООО «Парето-Принт2, 2017.

6. Султанова М. Маленькому почемучке о животных. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.

7. Султанова М. Маленькому почемучке о море. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.

8. Султанова М. Маленькому почемучке о планете Земля. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.

9. Султанова М. Маленькому почемучке о птицах. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.

10. Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки? ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2010.

Художественная литература:

1. Виталий Бианки. Хвосты.

2. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Откуда у Носорога шкура. Откуда у Верблюда горб. Откуда у Кита такая глотка.

3. Геннадий Снегирёв. Скворец. Пеликан. Кабаны. Лось. Бурундук. Медвежонок. Бобровая хатка. Танец верблюдов. Осьминожек. Медвежата с Камчатки. Белёк. Косатки. Пингвиний пляж. Отважный пингвинёнок.

4. Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе», М. Пришвин «Весна света».

5. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Конспект организованной образовательной деятельности

 в старшей группе

«Гренландия»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2021г

Цель: познакомить детей с островом Гренландия (флаг, столица, герб).

Ход занятия

- Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. (слайд 1) Посмотрите на карту мира и напомните мне где мы побывали в прошлый раз? (дети называют материки и показывают на карте) Отлично! Давайте сегодня отправимся изучать новый материк на севере. Это Гренландия! Это самый крупный остров. Находится он поблизости с северным полюсом. Попасть в Гренландию можно двумя способами: из Исландии отправиться в Гренландию на экспедиционном корабле или ледоколе или долететь на самолете из Исландии или Дании. (показать на карте) (слайд 2)

Название «Гренландия», то есть «Зеленый остров» тоже придумали викинги – местные древние жители. Такое название появилось так как климат раньше был более мягким и на юго-западе острова действительно росло много зелени. Но сейчас большая часть острова покрыта льдами. (слайд 3-4) Гренландию частенько называют страной айсбергов и китов. Для жизни пригодны только места рядом с берегом. Здесь ледники сменяются зелеными лугами с цветами. (слайд 5)

В Гренландии очень холодно. Даже летом там температура бывает как зимой в России. Погода на острове часто меняется. В течении одного дня может светить солнце и начаться сильная снежная буря. Несмотря на это, в Гренландии очень красиво! (слайд 6)

С конца весны и до середины лета в Гренландии белые ночи, когда солнце вообще не садится. (слайд 7) А 21 июня – самый длинный день в году и национальный праздник на острове. Гренландия – лучшее место на земле для наблюдения за северным сиянием. (слайд 8-9) Его видно с начала осени и до середины весны.

Многие замечают, что в Гренландии очень много разноцветных домиков. (слайд 10) Оказывается, это по той причине, что большую часть года, даже летом, на острове льют дожди и идет снег. То есть, если бы не цветные стены домов, все было бы еще более серо и скучно.

(слайд 11) Флаг Гренландии представляет собой прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными полосами. Сверху расположена полоса белого цвета, внизу — красного. Поверх полос расположен красно-белый круг. Верхняя часть круга красного цвета, нижняя — белого. Полоса белого цвета символизирует ледяные горные вершины Гренландии, красная полоса — океан.

(слайд 12) Герб Гренландии представляет собой синий щит, на котором изображен белый полярный медведь. Полярный медведь символизирует фауну Гренландии, а синий цвет обозначает Атлантический и Северный Ледовитый океаны, в которых находится этот огромный остров.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Конспект организованной образовательной деятельности

 в старшей группе

«Северная и Южная Америка»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2021г

Цель: познакомить детей с новыми материками, странами, их флагом и гербом, учить находить и показывать их на карте.

Ход занятия

– Доброе утро. Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, что вы открыли новые для себя земли. Есть на нашей планете земля великая – превеликая. По форме напоминает она два треугольника, встречающихся друг с другом. Попробуйте глазками найти на карте эту землю? Кто увидел, поднимите руку. Ответы детей. Материки показываем, обводя всю береговую линию.

– Это Америка: Северная и Южная.

– Ребята, а где на карте север, а где юг? Показ детьми. А как вы думаете, почему Северную Америку назвали так? Ответы детей. Правильно потому что она расположена на севере. А Южная – на юге.

Ребята эти земли открыли великие мореплаватели Х. Колумб и Америго Веспуччи. А произошло это случайно. Х. Колумб хотел найти новый морской путь в Индию. Сбился с курса и вместо этого открыл Америку.

– Как нам добраться до Америки? Ответы детей. Мы плывем сейчас по Атлантическому океану. (показ на карте)

Вот и берега Северной Америки. Мы видим флаг и герб. Знаменитому звездно-полосатому флагу Соединенных Штатов уже более двухсот лет. Белые и красные полосы на флаге обозначают 13 колоний, положивших начало образованию страны много лет назад, а 50 звезд на синем фоне – штаты США. Символом США является белоголовый (лысый) орел, который водится только в северной Америке. Он изображен на гербе страны.

Мы входим в порт самого крупного города Америки. Это Нью-Йорк. Каждый день в порт Нью-Йорка приплывают корабли из разных стран Земли, в аэропорт города приземляются самолеты со всех концов света.

Нью-Йорк знаменит своими небоскребами.

– Что такое небоскреб? Очень высокое здание, в сотни или даже тысячи этажей. Почему его так назвали? Ответы детей. Потому что они высокие и тянутся в небо.

- Дальше мы направимся к берегам Южной Америки.

Мы оказались на реке Ниагара. Знаменита эта река тем, что есть на ней водопад.

– Что такое водопад? Река на своем пути встречает высокий уступ, вода падает с него, образуя водопад. Посмотрите, какой водопад широкий! Какой он высокий! С оглушительным грохотом воды Ниагары падающей сверху вниз и бегут дальше. Шум водопада настолько силен, что вблизи его не слышны человеческие голоса. Недаром слово «ниагара» означает «грохочущая вода» (запись шума воды).

Путешествуя по странам, утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята, встать и с корабля сойти.

Посмотреть направо, посмотреть налево,

Потянуться к солнцу, удивиться: "Где мы?"

Пролетают птицы, крылья расправляют.

Деревья – великаны ветками качают.

Через ручьи и кочки мы перепрыгнем ловко, для первооткрывателей всегда нужна сноровка.

Вдыхаем свежий воздух, как бабочки кружимся и на цветок чудесный спокойно мы садимся.

– Южная Америка – необычная, удивительная Земля. Там все «самое – самое»: самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли. Попробуем найти на карте самые большие горы Южной Америки. Они, не прерываясь, тянутся вдоль берега.

Это Анды. Поднимаясь вверх, в горы, мы сможем увидеть, как они меняются. Имитация подъема в горы. Восхождение на высокую гору – трудная работа. Кому она по силам? Только смелым и сильным людям.

Пришло время спускаться с горы. Пешком идти далеко. Ой, смотрите, кто-то оставил здесь свой плот, а давайте на нем отправимся в плавание по горной речке. Горная речка несет наш плот все дальше и дальше вниз. У нее сильное течение. Держитесь крепче! 

Мы спустились с гор и поплыли по равнине уже не так быстро. Почему, как вы думаете? Ответы детей.

 Куда же несет нас река? Обратимся к карте. Очень скоро мы окажемся в водах самой большой реки. Называется она Амазонка. Вот и она. Амазонка кажется морем: стоя на одном берегу, нельзя увидеть другой.

Давайте обратимся к карте и посмотрим, где мы оказались. Смотрите, ребята, мы с вами оказались там, где оставили наш корабль. Нам пора обратно в садик.

Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Вам понравилось? Какие материки мы открыли? Как называется самый большой водопад в мире?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Конспект организованной образовательной деятельности

 в старшей группе

«Путешествие в Антарктиду»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2021г

Цель: повышение экологической культуры дошкольников и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;

2. Формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания;

3. Обобщить представления о животном мире, птицах Антарктиды. Их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Продолжать формировать умение работать с картой, находить Северный полюс (Арктику) и Южный полюс (Антарктиду).

5. Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности

6. Формировать умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности.

2.Развивающая:

1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительную наблюдательность.

3. Развивать способность видеть красоту природы.

4. Развивать способность к анализу, обобщению, сообразительность в процессе обучения детей отгадыванию загадок.

5. Развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, Антарктида, касатка)

3.Воспитательная:

1. Воспитывать интерес и любовь к природе.

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы.

3. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде.

Оборудование и материалы:

- конверт с письмом;

- кусочки льда, таз с водой, салфетки;

- перья птиц, жир, таз с водой;

- презентация, проектор, ноутбук;

- панно для коллективной работы;

- заготовки для аппликации, клей, клеенки, простые карандаши.

Ход занятия

В. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбаться друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться в увлекательное путешествие. А в какое путешествие, узнаете, когда я вам прочитаю письмо, пришедшее на адрес детского сада.

В. Ребята, на конверте написано - «Для ребят». От кого же оно? Отгадайте загадку:

Эта птица не летает,

Но плавает отлично и ныряет!

Ходит вперевалочку,

Прояви смекалочку!

Не поет, но носит фрак-

Предназначено ей так,

Ростом - метр, ну а живет

Там где холодно и лед!

В. Правильно письмо от пингвина. (слайд 2)

В. Ребята, посмотрите это пингвиненок Пепе. Мне, кажется, что он чем-то огорчен. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал о том, как весело у вас в детском саду. Вы очень дружные и играете в интересные игры вместе. А у меня совсем нет друзей и от этого мне очень грустно. Приезжайте пожалуйста ко мне в гости! Я буду очень рад подружиться с вами!»

В. Ребята, давайте навестим пингвинёнка?(Да) В гости принято ходить с подарком. Что можно подарить пингвиненку? (слайд 3)

В. Итак, мы отправимся в путешествие и узнаем, где живет пингвиненок, а потом попробуем ему как - то помочь.

Ребята, мы живем на большой, красивой планете. Как она называется? (Земля)

В. На нашей планете есть Северный полюс и Южный полюс. Именно на Южном полюсе в Антарктиде живет пингвиненок Пепе. (слайд 4)

В. Ну, что же пора отправляться в путь. Давайте закроем встанем, закроем глаза и обернемся вокруг себя 3 раза.

«Раз кружись, два кружись

В Антарктиде окажись».

(Слайд 5)

В. Открывайте глаза. Итак, давайте представим, что мы с вами в Антарктиде в гостях у Пепе. Антарктида — огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Вокруг материка – океан. Эта самая суровая область Земли. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Скользящие солнечные лучи не способны растопить этот лед. Сильный ветер наносит все новые горы снега. Его так много, что от такого количества они становятся очень тяжелыми и превращаются в лед. И так из года в год, из века в век.

Как здесь красиво!

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,

И плывут вдали

Ледяные корабли.

В. О чем идет речь? (Айсберги) (слайд 6)

В. Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Большая часть айсберга скрыта под водой, и мы ее не видим. Поэтому они очень опасны для кораблей. Почему?

А сейчас я вам предлагаю проверить тонут они или нет.

Эксперимент со льдом

В. Представьте, что наша чашка с водой – это море, а кусочки льда – айсберги. Опустите лед в воду. Тонут? (Нет)

В. Наши маленькие айсберги не тонут, так как вода их выталкивает. Настоящие айсберги огромных размеров, но в море они плавают точь-в-точь, как наши.

В. А сейчас я предлагаю немного согреться.

Физкультминутка «Согреем ручки»

«Наконец пришла зима,

Стали белыми дома,

Снег на улице идёт,

Дворник улицу метёт,

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги,

Ловко бегаем на лыжах,

И играем все в снежки»

В. Здесь нет растений, потому что все кругом покрыто льдом. Животные находят себе пищу в море. Но несмотря на холод в Антарктиде обитают животные. Посмотрите на картинку. Здесь вы увидите и касатку, и тюленя, и кита. (слайд 7)

В. Так же в Антарктиде живут и птицы альбатрос и буревестник. (слайд 8)

В. Но самые интересные жители – это пингвины. Ребята, а как вы думаете пингвин — это животное или птица? (Птица)

В. Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень быстрыми и ловкими. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. Крылья дают возможность плавать в воде, а лапы с перепонками, как у гусей и уток, служат рулем. (слайд 9)

В. Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. Как вы думаете, почему они не мерзнут? (Ответы детей.)

В. У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Я приглашаю вас к столу. Возьмите, пожалуйста, перышки, которые я заранее обмазала жиром и предлагаю окунуть их в воду.

Эксперимент с перьями

В. Намокли? Почему? (Они обмазаны жиром)

В. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом, всем удается побыть в середине, где теплее всего. (слайд 10)

В. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами.

В. Пингвины очень дружная семья, когда мама уходит плавать, то папа берет яйцо и держит на лапах, прикрыв его от стужи специальной складкой кожи, свисающего живота. Пока мама не придет пингвин ничего не ест. (слайд 11)

Физкультминутка

В Антарктиде - чудо птица, (руки в стороны, взмах крыльев)

Что мороза не боится (трем себя руками).

До чего пингвин хорош, (показываем пингвина)

С музыкантом очень схож (музыкант на барабане играет!

В. А сейчас, я хочу посмотреть какие вы внимательные. Если правильно – хлопаем, неправильно топаем.

В Антарктиде много снега и льда.

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по лесу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

И кто у пингвина друг?

В. Конечно, у пингвина друг пингвин. Но пингвиненок Пепе совсем один. Как мы можем ему помочь? (Ответы детей)

В. Давайте сделаем для Пепе друзей! Сначала мы рассмотрим пингвина. Попробуем описать его. У пингвина есть белоснежная рубашка, с белой манишкой, воротничком, галстуком. Черный фрак. Туловище овальной формы. Ноги, как у утки или гуся с перепонками. Голова маленькая с желтыми или белыми щечками.

Практическая часть.

В. У каждого из вас есть на тарелке прямоугольник черной бумаги. Из него вырезаем овал. Из черного квадрата – круг, из белого – сердечко. Приклеиваем сердечко на черный круг. Из маленького квадрата вырезать круг и разрезать его пополам – это лапы. Из белого прямоугольника овал – это живот и грудка. Приклеим глаза. Придумайте имя своему пингвиненку. Все дети любят играть с игрушками, выбирайте своим пингвинятам заготовленные игрушки, а также элементы одежды. Кто закончил, приклеивайте на нашу общую картину.

В. Ребята, у нас получился настоящий детский сад пингвинят. Теперь Пепе не будет скучно. Смогли помочь нашему пингвиненку? (Да)

В. Как пингвинята будут играть в детском саду? (Весело и дружно)

В. Ребята, спасибо! Наш пингвин остался довольным! (слайд 12)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №33 «Ромашка»

Конспект организованной образовательной деятельности 

в старшей группе «Путешествие в Австралию»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2021г.

Цель: сформировать у детей представление об особенностях природы Австралии и о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

• формировать представления о природных зонах Земли; о приспособлении животных разных стран к среде обитания;

• опытно-экспериментальным путем показать смену времен года в южном полушарии Земли;

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать

свою отгадку;

• развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций;

• чтение природоведческой литературы;

• заучивание стихов о кенгуру;

• отгадывание загадок о животных;

Оборудование:

Глобус, настольная лампа, письмо с заданиями, проектор, презентация, краски, кисти, основа – бумеранг на картоне.

Ход занятия.

- Ребята, вы любите путешествовать? Мне нравится путешествовать в страны загадочные, интересные.

У меня для вас есть загадка. Какая будет отгадка, в такую страну и поедем:

На материке большом, зеленом

Кенгуру живет смышленый.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит. 

(Австралия)

- Молодцы! Мы поедем в Австралию. А чтоб не ждать поездов и самолетов мы с вами воспользуемся волшебством – моей волшебной палочкой:

“Кручу-верчу в Австралию попасть хочу!” (звучит музыка или шум самолета, дети закрывают глаза. Открывают после слов воспитателя).

- (слайд 2) Ребята, смотрите куда мы попали. Это карта Австралии и какое – то письмо. Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем материке! Приглашаем вас в удивительное путешествие! Когда вы пройдете все этапы нашего пути, найдете клад! Он – ваш! Ваши друзья-австралийцы.»

Ну что же, ребята, будем искать клад?

Задание 1. Познакомится со страной.

Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. Всю его территорию занимает одна страна — Австралия.

Столица Австралии — город Канберра. (слайд 3) Много архитекторов боролись за право построить здесь свои здания, и получился вот такой красивый город. А самый старый и самый большой город Австралии — Сидней. Этот город славится своим красивым мостом и оперным театром.

В Австралии выпадает в год меньше всего осадков в мире. Поэтому эту страну и называют – Солнечная Австралия.

Задание 2. Познакомиться с коренными жителями.

Жители Австралии дружелюбны и приветливы. В основном это переселенцы из других стран. Они разговаривают на английском языке и одеваются как мы с вами.

(слайд 4) Коренные жители Австралии — аборигены. До того, как приплыли европейские переселенцы, только аборигены жили в Австралии. Одежда аборигенов необычна. Это набедренная повязка. Все остальные места аборигены раскрашивают яркими красками и украшают себя бусами из семян растений, ракушек.

Вот это оружие – бумеранг, первоначально был метательным оружием аборигенов Австралии, изготовлялся он из твердого дерева в форме плоского серпа и служил для охоты и реже как боевое оружие. Аборигены бросали бумеранг и состязались в ловкости при боевых играх. Если его запускали определенным способом, то он, если не встречал препятствия, возвращался назад. Сейчас бумерангом как боевым оружием не пользуются, редко применяют и на охоте, а в Австралии это один из сувениров, продается в магазинах. Кроме того, бросание бумеранга — любимая игра на континенте.

Физкультминутка. Детская игра из Австралии «Скиппиру-кенгуру»

Дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину, сесть на пол, наклониться вперед и закрыть глаза – это спящий кенгуру Скиппиру. Остальные – охотники. Ведущий называет имя одного из детей, тот дотрагивается до «кенгуру»и говорит: «Угадай, кто тебя поймал?» Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.

Задание 3. Герб и флаг страны. (слайд 5)

Герб — это эмблема государства, города. Животный и растительный мир государства отражен на гербе Австралии. Там изображены кенгуру и страус эму в обрамлении виноградных лоз.

Задание 4. Узнать о смене времен года в Австралии.

Австралия находится в южном полушарии и поэтому, когда у нас зима, в Австралии лето и наоборот. Как вы думаете почему? (ответы детей)

(С помощью глобуса и лампы воспитатель демонстрирует опыт «Смена времен года». Воспитатель обращает внимание детей, что когда солнце освещает северное полушарие, то на южное свет солнца почти не попадает, так происходит смена времен года)

Новый год в Австралии начинается с 1 января, в это время там стоит жара, поэтому австралийцы встречают праздник на пляжах. (слайд 6) Санта Клаус появляется в купальном костюме. Он мчится по морю на специальной доске — сёрфе. Дети открывают подарки и плюхаются в воду. 

Задание 5. Забрать клад.

Ребята, чтобы открыть сундучок - надо ответить на вопросы:

Как называется столица Австралии? Как называются коренные народы?

Как меняются времена года в Австралии?

Открываем сундучок - в нем раскраски флага Австралии, инструкция для изготовления бумерангов.

Поздравляю! Вы нашли замечательный клад! А теперь садитесь за столы и приступайте к изготовлению бумерангов. (Дети вырезают основу – бумеранг, затем расписывают его красками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город"

Конспект открытого занятия. Прошлое и настоящее города Егорьевска Московской области....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»...

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»...