Картотека бесед по окружающему миру
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Луиза Ринатовна Уланова

«  Лекарственные растения»

Цель. Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА БЕСЕД

По окружающему миру

Старшая группа.

 1«  Лекарственные растения»

Цель. Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

Ход занятия:1.Познакомьте детей с книгой «Лекарственные растения». Покажите несколько цветных иллюстраций в этой книге.

2.Привлеките внимание ребят к изображению туи (можжевельника). Попросите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть растение, потрогать его листочки, понюхать. Расскажитео свойстве туи (можжевельника) выделять в воздух особые вещества, фитонциды, уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы. Подведите детей к выводу о значении для здоровья человека чистого воздуха. Предложите ребятам выполнить около туи (можжевельника) дыхательную гимнастику.

3.Привлеките внимание детей к изображению подорожника в книге «Лекарственных растения». Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть подорожник. Раскройте его лекарственные свойства, продемонстрируйте использование подорожника. Предложите раскрасить листья подорожника на коллективной работе «Растения, которые лечат».

4.Загадайте ребятам загадку о чесноке. Предложите найти это растение на карте-схеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите детям рассмотреть растущий на грядке чеснок, затем головку чеснока. Расскажите о лечебных свойствах этого растения.Предложите игру с овощами «Что изменилось?»

5.Предложите детям сложить разрезные картинки, на которых изображены лекарственные растения.

6.Объясните, что лекарственные растения нельзя собирать вблизи автомобильных дорог.

2   «Растения вокруг нас. Овощи»

Цель. Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений.Ход занятия:

1.Предложите детям назвать растения, выросшие на огородных грядках,              рассмотреть различные овощи и сравнить их по цвету, форме, величине, запаху,                    а также на ощупь.

2.Предложите рассмотреть и назвать съедобные части различных огородных растений. Предложите попробовать на вкус заранее приготовленные сырые овощи. 3.Расскажите о пользе овощей для здоровья.

4.Дидактические игры «Подбери вершки к корешкам», «Узнай овощ по описанию».

5. »Нарисуй овощи».»Заштрихуй овощи»

6.Привлеките детей к сбору урожая овощей.

7.Предложите рассказать о том, что можно приготовить из овощей.

3 «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники»

Цель: Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках; формировать представления о значении деревьев и кустарника для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.Ход занятия:

1.Предложите детям рассмотреть листья березы, клена, рябины, питомника, сравнитьих.

2.Привлеките внимание ребят к листьям шиповника и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это растение на территории сада. Напомните, что в сказке о спящей красавице шиповник образовывал непроходимые заросли. Рассмотрите с детьми куст шиповника.

3.Расскажите о полезных для здоровья человека свойствах плодов этого растения. Угостите детей напитком из плодов шиповника.

4.Привлеките внимание детей к листьям березы и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада.  

5. Рассмотрите с детьми березу. Расскажите о полезных свойствах этого дерева. Предложите детям поводить вокруг березы хоровод.

6.Привлеките внимание ребят к листьям клена и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми клен. Предложите собрать опавшие с дерева крупные листья и обвести их мелками на асфальте, сделать букет из кленовых листьев. Покажите фотографии, которые напомнят детям, как листва клена укрывала их летом от солнца.

7.Привлеките внимание ребят к листьям рябины и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми рябину. Расскажите о полезных свойствах ягод этогорастения. Обратите внимание детей на то, что плодами шиповника и рябины любят лакомиться птицы.

8.Предложите детям сравнить плоды рябины и шиповника, рассмотреть их, а затем попробовать пюре из ягод рябины. Предложите посадить плоды шиповника и рябины в заранее подготовленном месте на территории детского сада.

9.Попросите детей рассказать о проделанном маршруте при опоре на картосхему экологической тропинки

4 »Полезные продукты»

Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.

Ход занятия:

1. Предложить детям вспомнить какое сейчас время года, показать подарки осени – корзину с фруктами (рассмотреть и описать их).

2. Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.

3. Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты

4.Игра «Что нам осень подарила-в корзинку положила?»

5.«Я живу в большом городе»

Цель. Формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, большое количество людей, реклама). Познакомить с правилами безопасного поведения на улице города.

Предварительная работа. Во время прогулки с родителями понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность снега вблизи автомобильных дорог, на выбросы из труб котельных, промышленных предприятий, ТЭЦ

Ход занятия:1. Привлеките детей к составлению изображения улицы большого города на магнитной доске с помощью предметных картинок. Обсудите, какие здания находятся на этой улице.

2. Предложите детям прослушать аудиозапись звуков города, назвать знакомые источники шума, а затем расположить их изображения на магнитной доске.

3. Обратитесь к опыту ребят — покажите им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдений за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог; коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдений отражено состояние снега вблизи дорог и автомобильных стоянок.

4. Познакомьте детей с другими источниками загрязнений в природе, (котельные, ТЭЦ, промышленные предприятия).Попросите поместить изображения этих объектов на магнитную доску.

5. Предложите просмотреть видеозапись, сделанную на многолюдной улице. Привлеките внимание ребят к интенсивному движению транспорта, большому количеству пешеходов. Предложите высказать предположения о том, куда направляются идущие но улице люди. Подведите детей к выводу о зависимости психологического состояния и поведения людей от разных дел и забот.

6. Раскройте детям особенности большого города — возможную территориальную удаленность значимых для человека обьектов, необходимость использования транспорта для передвижения по городу, неизбежный контакт с большим количеством людей на улицах, и транспорте, в магазинах, большое количество рекламы и т.д.

7. Познакомьте детей с правилами безопасного поведения на улицах большого города: переходить улицу по пешеходному переходу, держаться вблизи родителей, избегать толпы.

6 .«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Цель:  Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.Ход занятия:

Внести знаки светофора и рассмотреть макет перекрестка.

  1. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.
  2. Вопросы:

А) Кто регулирует  движение на дорогах?

Б)  Что означает каждый сигнал светофора?

В) Где можно переходить через дорогу?

Г) Почему при переходе проезжей части взрослые должны крепко держать детей за руку?

Д) Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал

светофора?

Е)  Кто такой регулировщик?

Ж) Каким машинам можно ехать на красный свет?

З)  Как ты обойдешь трамвай? Троллейбус?

И) Где разрешается играть детям?

4.Сюжетно – ролевая  игра«Автобус»,»Шоферы

7 .  «Я -пешеход и пассажир»

Цель. Закреплять представления детей о значении транспорта для большого города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте.

Ход занятия:

1. Привлеките внимание детей к сюжетной картинке с изображением транспорта, движущегося по улице большого города.

2. Предложите вспомнить, какой транспорт ребята видели по пути в детский сад;

поездка на каком транспорте им запомнилась.

3. Подведите детей к выводу о значении транспорта для большого города.Раскройте значение понятий «пешеход», «пассажир», «проезжая часть», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход».

4. Предложите детям просмотреть видеозапись, сделанную около пешеходного перехода со светофором. Привлеките их внимание к смене сигналов светофора, подчинению пешеходов и водителей определенным правилам.

5. Обратитесь к опыту детей и предложите им рассказать о том, как они с родителями переходили улицу. Раскройте правила  безопасного  перехода  улицы.

6. Познакомьте детей с правилами поведения в транспорте, используя фрагмент сюжетно-ролевой игры «В автобусе». Предъявите проблемные ситуации, способствующие формированию правильного поведении в oбщественном транспорте.

7. Подведите детей к выводу о том, что их безопасность на улице города и в общественном транспорте во многом зависит от их собственного поведения.

8  «Здоровый образ жизни в большом городе»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, о составляющих здорового образа жизни, об организации досуга в большом городе.

Ход занятия :

1.Предложите детям рассмотреть изображения людей, идущих по улице города, и определить их настроение. Привлеките внимание к изображению человека с грустным выражением лица. Подведите детей к выводу о взаимосвязи физического здоровья и эмоционального благополучия.

2.Обсудите с ребятами возможности здорового человека.

3.Раскройте составляющие здорового образа жизни. Предложите детям выбрать среди множества картинок картинки с изображением полезной для здоровья жизнедеятельности.

4.Расскажите о пользе для здоровья двигательной активности, занятий физической культурой и спортом. Познакомьте с назначением спортивных сооружений большого города—дворца спорта, бассейна, стадиона. Обратитесь к опыту детей, спросите, какие спортивные секции они посещают.

5.Предложите детям упражнения:

А) найти по теням фигуры ребят, занимающихся спортом;

Б) сконструировать из геометрических форм на плоскости фигуры людей вдвижении.

6.Предложите ребятам рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены объекты большого города — зоопарк, цирк, театр, парк аттракционов. Попросите детей вспомнить и рассказать о посещении этих мест вместе с родителями. Подведите ребят к выводу о значении досуга в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед по окружающему миру в младшей группе

Картотека бесед по окружающему миру в младшей группе...

Картотека бесед по окружающему миру (3-4 года)

Картотека бесед по окружающему миру (3-4 года)...

Картотека бесед по окружающему миру.

картотека по окружающему миру (старшая группа)...

Беседа по окружающему миру"Путешествие в страну лекарственных растений"

Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Задачи:Образовательные: обобщить...

Картотека бесед по окружающему миру

Картотека беседпо окружающему миру...

Картотека бесед по окружающему миру в подготовительной группе.

Картотека бесед по окружающему миру в подготовительной группе....