Экологически - творческий проект: «Путешествие по лесу» для средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения

леса, как одному из условий жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_lesu.docx79.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа № 1056"

Дошкольное отделение 4

Средняя группа 4

Экологически  - творческий проект:

«Путешествие по лесу»

                                      2021г.        

                                   Руководители проекта

                                                                Воспитатели: ГБОУ СОШ №1056 д/о №4

                                                             125364 Г. Москва ул. Штурвальная, д.7, к.1

                                   Бубырева Вера Владимировна,email: veroshka.veroshka@yandex.ru  

        Жучкова Татьяна Владимировна, email: t.zhuchckowa@yandex.ru

1

 У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Введение

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную

 роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов,

 начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных

 размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но

и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет,

солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи

между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к само поддержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его

обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни

 человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу

, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют

наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели,

 бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект,

зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством.

В медицине возникло новое направление – ландшафто-терапия, которому уделяется все большее внимание.

Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту,

наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное

 значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается

 влажность воздуха.

Актуальность

 Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия

человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них

 антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор,

вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как

дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные

говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с

природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и

почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и

красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую

культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

 Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д.

Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

 Причины этому следующие:

1. Экологическое образование и природоохранная деятельность живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.

2. Несформированность экоцентрического экологического сознания у детей и родителей.

3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии,

 прогулки в природу). С этой целью мы разработали экологический проект «Путешествие по лесу», который позволит расширить и углубить

представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе

Объект изучения - Лес.

Предмет изучения – роль леса для существования жизни на Земле

Сроки реализации проекта: ( сентябрь 2021 - май 2022г.).

Участники проекта:

 Дети средней группы.

Родители средней группы.

Воспитатели средней группы №4

Бубырева Вера Владимировна

Жучкова Татьяна Владимировна;

 

Цель:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения

леса, как одному из условий жизни на Земле.

Задачи:

1.Обучающиее:

∙ Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях; ∙ Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.

∙ Научить детей устанавливать и понимать причинно - следственные связи

в лесном сообществе.

∙ Формировать понимание последствий экологически неграмотного

поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений)

через ознакомление с правилами поведения на природе.

∙ Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу. 2.Развивающие:

∙ Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе

наблюдений за деревьями и обитателями леса;

∙ Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

∙ Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.

3.Воспитательные:

∙ Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых

∙ Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении

для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Предполагаемые продукты проекта:

∙ Совершенствована предметно - развивающая среда в группе через

модернизацию уголка природы (уголок леса)                                                                                      ∙ Информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города

(пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами, настольные игры, дидактические игры).

∙ Презентация проекта.

∙ Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей.

∙ Выставка творческих работ детей «Берегите лес от пожара», «Лес в разные времена года», «Весенний лес».

∙ Систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме «Лес».

∙ Выставка макетов «Дерево».

∙ Создание творческих работ: рисование «Дерева» в нетрадиционной техники рисования (монотипия), рисование «Ёж» в нетрадиционной техники рисования методом тычка. Аппликация: «Осенний лес», «Мухомор».

 ∙ Раскрашивание «Малинка», «Животные леса». Лепка «Съедобные грибы».

∙ Разгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

∙ Участие в конкурсе творческих работ детей и их родителей «Лесное дерево».

∙ Участие в прослушивание мелодий «Звуки леса», в просмотре презентаций.

∙Участие в конкурсе и в оформлении выставки творческих работ детей и их родителей «Лесное дерево», «Лесное дерево весной».

∙ Участие в создание стенгазеты «Прогулка по зимнему лесу».

Методы и приемы работы с детьми:

∙ Наглядные.

∙ Словесные.

∙ Игровые.

∙ Практические.

Формы реализации проекта

∙ НОД.

∙ Наблюдения.

∙ Исследование.

∙ Экспериментирование.

∙ Лепка, аппликация, рисование.

∙ Наблюдения, целевые прогулки.

∙ Индивидуальная работа с детьми.

∙ Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

∙ Чтение художественной литературы о природе

. ∙ Утренние беседы.

∙ Работа в книжном уголке.

∙ Тематические выставки работ.

∙ Взаимодействие с семьей.

Виды детской деятельности:

 Реализация проекта осуществляется через различные виды детской

деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.

Деятельность педагога:

  • Проведение бесед с детьми и показ презентаций на тему «Что такое лес?», «Знакомство с профессией лесника». «Лесные звери». «Какую пользу приносит лес».
  • Пополнить уголок изобразительного творчества: картинками, раскрасками, бумажными силуэтами по теме проекта; уголок природы: книгами, иллюстрациями по теме проекта. Книжный уголок; художественной литературой, иллюстрациями, энциклопедиями по теме проекта.
  • Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с природой леса (растительный и животный мир).  
  • Чтение русских народных потешек, стихов, загадок, поговорок, пословиц, художественной литературы о природе леса (растительный и животный мир).
  •  Создание творческих работ с детьми: рисование «Дерева» в нетрадиционной техники рисования (монотипия), рисование «Ёж» в нетрадиционной техники рисования методом тычка. Аппликация: «Осенний лес», «Мухомор». Раскрашивание «Малинка», «Животные леса». Лепка «Съедобные грибы».

Взаимодействие с родителями:

  Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для участия в проекте.

∙ Определение содержания, целей, задач деятельности в проекте.                        

 Совместная деятельность детей и родителей в создании творческих работ о природе леса (растительный и животный мир).

 ∙ Участие в конкурсе творческих работ детей и их родителей «Лесное дерево».

∙ Участие в конкурсе и в оформлении выставки творческих работ детей и их родителей «Лесное дерево», «Лесное дерево весной».

∙ Участие в создание стенгазеты «Прогулка по зимнему лесу».

Условия реализации проекта

Информационно – методические.

∙ Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.

∙ Подборка художественной литературы.

∙ Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.

∙ Фильмы о природе .

∙ Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

Материально-технические:

∙ Материал для художественного творчества: Пластик, цветная бумага,

 картон, клей, ножницы.

Этапы проведения проекта:

1этап – Организационный: (сентябрь)

2 этап – Подготовительный: (октябрь)

3 этап - Основной: (ноябрь - март)

4 этап – Заключительный: (апрель - май) 

Список литературы.

  1. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов. Грибы. Ягоды. – Москва: школьная пресса, 2004.
  2. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов. Цветы. Деревья. – Москва: школьная пресса, 2003.
  3. Васильева С.А., Мирясова В.И.  Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн.кн.1. Домашние и дикие животные средней полосы России – Москва: школьная пресса, 2004.
  4. Млекопитающие Москвы / определитель. Текст А. Мосолов. – Издательство: ООО «МИРА» 2016.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологическое воспитание дошкольников. -  Москва: «Мозаика - Синтез» 2004.
  6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под.ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М. А. - Москва: «Мозаика - Синтез» 2015.
  7. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – ТОО фирма «LINKA - PRESS» 1998.
  8. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники. – Москва Линка – Пресс 2002.
  9. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».
  10.  Шорыгина Т.А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.
  11.  Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» -  Москва 2003.
  12.   Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! ООО «Издательство   ГНОМ и Д» -  Москва 2002.
  13.   Серия «Учебное пособие для дошкольников»: «Деревья», «Животные России», «Грибы», «Цветы». – Издательский дом «Проф - Пресс» 2010.
  14.  Наглядно  - дидактическое пособие: «Рассказы в картинках» - «Лето», «Осень», «Зима»,  «Весна». -  Москва: «Мозаика - Синтез» 2003.
  15.  Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/651889/;

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/05/08/ekologicheskiy-proekt-v-sredney-gruppe-nash-drug;

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiekt_dlia_dietiei_sriedniei_ghruppy_priroda_nash_obshchii_dom

Приложения

Дидактический материал

Дидактическая игра «Какой у тебя листочек?»

Дети становятся в круг. Воспитатель дает одному из детей листочек,

вырезанный из цветной бумаги и просит сказать, с какого дерева этот

листочек. Ребенок называет определенное слово-признак и передает дальше

листок по кругу, следующему игроку, который в свою очередь называет

также свой признак воображаемого листочка, а затем передает его дальше.

Игра продолжается, пока листочек не обойдет весь круг. Если ребенок

колеблется с ответом, педагог может помочь ей подсказкой.

Например:

Твой листочек, Ваня, кажется, упал из клена. Какой он? (Кленовый)

У тебя, Оля, листочек небольшой, поэтому он какой? (Маленький)

Варианты слов для игры: осенний, желтый, красный, коричневый,

оранжевый, маленький, большой, продолговатый, круглый, дубовый,

березовый, липовый, кленовый, каштановый, вишневый, гладкий, сухой,

мокрый, яркий, опавший, красочный, золотой.

Дидактическая игра «Лесные слова»

 Воспитатель предлагает детям подобрать к предложенным

прилагательным как можно больше существительных. Во время игры педагог

должен следить, чтобы малыши правильно подбирали слова в соответствии с

заданным родом и числом.

Лесной ... (Зверь, куст, орех, подарок, гриб, пенек, массив, запах, шелест,

хозяин, маршрут, цветок, мир)

Лесная ... (Поляна, птичка, природа, ягода, красота, чаща, пуща)

Лесное ... (Дерево, царство, насекомое, путешествие, озеро)

Лесные ... (Песни, звуки, деревья, бабочки, благовония, плоды, заросли,

кустарники, жители, животные)

Дидактическая игра «Лес в разные времена года»

Педагог предлагает малышам по рисункам и по собственному опыту и

наблюдениями подобрать прилагательные и глаголы, характеризующие лес

зимой, весной, летом, ранней и поздней осенью т.д.

Какой лес зимой? (Белый, заснеженный, тихий, зимний)

Что делает зимний лес? (Спит, отдыхает, дремлет)

Какой лес весной? (Цветущий, бодрый, красивый, шумный)

Что делает природа леса весной? (Просыпается, пробуждается, оживает,

поет, расцветает, зеленеет)

Какой лес летом? (Пышный, зеленый, густой, нарядный, щедрый, ягодный)

Что происходит в лесу летом? (Созревают ягоды, взрослеют птенцы и

зверята, все растет, радуется лету)

Каким лес становится, когда пришла осень? (Красочным, цветным,

золотым, багровым, пестрым)

Что делает лес с приходом осени? (Желтеет, краснеет, меняет цвет,

очаровывает нас красотой)

Как изменяется вид леса поздней осенью? Какой лес в это время? (Голый, грустный, безлистный, черный, угрюмый)

Что делает лес в эту пору? (Готовится к зимнему сну)

Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»

 Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то

время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:

Подснежник (весна), земляника (лето), ручьи (весна), снег (зима), первоцвет

(весна), орехи (осень), ежевика (лето), мороз (зима), птенцы (лето), иней

(зима), листопад (осень), паутинки (осень), проталины (весна), жара (лето),

тишина (зима), позолота (осень), опята (осень).

Консультация для родителей

«Учите детей любить природу»

 Родная природа! Как дороги и знакомы эти слова. Родная природа-это

могучий источник, из которого человек черпает свои первые знания,

впечатления. Дети очень рано начинают замечать и интересоваться

окружающими их объектами живой и неживой природы. Маленький ребенок

смотрит на мир широко открытыми глазами и замечает всё: крохотного

паучка в густой траве, жучка, порхающую бабочку, трудолюбивого муравьишку

 на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, посмотреть, если возможно, попробовать на вкус. Очень важно, чтобы мы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен.

 Поэтому нужно знакомить его с природой с самого малого, постепенно,

показывая сначала близкие и доступные его пониманию явления (по дороге в детский сад можно полюбоваться красотой утренней зари, капельками росы

на зеленой траве, белоснежными стволами русской березки,

распускающимися после долгой зимы листочками) Хорошо в воскресные дни вывозить ребенка за город, сходить на речку, в парк. «Если хотите научить

ребенка логически мыслить – ведите его в природу» -советовал русский

педагог К. Д. Ушинский. Общение

с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Общение с природой

 дает ребенку более яркие впечатления, чем самая прекрасная книжка с картинками. Походы в «природу» дают возможность познакомить детей с особенностями живой и неживой природы родного города, поселка, приспособленностью всего живого к местным условиям.

В процессе общения с природой, постарайтесь

приучить своего ребенка выполнять

простые правила поведения:

- не следует рвать много цветов и растений, достаточно принести один букет

 лучше не рвать вообще, а любоваться красотой со стороны;

- не трогать муравейники, гнезда, так как муравьи и птицы приносят пользу;

- не разжигать костры, так как это может привести к пожару, а значит к гибели

 всего живого в лесу;

- не ломать ветки деревьев и кустарников;

- не брать в руки диких обитателей леса и луга (ежи, белки и т. д., объяснить,

 что это дикие животные, могут нанести вред организму человека;

- проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края,

 заботится о них;

- любоваться красотой окружающей природы.

 Объясняя, какую пользу приносят птицы, как кормить птиц, белок

зимой, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнезда,

взрослые помогут детям не только расширить их знания о природе, но и

сформировать определенные нравственные качества, понимать роль человека

в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Помните!!!

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Природа учит человека мудрости.

Так давайте будем вместе беречь, и охранять природу.

Памятка для родителей

Правила поведения в лесу

Родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка.

 Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай

диких животных. Они любят добрых детей.

 Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно

видеть цветы.

 Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и

погибают.

 Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

 Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеемся, с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

 бросать горящие спички и окурки;

 употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;

 оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;

 заправлять горючим топливные баки работающих двигателей

автомашин;

 оставлять бутылки или осколки стекла;

 разводить костры в местах с сухой травой;

 выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.

Действия при обнаружении пожара

 При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо

попытаться погасить его, используя подручные средства (веник из зелёных

веток, мешковина, одежда, земля). Потушив небольшой пожар, не уходите до

тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова.

 Если вы не можете бороться с пожаром, то нужно срочно покинуть зону

огня, предупреждая встреченных людей об опасности пожара. Скорость

пешехода 80 метров в минуту, а скорость низового пожара 1-3 метра.                           От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от пожара

 следует на островах, отмелях, оголённых участках болот, на скальных вершинах

выше уровня леса, на ледниках. Идти надо в наветренную сторону перпендикулярную кромке пожара по просекам, дорогам, берегам ручьёв и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населённого пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению. При обнаружении подземного (торфяного) пожара необходимо быстрее покинуть опасное место, используя шест для постоянного прощупывания торфяного грунта.

Разводим костер. Попадая в лес, туристы и любители отдыха на природе

обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу,

бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба. Костёр для

приготовления пищи и обогрева следует располагать на открытой поляне.

Место для разведения костра необходимо окольцевать минерализованной

(т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее

0,75 - 1 м и обеспечить первичными средствами пожаротушения (2-3 лопаты,

ведра).

Категорически запрещается:

применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

оставлять без присмотра недогоревший костёр; использовать пиротехнические изделия и другие материалы со световым эффектом. После костёр должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.

 Дрова. Если вы планируете заночевать в лесу, то дрова следует

заготовить заранее. Не рубите живые деревья! Лучше запастись сухостоем,

благо в наших хвойных лесах за него спокойно могут сойти шишки, дающие

хороший жар.

 Мусор. Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, что, если

вы не уберёте за собой, в следующий раз при выезде на природу вы рискуете

не найти чистого места отдыха. Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и

других подобных материалов не рекомендуется, лучше его закопать. А вот

бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.

Берегите лес и природу!

        

Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСУ

Поездка в лес понравится любому ребенку, ведь на природе можно

бегать, прыгать, веселиться. А среди деревьев и кустарников спрятано

столько всего интересного! Но родителям в лесу не до отдыха, т.к. нужно

следить за своим чадом. Если мамы и папы будут знать правила безопасности

на природе, отдых точно получится замечательным.

— Перед поездкой в лес обязательно предупредите кого-то из родных или

друзей о том, куда вы собираетесь.

— С собой всегда нужно брать спички, нож и часы, и мобильный телефон.

— Старайтесь не уходить далеко от проверенного маршрута.

— Если кто-то потерялся, сразу вызывайте спасателей, не нужно пытаться

найти человека самостоятельно.

— Всегда берите с собой аптечку с самыми необходимыми лекарствами.

— Не спускайте глаз с детей. Даже если у вас взрослый самостоятельный ребенок, наблюдайте за ним.

— Возьмите с собой достаточное количество чистой питьевой воды.

— Одевайте детей в яркую одежду. Зеленые и темные цвета не желательны весной и летом. Осенью избегайте коричневых тонов, а зимой лучше отказаться от серого и белого цвета.

— Перед тем как идти в лес с детьми, пришейте на их одежду светоотражатели.

— Объясните детям, как вести себя при встрече со зверями.

— Если вы отправились на прогулку в период активности клещей, оденьте

детей в одежду, максимально прилегающую к телу.

— Объясните ребенку, что не нужно ногой ломать сухие ветви. Отлетевшая в

сторону палка может попасть в лицо самому малышу или тому, кто идет

рядом с ним.

— Никогда не оставляйте детей одних и не уходите от них далеко.

— Подавайте пример своим поведением, не шумите в лесу, не бегайте.

— Весь мусор обязательно складывайте в пакеты и уносите с собой

— Поясните заранее, какие ягоды и грибы смертельно опасны. Лучше

приучить ребенку к тому, чтобы любой новый для него дар природы он

сначала показывал вам.

— Не разрешайте детям бегать возле озер или рек без старших.

— Дома всегда осматривайте ребенка, чтобы убедиться, что у него нет ран,

укусов и других повреждений

Правила поведения детей в лесу

Если вы берете с собой в лес детей, то обязательно проведите им

инструктаж. Они очень любознательны, а их тяга ко всему новому может

привести к печальным последствиям. Итак, они должны услышать от вас, что

обязаны: Быть все время рядом с родителями, а отходить от них можно максимум на 10-15 метров, но только так, чтобы находиться в зоне видимости.

Ни в коем случае не есть и не пробовать листья растений, ягоды, а тем

более грибы! Пусть знают, что существует Бледная Поганка, которая

способна лишить жизни человека, который всего лишь ее облизал.

Не подходить близко и не прикасаться к животным и насекомым. В лесу

много змей, мышей и клещей, которые быстро заносят инфекции.

Не приближаться к рекам и водоемам. Если вдруг почувствуют опасность, сразу позвать вас на помощь. Никогда не упускайте детей из вида. Если на прогулку

 с вами отправилось много детей, то лучше делайте периодически перекличку.

Следите за тем, чтобы ребята не подходили близко к костру, котелкам с

горячей водой и горячим предметам. Если планируете купание, захватите с

 собой круги и спасательные жилеты. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно отправились в лес! Соблюдая эти несложные правила, вы превратите

 свою прогулку в  замечательный отдых без ущерба для себя и природы.

Правила личной безопасности в лесу

1. Не ходи в лес один!

2.Перед выходом в лес предупреди родных, куда идёшь.

3.Идя в лес, возьми с собой средство от  укусов насекомых, солнцезащитный

 крем для  кожи, питьевую воду, минимальный запас еды

(бутерброд и др.), нож, спички в сухой коробочке и часы. Возьми с собой

сотовый телефон, свисток, отражатель. Если у тебя есть  хронические

 заболевания, возьми с собой необходимые лекарства.

4.Для похода в лес одежда и обувь должна быть удобной,

соответствовать погодным условиям.

5.Одежда должна быть яркого цвета, а ещё лучше наклеить на неё

светоотражающие полоски или рисунки.

6. Не уходи с маршрута, не увлекайся прогулкой и не отходи  от натоптанных

троп.

7. Если кто-то потерялся, сразу вызывайте спасателей.

8.С уважением относись к обитателям леса: не шуми, не рви цветы, не

ломай ветви деревьев, не лови бабочек, не пугай диких животных.

9.Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в

лесу может возникнуть даже от брошенной стекляшки.

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ

1. Если есть возможность, немедленно свяжись со специалистами Единой

службы спасения по телефону: 112 или 01.

2.Не поддавайся страху, не паникуй, остановись и подумай – откуда

пришёл, не слышно ли криков, шума машин, лая собак.. Выйти к людям

помогают различные звуки: работающий трактор (слышно за 3-4 километра),

собачий лай (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров). Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы – за 6 километров, колокольни и башни – за 15 километров. При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по

течению. Ручей обязательно выведет к реке, река – к людям.

3.Не кричи – охрипнешь. Если ты пытаешься, например, докричаться до потерявшегося, жди его на одном месте достаточно долго.

4.Не плачь – от этого заболят глаза, потеряют зоркость и перестанут

различать действительное и выдуманное.

5.Нельзя бежать исключительно потому, что хочется изменить ситуацию.

Нужно оставаться на том месте, где стоишь. Соблюдая правила, разведи

костёр, пой песни - по дыму и голосу найти человека легко. Для разведение

огня без спичек используй объектив фотоаппарата, выпуклая линза от

бинокля или телескопа, наконец, зеркало.

6.Если ты принял решение искать дорогу самому - старайся не петлять,

ориентируйся по солнцу, хорошо, если удалось выйти на линию

электропередач, железную дорогу, газопровод, реку - идя вдоль этих

объектов, всегда выйдешь к людям, пусть и не там, где предполагал.

7. Подавай сигналы можно ударами палки о деревья, звук от них далеко

расходится по лесу.

8.При необходимости движения можно ориентироваться по сторонам

света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне

темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще

покрыты мхом и лишайниками.

9.Не пробуй сокращать путь. Не паникуй, если поймёшь, что начинаешь

кружить. Это обычное явление. Называется "фокусом правой ноги". Один

шаг у людей всегда короче другого. Как бы ты не старался идти прямо, тебя

обязательно будет заносить в сторону.

10.Если у тебя кончилась вода, есть несколько способов её собрать. Вода

из природных источников. Роса. Дождевая вода. Чтобы собрать дождевую

воду выкопайте ямку и выложите её большими листьями, чтобы собранная

вода не впиталась в землю. Все растения постоянно испаряют хотя бы

небольшое количество воды, её можно уловить с помощью обыкновенного

мешочка из полиэтилена. Мешочек надевается на куст, ветку дерева и

завязывается у основания. Важно, что этот способ практически не требует

никаких физических усилий.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!

Художественные произведения

Рассказ «Листопад» М. Пришвина

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую

 поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу,

 то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся,

 не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался

 и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Рассказ «Лесной голосок» Г.Скребицкий

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в

берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых

волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся

 то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по

траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые

 зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по

 дорожке. Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок

так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной

 дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка!

 Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке.

Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой,

вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это

оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова:

 «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть?

 Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки?

 Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь,

а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой.

Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!

» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только

 грудка в тёмных пестрянках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся

 да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову,

 а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть

 с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную

 чащу, только её я и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её

родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну

леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы

Загадки

 Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

(Лес)

 Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

 Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.(Лес)

 Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

(Лес)

 Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой?

(Лес)

 Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

 Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Дерево)

 Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

 В шубе летом,

А зимой раздеты.

(Деревья)

 На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

(Почки)

 С ветки в речку упадет,

И не тонет,

А плывет.

(Лист)

 Рыжий Егорка упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Лист)

 Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(Листья)

 Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)

 В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза)

 Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не голова.

(Береза)

Стихи

Дремучий лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Автор: С. Погорельский

Пихты

Пихты с виду кажутся

Злючками,

Лапы их покрыты

Колючками,

Да колючки-то незлые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

Автор: И. Токмакова

Ели

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — елочки,

Тонкие иголочки —

У лесных ворот

Водят хоровод.

Автор: И. Токмакова

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару...

Дайте осинке

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинке.

Автор: И. Токмакова

Ку-ку!

А я цветов нарвала

В лесу, на бережку.

Березка мне кивала,

Кукушка куковала:

«Ку-ку!»

Я зайчика видала —

Прижался он к пеньку.

Его бы я поймала —

Кукушка испугала:

«Ку-ку!»

Автор: П. Тычина

Скатерть-самобранка

Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.

Автор: Т. Шорыгина

В лесу

Много в лесу

Черники; снесу

Моей маме.

Вот еще кочка.

Я не боюсь!

Нет ли грибочка?

Ну-ка, нагнусь.

А вон на елке

Дятел сидит,

В дереве щелки

Важно долбит.

Видно, на ужин

Жук ему нужен

С усами.

Автор: С. Городецкий

Лисички

Золотистые лисички —

Любопытные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Автор: Г. Новицкая

В лесу

Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду

Запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен

Их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны

Песню мою.

Сквозь ветви густые

Солнце глядит;

Зяблик в ответ мне

Песней звенит...

Автор: И. Белоусов

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Прогулка на автобусе в лес»

Цель: совершенствовать умения детей играть в сюжетно-ролевую игру

«Поход в лес».

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять умение детей совместно играть, распределять роли,
  2. подготавливать условия для среды.

2. Способствовать установлению ролевого диалога между детьми.

3. Способствовать развитию основ экологического сознания детей на приеме разных ситуаций, возникших по вине людей.

4. Активизировать словарь детей словами, отражающими специфику

речи людей разных профессий (фотограф, шофер, кондуктор, лесник )

Развивающие:

5. Развивать творческие способности в передаче ролевого образа.

6. Развивать логическое мышление, внимание.

7. Развивать самостоятельность, творческую инициативу.

Воспитывающие:

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

9. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение сотрудничать.

Игровой материал: рюкзаки на каждого ребенка, макеты деревьев

(елки, березки, дуб, рябина), листья, корзинки, игрушечные звери, ящерицы, грибы, мусор, пакет для мусора, фотоаппарат, бинокли, коврики, еда - муляжи, модули для автобуса, сумка кондуктора, руль и кепка шоферу, плакат костра,

ружье, собака для лесника ,спички, музыка.

Игровые роли: шофер, кондуктор, дети – помощники и санитары леса,

фотограф, лесник.

Подготовка детей к игре: Просмотр иллюстраций по теме «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка», чтение познавательных рассказов о лесе, о его важности для жизни человека. Беседы о правилах поведения,

на улице, в лесу, на природе. Дидактические игры: «Что делать если

заблудился в лесу?», «Как помочь другу в беде?».

Приемы организации игры: Выбор всего необходимого детьми в поход,

 ролевое участие. Участие педагога в диалоге с детьми, моделирование

игровой ситуации, советы и разрешение различных проблемных ситуаций,

показ образца ролевого поведения.

Ход игры

Начало игры. Вступительное слово воспитателя, дети отгадывают загадку.

Загадка: Весной одевается, а осенью раздевается. Ответ (Лес)

Беседа о погоде

- Посмотрите дети, какое сейчас время года?

Ответ детей.

Осень, что делают люди, животные, птицы? Что происходит с природой осенью? (Дети описывают приметы осени, действия животных, птиц, людей).

Воспитатель: Недавно я была в лесу. Я увидела много интересного

. А вы хотите совершить путешествие в лес (поход)?

Дети: Да.

- Чем будем заниматься в походе? (фотографироваться, отдыхать,

наблюдать за природой)

- Что же нужно, чтобы отправится в поход? (рюкзаки, еда и. т. д.).

1. Подготовка игровой среды, атрибутов.

Беседа о выборе атрибутов для рюкзака.

- Возьмите, пожалуйста, все необходимое в поход, я вас здесь подожду и проверю все ли я взяла с собой. Много всего не берите, мы с вами пойдем ненадолго. (Дети выбирают самостоятельно)

Рассуждение о выборе транспорта.

- А на чем же можно отправиться в поход? (варианты детей)

Принимается решение, что едем на автобусе. Дети из подручного материала строят автобус. Воспитатель предлагает пройти на автобусную остановку

 соблюдая правила дорожного движения.

Шофер:Кто заказывал автобус для поездки в лес? Пожалуйста, проходите и присаживайтесь.

Кондуктор: Уважаемые пассажиры, приобретайте пожалуйста билеты на поездку.

Дети приобретают билеты и запевают песню,(звучит шум автобуса)

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Веселые соседи, хорошие друзья.

Нам весело живется.

Мы песенку поем,

А в песенке поется о том, как мы живем!

Тра-та-та, тра-та-та.

Мы ребята хоть куда.

Дружно все играем, песни распеваем.

лепим, красим и считаем.

Книжки добрые читаем!

Вот мы как с вами быстро доехали до леса.

(Музыка «Звуки леса»)

- Ой, какие красивые деревья, а воздух, чистый какой, красота…

Чтобы не нарушать покой природы и не спугнуть никого, мы с вами шуметь

 не будем.

- Как вы думаете, что еще нельзя делать в лесу? (гнезда разрушать, кору

деревьев портить, муравейники нельзя разрушать, грибы топтать, ветки

ломать)

А как же те люди называются, которые капканы на зверей расставляют?(Браконьеры)

- Они хорошие? (Нет, они убивают зверей)

2. Проигрывание сюжета «На полянке».

Какая чудесная полянка, так и хочется отдохнуть, давайте сделаем привал? (Давайте)

- Ой, посмотрите, кто-то намусорил?

- Как же мы будем здесь отдыхать?

Ребенок говорит: Давайте соберем мусор, я как раз захватил (а) мусорные мешки.

Воспитатель: Куда же мы денем собранный мусор?

Ответ детей: Заберем с собой.

Воспитатель: Правильно ребята, после каждого посещения леса, мусор

нужно забирать с собой, а не выбрасывать где придется.

Воспитатель: Ребята посмотрите какие здесь красивые деревья.

Как называется лес, где растут одни березы? (березовая роща).

Как называется лес, где растут одни ели? (ельник).  

Как называется лес, где растут одни сосны? (сосновый бор).

Как называется лес, где растут одни дубы? (дубовая роща).

Как называется лес, где расту разные деревья? (смешанный лес).

Как вы думаете, в каком лесу находимся мы с вами?

Воспитатель: Какие вы молодцы. Посмотрите сколько здесь листиков с

деревьев разных. Как вы думаете почему они изменили цвет и опали?

Ответы детей: Деревья готовятся  к зиме, в листья поступает мало

питательных веществ и они начинают менять цвет и опадают.  

Воспитатель: Совершенно верно. Как можно использовать листья с деревьев?

Ответы детей: Красивые листочки засушить, сделать гербарий,

использовать в поделках, заготавливают березовые, дубовые веники для бани чтобы парится. Для кроликов и коз заготавливают осину это их лакомство

 на зиму.

Воспитатель: Давайте с вами определим с какого дерева листок.

Дети на макеты деревьев приклеивают соответствующие листочки.

3. Проигрывание сюжета«Встреча с лесником»

Воспитатель: Ребята слышите кто то сюда идет.

(из-за деревьев показывается лесник).

Ребенок говорит: Здравствуйте, а вы кто?

Лесник: Я дядя Вася.

Ребенок говорит: А что вы здесь делаете?

Лесник: Я работаю Лесником на данном участке. Слежу, чтобы браконьеры

 не убивали животных, птиц и не ставили на них капканы, ловушки.

Ребенок говорит: Зачем вам ружье и собака?

Лесник: Собака мне помогает, сообщает о том, что кто- то рядом, зверь или браконьер. А ружье мне нужно для защиты в случае нападения дикого зверя.

 Я стреляю в воздух и хищный зверь, испугавшись убегает.

Воспитатель: А мы с ребятами приехали на экскурсию, посмотреть как

расиво в осеннем лесу. Может вы останетесь с нами?

Лесник: Спасибо за приглашение, но мне пора идти дальше. (уходит).

Воспитатель и дети прощаются с егерем.

Воспитатель: Ребята а не пора ли нам немного отдохнуть и перекусить.

Дети соглашаются.

4. Проигрывание сюжета «Пикник»

Воспитатель: Как же лучше расположится? (предложения детей)

Ребенок говорит:

У меня есть спички нужно развести костер (достает спички и начинает чиркать и поджигать траву и ветки.

Дети:

-Нельзя так делать! (объясняют правила разведения костра в лесу).

Нужно выкопать ямку подальше от деревьев и кустарников или обложить камнями если есть. Наложить хворосту и коры и аккуратно поджечь.

Воспитатель: 

-Теперь ты понял, что не правильное разведение огня может привести к лесному пожару.

Ребенок говорит:«А у меня коврика нет?»

Ребенок говорит: Может, ты прямо так присядешь на землю? 

Ребенок говорит: Нет нельзя, земля холодная можно заболеть

Воспитатель: Что же делать?

Ребенок говорит:«Садись со мной… или со мной…»

И у меня есть покрывало кому некуда присесть, садитесь со мной.

(Все достают продукты и кушают, угощают друг друга)

Ребенок говорит:

- Как вкусно кушать на открытом воздухе.

Воспитатель:

- Ребята, а я забыла взять воды попить, что же делать?

(Дети предлагают попить их воды)

- Как мы здорово отдыхаем… Но нам пора собираться. 

- Ой, ребята, а мусор, так и оставим? (Нет)

-А почему? (Заберем, с собой в мусорный контейнер выбросим)

- Молодцы, конечно в лесу мусорить нельзя. Ну, вот собрались,

теперь можно и ехать, все взяли свои велосипеды.

5. Проигрывание сюжета «Тушение костра».

Воспитатель:

- Ребята, что будем делать с костром так оставим?

- Как поступим? (Надо потушить)

- Чем ребята тушить будем (Водой, землей).

Дети: У меня еще вода осталось.

- Вода не спасает, ребята, что еще придумаем? (Давайте землей)

- Вот и потушили костер! Какие вы молодцы, помощники природы!

-А теперь пора и в садик возвращаться. Поехали…

Дети усаживаются в автобус (звук автобуса) поют песню.

6. Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и приехали в наш садик, куда же мы с вами сейчас ездили? Что делали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

- Что же делать с мусором будем, который в лесу собрали (Ответы детей)

(Унесем в мусорное ведро)

- Какие вы молодцы, со всеми трудностями справились очень легко!

Закрепление правил поведения в природе.

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в средней группе.

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом

отношении к природе

2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях.

3. Закрепить правила поведения в природе

4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников,

чувство ответственности перед своей командой

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»;

природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса;

картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

Ход НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в

путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы».

Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на

столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В

соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все

вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я

предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех

зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не

будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)

За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать

картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с

изображением леса.

Встречайте команды.

Представление.

Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Команда «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю

вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это

деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк,

березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён,

рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»),

откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они.

А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2 конкурс

Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь,

ворона, соловей, кукушка)

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу

викторину.

3.Вопросы:

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь,

еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за

ним и кричали: вора бей!)

2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение,

похожее на сорочку)

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не

могут существовать без растений.

5 конкурс

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от

которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и

по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку:

дерево, кустарник, трава)

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения

расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу,

посередине, повыше.

- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные

цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для

растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают

питательные вещества из земли.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две

спереди. Сколько ног всего? (4)

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а

потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем

охотиться начинаю.ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не

догнать? »(лиса)

- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с

медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

7 конкурс

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен

подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны,

дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди,

орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

8 Задание «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого

не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб?

(белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями.

Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб?

(опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит

некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб?

(мухомор).

4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного.

(лисички)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

9.А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза,

клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха,

чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У

зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

- - Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений,

животных и причины исчезновения.)

- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования

деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью

жителей.)

-

 Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в

воздухе)

- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить

цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – растение (одуванчик).

Жёлудь – росток – дуб.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы,

конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим

неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели

птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в

природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте

проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

 Не лови красивых насекомых.

 Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

 Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

 Не жги костры

 Не рви цветы

 Не руби деревья

 Не ломай ветки

 Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили,

кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно

вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы

были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером

нарисовать правила поведения в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в страну «Неболейка» для средней группы детского сада

Цель проекта:  повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность  с детьми для  формирования основ здорового образа жизни.Задачи проекта:1.Дать представление родителя...

Заметка о проведении акции «Подари книги в группу» в рамках проекта «Путешествие в страну ЗКР» в средней группе № 2 «Брусничка»

Заметка о  проведении акции «Подари книги в группу» в рамкахпроекта «Путешествие в страну ЗКР» в средней группе № 2   «Брусничка»...

22.04.2019 Заметка о проведении акции «Подари книги в группу» в рамках проекта «Путешествие в страну ЗКР» в средней группе № 2 «Брусничка»

В рамках проекта «Путешествие в страну ЗКР» в средней группы № 2 «Брусничка» были проведены интересные и познавательные мероприятия.Первым из мероприятий в нашей группе стала а...

Проект «Путешествие в космос» с детьми средней группы.

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающего ...

Познавательно – творческий Проект «Путешествие сказкам А. С. Пушкина» старшая группа

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина...

Физкультурно – экологический досуг «День здоровья в лесу» для средней группы.

Физкультурно – экологический досуг«День здоровья в лесу» для средней группы....

Экологически - творческий проект: «Путешествие по лесу»

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную &ndash...