Проект "Удивительный мир камней"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект "Удивительный мир камней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_kamney.docx273.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА»

Проект

«Удивительный мир камней»

в подготовительной группе

                                                                  Выполнила: Зидаина И.Н., воспитатель

                                                                  высшей квалификационной категории.

                                                                 

Тип проекта: познавательный, экологический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности,  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатством.                                                              

Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам.

Задачи проекта:

Образовательные:

•        знакомство воспитанников с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность;

•        создание условий для экспериментирования и опытов.

Развивающие:

•        развитие у воспитанников познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

•        развитие мыслительных способностей дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

•        развитие творческих и коммуникативных способностей воспитанников.

Воспитательные:

•        воспитание бережного отношения к объектам не живой природы;

•        воспитание таких качеств как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

•        воспитание умения работать в группах.    

Ожидаемый результат:

  Для детей:  

- приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

- формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.

 - выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения).

Для педагогов:

- повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.                                  -  совершенствование предметно – пространственной развивающей среды.

Для родителей:

Вовлечение в реализацию проекта.

Методы, используемые в реализации проекта:

- Исследовательские: наблюдения в природе;

- Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

- Слушание музыкальных произведений;

- Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

- Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

- игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

- художественно-творческая деятельность детей и родителей,

- трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

- НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

а) камни настоящие и искусственные, на иллюстрациях;

б) настольно-печатные игры по экологии;

в) дидактические игры по экологии;

Подготовительный этап

  1. Составление плана проекта.
  2. Изучение материалов по теме на различных сайтах
  3. Подбор литературы
  4. Знакомство родителей с проектом.
  5. Пополнение уголка экспериментирования
  6. Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Основной этап

 Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах   через    экспериментально - исследовательскую деятельность.

Познавательное развитие:

Беседы «Что мы знаем о камнях», «Нужен ли камень человеку?», «Драгоценные камни», «Как камни нам помогают?»

Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?", "От горы до песчинки" Цель: Рассказать детям о "жизненном пути камня"

Ситуативный разговор на тему: "Самоцветы"

Цель: Познакомить детей с драгоценными камнями, показать изделия из таких камней.

Использование камней, как счётный материал (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие).

Проведение цикла экспериментов по выявлению свойств камней. ("Как камень вода разрушает", "Камни пишут и рисуют", "Камни тяжёлые и тонут в воде" и другие)

Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней:

 «Удивительные камни», рассматривание через лупу.

IMG_20180515_153217

«Как человек использует камни»,                                                        

«Простые и ценные камни в природе»,

«Камни, которые подарило море»,

«Камень, рождённый деревом»,

эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Пирамида из камней"

 "Тонет - не тонет?"

опыты:

«Вода камень точит»,

 «Почему камни бывают разноцветными?»,

«Какой камень тяжелее?»

Речевое развитие:

Чтение стихов, сказок о камнях,

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни» Е. Чуйко.

Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком».

Создание альбомов «Стихи и загадки, пословицы и поговорки о камнях»

Социально-коммуникативное развитие: 

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Что лишнее? ", "Найди пару", "Продолжи ряд", "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь".

D:\С рабочего стола\для дет.сада\Моя аттестация\К защите 2020г\Мини-музеи по экспериментированию\Фото к Проекту Камни-май 2018г\IMG_20180515_155351.jpg

Настольно-печатные игры: «Живая, неживая природа», «Что из чего?», «Четвёртый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камень, ножницы, бумага».

Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада», «Шахтеры», «Геологи» (знакомство с профессией «геолог», «шахтёр».)

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Пазлы «Что из чего сделано»;

Показ презентаций «В гостях у гномика Изумрудика», «Мир камней», «Драгоценные камни»

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Просмотр мультфильмов по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Оформили мини-музей «Удивительные камни»

Выставка «Изделия из камня»

Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать. 

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях.

IMG_20180515_160751

Физическое развитие: 

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень», «Перенеси камни».    

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки».

Художественно-эстетическое развитие:

Выкладывание рисунков из камней. Поделки из камня. Совместные работы родителей и детей с использованием камней.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Декоративное рисование «Дом, милый дом»

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке».

Цель: знакомство дошкольников с творчеством русского композитора. Расширение кругозора.

Заключительный этап.

Создание развивающей среды (мини – музей «Удивительный мир камней»)

Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Мир камней»

              Итог проекта: «Удивительный мир камней».

 Проект получился интересным, познавательным.

 В процессе нашего проекта дети узнали, откуда появляются камни,

как добывают земные богатства и где используют.

- расширилось представление о свойствах камня

-обогатился словарь детей: Полезные ископаемые

- активизировались мыслительные процессы.

с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.

 Я считаю, что цели, поставленные в начале проекта выполнены.

Но работа в данном направлении будет продолжаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...