Проект «Путешествие в космос» с детьми средней группы.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Быстрова Марина Васильевна

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающего мира должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10», комбинированного вида, г. Карабаша

Проект  «Путешествие в космос»

с детьми средней группы.

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                                  Быстрова М.В.  

                                                                                                                  воспитатель

                                                                                                           средней группы «А»

                                                                                                                «Улыбка»

                                                               

                                                                                                               

г.Карабаш

2019 г.

Тема проекта: «Путешествие в космос»

Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный 08.04.2017 – 12.04.2019 г

Участники: воспитатели, дети, родители.

Актуальность:

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающего мира должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Цель: формирование представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства .
 Задачи:

С детьми

Образовательные:

Сформировать  представления детей  о космосе,  

Расширить знания детей о государственных праздниках

Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

Познакомить с историей полетов в космос;

Дать представление о первом человеке в космосе – Юрии Гагарине, значении его деятельности для человечества

Развивающие:

Развить познавательные  и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциала,  мышление; стимулировать развитие воображения

Развивать речь детей: закрепить умение отгадывать загадки, развивать навыки связной речи. активизировать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов;

Воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете;

Воспитывать коммуникативные навыки, дружеских взаимоотношений.

С родителями:

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя наглядную информацию.

Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях.

Способствовать установлению партнерских отношений родителей и воспитателей в вопросах воспитания и образования детей.

Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт, небо, звезды,   спутники, метеорит, Солнце, Земля, Луна, телескоп, космодром.
Ожидаемые результаты: 
1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.
4.Участие в совместной деятельности родителей – дети, поделки к Дню космонавтике
Продукт проектной деятельности:

Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей   «Нужно ли знакомить дошкольником с космосом?», «Полет Ю. Гагарина в космос». «Знакомим ребенка с космосом», «Первые в космосе. Белка и Стрелка в космосе»,  «В какие игры можно поиграть дома»,  выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».

Проект состоит из 3 этапов:

I.Подготовительный.

Беседы с детьми с целью выявить уровень знаний детей по данной теме (предварительный опрос) «В гости к нам пришел Незнайка», информация в родительский уголок в виде папки-передвижки: «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?» и «Как вырастить космонавта», подбор научно-познавательной литературы совместно с родителями, составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы, составление конспектов  мероприятий, разработка  проекта, подготовка материалов и предметной среды.

II. Реализация проектной деятельность

Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду, выявление отличий.

Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне», рассматривание иллюстраций, «Краденое Солнце», «У Солнышка в гостях», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости приходили», Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Чтение стихотворений о космосе.
Загадки о космосе, о планетах, о космонавтах.

Рассматривание картинок «Космос»
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий

Просмотр отрывка из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).

Цикл бесед о космосе: «Что мы видим на небе?», « Планета, на которой мы живем», «Полеты в космос»,  «Земля и солнце»,  «Кто полетел в космос первым»,  «Можно ли жить на Луне», «Почему луна превращается в месяц»

Составление рассказа по картинке «Человек в космосе»

Аппликация «Ракеты в космосе».

Рисование «Путешествие в космос»

Игра со строительным материалом: «Построим ракеты».

Дидактические игры: «Космическое лото», «Назови лишнее», «Планеты солнечной системы». «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко»,
«Куда летят ракеты», «Восстанови порядок в солнечной системе».

Настольно-печатная игра «Солнечная система».

Индивидуальная работа: игры «Скажи наоборот», 
«Семейка», «Сосчитай-ка», «Составь предложение»
Выкладывание картинок из счетных палочек
Рассматривание энциклопедий, познавательной литературы

Физкультминутки «Ты сегодня – космонавт», «Космодром», «Ракета», «Солнышко»

Пальчиковые гимнастики «5.4.3.2.1-пуск», «Нравится - не нравится», «Солнышко светит», «Тучки».

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Подвижные игры: «Невесомость», «Солнечный лучик», «Солнышко и дождик».
Выставка детских рисунков для родителей и воспитателей.
 

Взаимодействие с семьей
1. Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к 
сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к 
проекту);

2.Совместная деятельность детей с родителями «Наблюдаем созвездия вечером»
3.Разучивание с детьми стихов о космосе.
4.Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»

III. Итоговый: 

Оформление выставки рисунков детей,

Совместных работ детей и родителей,

Выставка познавательной литературы на тему «Космос» для детей и родителей.

Размещение проекта на сайте детского сада.

 Вывод.

В ходе реализации данного проекта поставленная цель была достигнута, так как были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить различные способы получения информации, доставить радость творчества.

Дети познакомились  с понятием «Солнечная система».

Дети получили представление о многообразии планет солнечной системы, выучить их названия.

Дети узнали много новой информации о космосе, о профессии космонавт.

У детей повысился интерес к проблеме экологии на планете Земля.
У детей развиваются умственные способности, которые проявятся в умении  анализировать, делать выводы.

                                                                                                        Приложение № 1                      Загадки о космосе

Что нельзя сделать в космосе?
                                  (Упасть)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
                                 (Комета)

 Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)

 

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(космонавт)

***

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете — На орбите как назло
Появилось … (НЛО)

***

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)

***

Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)

***

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)

Загадки про космос

Загадки для детей к дню 12 апреля «День космонавтики»

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.

Ответ: космонавт

***

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.

Ответ: луноход

***

Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.

Ответ: ракета

***

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

Ответ: луна, месяц

***

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.

Ответ: луна

***

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.

Ответ: месяц

***

На каком пути ни один человек не бывал?

Ответ: млечный путь

***

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Ответ: звёзды

***

Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.

Ответ: звёзды

***

Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

Ответ: звездное небо

***

Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены.

Ответ: звезды на небе

***

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Ответ: Большая Медведица или Малая Медведица

***

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля

***

Кто в году четыре раза переодевается?

Ответ: земля

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.

Ответ: солнце

***

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.

Ответ: солнце

***

Все его любят, а посмотрят на него, так морщатся.

Ответ: солнце

***

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

Ответ: солнце

***

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет.

Ответ: спутник

***

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.

Ответ: спутник

***

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.

Ответ: комета

***

Бежать, бежать — не добежать,
Лететь, лететь — не долететь.

Ответ: горизонт

***

Он и летом и зимой -
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди -
Он всё будет впереди. Виден край, Да не дойдёшь.

Ответ: горизонт

***

Меня бьют, колотят, режут —
Я всё терплю, всем добром плачу

Ответ: Земля

***

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она — большущий шар.

Ответ: Земля

***

Сколько ни езди, ни ходи,
Тебе конца тут не найти.

Ответ: Земля

 

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … .

Гагарин

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе … .

                      Звездочет

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … .

                         Земля

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … .

                          Комета

Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.

                             Космос

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … .

                                Луна

Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой. 
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … .

                             Медведицей

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … .

                                 Метеорит)

Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .

                         (Млечный путь)

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … .

                              (Ракете)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … .

                               (Спутник)

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … .

                              (Телескоп)

Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная … .

                         (Черная дыра)

                                                           

                                                                                                    Приложение № 2

   Стихи.

Земля.
Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким

Солнечная система.
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера,
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время

Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети, 
Легко с тобой живётся! 
И даже песенка в пути, 
Сама собой поётся. 
От нас за тучи-облака, 
Не уходи, не надо! 
И лес, и поле, и река 
Теплу и солнцу рады. 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Не уходи за тучки! 
На ярком солнце у ежей 
Быстрей растут колючки. 
-Напрасно пущена молва, 
Что солнце нас тревожит. 
Лягушка изредка - ква-ква, 
Погреться любит тоже! 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Проснувшись утром рано. 
Пока ты здесь - не улетим 
На юг, в чужие страны.

Путешествие по Луне
Джанни Родари.
У лунного моря 
Особый секрет, - 
На море оно не похоже. 
Воды в этом море, 
Ни капельки нет, 
И рыбы не водятся тоже. 
В волны его 
Невозможно нырнуть, 
Нельзя в нём плескаться, 
Нельзя утонуть. 
Купаться в том море 
Удобно лишь тем, 
Кто плавать,
Ещё не умеет совсем!

ЮРИЙ ГАГАРИН. 
Спросил я у папы однажды: 
"А кто такой Юрий Гагарин? 
Наверное, он очень важный, 
А я про него мало знаю..." 
И папа тогда мне ответил: 
"Я рад, что об этом меня ты спросил, 
Он летчик отважный и смелый, 
Прославил страну на весь мир. 
Гагарин был первым на свете, 
Кто в космос однажды полет совершил. 
Мальчишкам на нашей планете 
Мечту космонавтами стать подарил". 
Теперь я горжусь тем, что знаю, 
Кем же был Юрий Гагарин. 
Спросите меня, отвечу вам гордо: 
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу, 
Гагарин мне пример. 
Он первый в космос полетел 
Тогда в СССР. 
С волненьем слушал целый мир- 
Не чудо ли для всех?!- 
Впервые в космос полетел 
Советский человек! 
С тех пор прошло немало лет. 
Привыкли мы к тому, 
Что побывать случилось там 
Уже не одному. 
День космонавтики у нас. 
Я тоже так хочу- 
Мне надо только подрасти- 
И в космос полечу!!! 
Автор – Татьяна Шапиро
***
Великий день! Низверглись небеса 
Для человека, занавес приподнят. 
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза – 
Открыт путь в космос человечеству сегодня. 
«Восток» взлетел, оставлен Байконур, 
«Поехали!..» в сердцах людей застыло, 
Когда с улыбкой Он рукой махнул, 
Когда корабль к звездам уносило. 
Полёт апрельский небо озарил, 
Рывок Земли в космические дали. 
Гагарин первым подвиг совершил 
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали. 
Великий день! Не будет он забыт, 
Лишь первый шаг в глубины мирозданья. 
И подвига Отцов не умалит 
И не уменьшит временное пламя.

Звёзды  Г. Сапгир
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда.

Комета.
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать: 
- Откуда,
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!

Юрий Гагарин
В. Степанов

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
 
По порядку все планеты
Аркадий Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
***
Андрей Усачев
На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
***
Сатурн
Римма Алдонина

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
 
 Млечный Путь
Римма Алдонина

Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
***
Звёзды
Римма Алдонина

Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
***
Г. Кружков
Есть в небе звёздочка одна,
Какая - не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
  
 
 Созвездия
Ю. Синицын

Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
***

Аркадий Хайт
Из "Радионяни"

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
***
Автор неизвестен
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
***
Г. Сапгир
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.
***
Леонид Ткачук
Вот ручки край, где ковшик наш
Звездой отмечен Бенетнаш.
Ты по соседству бросишь взор -
Мицар увидишь и Алькор.
А вот у ручки поворот
К звезде выводит Алиот.
Ну а затем мы наконец
Увидим чаши край - Мегрец.
И дно пройдём мы точно так,
Увидев Фекду и Мерак.
А выше светит как всегда
Нам Дубхе - яркая звезда.
***
Большая Медведица
Ю. Синицын

У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею -
Всадник,
Скачущий на нём.
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золочёную узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
***
Созвездия
Римма Алдонина

Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
***

Орион
Наталия Теннова

Не боясь зимы и стужи,
Подпоясавшись потуже,
Для охоты снаряжён
Выступает Орион.
Две звезды из высшей лиги
В Орионе - это Ригель
В правом нижнем уголке,
Словно бант на башмаке.
А на левом эполете -
Бетельгейзе ярко светит.
Три звезды наискосок
Украшают поясок.
Этот пояс, как подсказка.
Он - небесная указка.
Если влево ты пойдёшь,
Чудо-Сириус найдёшь.
А от правого конца -
Путь в созвездие Тельца.
Он указывает прямо
В красный глаз Альдебарана.

Пояс зодиака
А. Г. Новак

Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в ... (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди ... (Рыб).
А в апреле из ... (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в ... (Тельце) -
Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в ... (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к ... (Раку),
Меломан - на грядку к маку.
Август школы открывает,
... (Лев) за солнце убегает.
За окном "засентябрит",
... (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из ... (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в ... (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется ... (Стрелец).

 
Римма Алдонина
- Всё,- сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!

***
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
***
Автор неизвестен
Если месяц буквой "С",
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву "Р",
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
***
Луна
Римма Алдонина

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
***
Ю. Яковлев
- Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом - всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.

 

                                                                                                    Приложение № 3

Беседа «Какое бывает небо?»

Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:
Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро как вечер красным подсвечен,
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод. 
Воспитатель:
Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).
Воспитатель:
Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь (Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем)

Беседа «Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца). 
Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.


Беседа «Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды. 
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.  

Физминутка  «Солнышко»:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше! 
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет – 
Ниже, ниже, ниже. 
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. 
(Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:
Солнышко на небе
Весело сияет. 
Весело сияет,
Деток согревает. 
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки. 
Кап –кап , кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, 
(Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй!
(Бегут врассыпную.)
 

 

                                                                                                                                              Приложение № 4

Играем с ребенком дома:

  1. Игра «Почему бывают день и ночь»

Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара).

Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).

Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

2.Игра «Звезды»

Ход игры: скажите ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому, что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!

Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению) к словам: огромный ... (грандиозный, громадный), быстрый ... (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый — ... (медленный), огромный — ... (крохотный).

3.Игра «Почему в космос летают на ракете»

Ход игры: расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.

4.Игра «Зачем лететь в космос?»

Ход игры: спросите: «Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают опасности...» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

Попросите ребенка определить, какие из этих слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении: темная ночь, темные мысли, темное небо, темные дела, темные волосы, темный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие по книгам Гульшат Зайнашевой» в средней группе.

Проект «Путешествие по книгам Гульшат Зайнашевой»в средней группе....

Проект "Космос" с детьми средней группы. Составитель: Воспитатель Селиванова Галина Романовна

Проект "Космос" с детьми средней группы. Актуальность проекта:  Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали ста...

Проект «Путешествие в страну Мультляндия» для детей средней группы.

Актуальность проекта:Тема актуальна, потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов, дети смотрят очень жестокие, страшные мультфильмы, где герои убивают друг друга, но по велению волшебной пало...

Проект "Путешествие в мир насекомых" для детей средней группы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов. Заложить осн...

Проект «Полет в космос» с детьми средней группы

Проект «Полет в космос» с детьми средней группы...

презентация Проект «Полет в космос» с детьми средней группы

презентация Проект «Полет в космос» с детьми средней группы...

Проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (средняя группа)

Проект, познавательно-творческий, краткосрочный....