Художественная литература как средство экологического образования
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щигорева Елена Валерьевна
Одним  из  направлений  воспитательно-образовательной  деятельности 
дошкольного  образования  является  воспитание  основ  экологической 
культуры  через  чтение  художественной  литературы,  которая  позволяет  не 
просто  понять  целостность  картины  мира,  но  и  вызвать  эмоциональный 
отклик  в  душе  ребенка.  При  этом  жанры  природоведческих  литературных 
произведений  могут  быть  абсолютно  разными.  Главное  —  они  должны 
раскрыть  перед  ребенком  мир  природы,  его  многообразие  и  красоту.  А.  В. 
Сухомлинский  писал:  «Чтение  —  это  окошко,  через  которое  дети  видят  и 
познают  мир».  При  подборе  литературных  произведений,  нужно 
ориентироваться  не  на  энциклопедические  источники,  так  как  в  них  много 
непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе 
приключение,  фантазию  и  научные  сведения.  В  процессе  чтения 
природоведческой  литературы  мир  природы  должен  стать  миром  чудес,  о 
котором они даже не подозревали. 
Природоведческой  литературе  всегда  уделялось  большое  внимание  в 
развитии  и  воспитании  детей  дошкольного  возраста.  У  истоков 
природоведческой  литературы  стоял  фольклор.  Типы  научных,  научно-
художественных  и  художественных  произведений,  посвященных 
природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из 
народных сказок. 
Одним  из  видов  фольклора,  который  носит  природоведческий  характер, 
является  календарный  детский  фольклор.  Это  так  называемые  заклички  - обращение  к  солнцу,  дождю,  радуге,  птицам;  к  мыши,  улитке,  маленьким 
жучкам,  что  водятся  на  цветах;  подражание  птичьим  голосам.  Песенные 
заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены 
к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе. 
Уж дождь дождем, 
Поливай ковшом. 
Поливай весь день 
На наш ячмень, 
На бабью рожь, 
На мужичий овес, 
На девичью гречу, 
На маличье просо. 
Повсеместно  используется  в  работе  с  детьми  такой  вид  фольклора,  как 
загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. 
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает 
на  особые  признаки  и  свойства,  которые  присущи  только  загадываемому 
объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между 
явлениями  и  предметами  окружающего  мира,  а  также  об  особенностях 
каждого  предмета  и  явления.  Эти  мысленные  операции  важны  не  только 
сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего 
мира.  Образы  в  загадках  красочны,  звучны,  предметы  очерчены  резко, 
отчетливо. 
Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка 
и  лирические  песни,  посвященные  природе.  («Весна,  весна,  красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у 
наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так 
же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с 
природой.  Сказка  учит  ребенка  распознавать,  где  вымысел,  а  где  правда. 
(«Лиса  и  волк»,  «Курочка-ряба»,  «Колобок»,  «Зимовье  зверей»  и  многие 
другие.) 
Сегодня  известно  много  писателей  и  поэтов,  посвятивших  свое  творчество 
детям,  среди  их  художественных  произведений  известно  немало 
посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе. 
Основоположниками  детской  природоведческой  книжки  являются  В.В. 
Бианки и М.М. Пришвин. 
Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать 
Виталия  Валентиновича  Бианки.  Он  разработал  практически  все 
художественно-литературные  жанры,  в  рамках  которых  воплощается 
природоведческая  тематика  (рассказы,  сказки,  повести,  очерки,  «лесная 
газета»  и  др.).  Познавательное  значение  произведений  писателя  трудно 
переоценить. 
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого 
рассказа,  сказки,  созданных  В.  Бианки,  лежат  точные  факты,  научные 
сведения  об  окружающей  природе.  Произведения  В.  Бианки  помогают 
воспитателю  в  занимательной  форме  раскрыть  перед  детьми  сложные 
явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. 
Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и 
взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны 
с  юмором,  что,  конечно  же  привлекает  детей.  Но  в  тоже  время  каждое произведение  его  пронизано  добротой  («Как  муравьишка  домой  спешил», 
«Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.). 
Одной  из  задач,  которую  ставит  Бианки  -  воспитать  в  ребенке  чувство 
сопричастности  природы  и  земли,  через  прием  придания  животным  и 
природе  человеческих  качеств.  Эта  задача  сближает  творчество  Виталия 
Бианки с творчеством Михаила Пришвина. 
Михаил  Пришвин,  в  отличие  от  Бианки,  в  своих  произведениях  передает 
объективные  ощущения  художника.  В  своих  произведениях  Пришвин 
раскрывает  перед  ребенком  чудеса  природы,  он  наделяет  своих  «героев» 
голосами  и  привычками,  даже  деревья  и  растения  становятся  живыми 
(«Золотой  луг»,  «Силач»,  «Шепот  в  лесу»,  «Именины  осинки», 
«Колокольчик»,  «Лисичкин  хлеб»,  «Чудесный  доктор»,  «Деревья  в  плену», 
«Осинкам  холодно»).  Вся  природа  у  М.  Пришвина  очеловечена.  Много 
рассказов  у  него  посвящено  животным-родителям:  «Ярик»,  «Орлиное 
гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и 
плакса»,  «Первая  стойка».  У  писателя  во  многих  рассказах  повествуется  о 
роли  человека  в  природе  –  «Ярик»,  «Ужасная  встреча»,  «Сват»,  «Первая 
стойка», «Кладовая солнца» и др. 
Для  формирования  у  детей  осознанно  правильного  отношения  к  природе, 
воспитания  любви  ко  всему  живому  целесообразно  использовать  поэзию. 
Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских 
поэтов,  как  А.  Пушкин,  Ф.  Тютчев,  А.  Фет,  А.  Майков,  Н.  Некрасов,  С. 
Есенина и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_ekologicheskogo.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство экологического

образования .

Одним  из  направлений  воспитательно-образовательной  деятельности

дошкольного  образования  является  воспитание  основ  экологической

культуры  через  чтение  художественной  литературы,  которая  позволяет  не

просто  понять  целостность  картины  мира,  но  и  вызвать  эмоциональный

отклик  в  душе  ребенка.  При  этом  жанры  природоведческих  литературных

произведений  могут  быть  абсолютно  разными.  Главное  —  они  должны

раскрыть  перед  ребенком  мир  природы,  его  многообразие  и  красоту.  А.  В.

Сухомлинский  писал:  «Чтение  —  это  окошко,  через  которое  дети  видят  и

познают  мир».  При  подборе  литературных  произведений,  нужно

ориентироваться  не  на  энциклопедические  источники,  так  как  в  них  много

непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе

приключение,  фантазию  и  научные  сведения.  В  процессе  чтения

природоведческой  литературы  мир  природы  должен  стать  миром  чудес,  о

котором они даже не подозревали.

Природоведческой  литературе  всегда  уделялось  большое  внимание  в

развитии  и  воспитании  детей  дошкольного  возраста.  У  истоков

природоведческой  литературы  стоял  фольклор.  Типы  научных,  научно-

художественных  и  художественных  произведений,  посвященных

природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из

народных сказок.

Одним  из  видов  фольклора,  который  носит  природоведческий  характер,

является  календарный  детский  фольклор.  Это  так  называемые  заклички  - обращение  к  солнцу,  дождю,  радуге,  птицам;  к  мыши,  улитке,  маленьким

жучкам,  что  водятся  на  цветах;  подражание  птичьим  голосам.  Песенные

заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены

к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Повсеместно  используется  в  работе  с  детьми  такой  вид  фольклора,  как

загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает

на  особые  признаки  и  свойства,  которые  присущи  только  загадываемому

объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между

явлениями  и  предметами  окружающего  мира,  а  также  об  особенностях

каждого  предмета  и  явления.  Эти  мысленные  операции  важны  не  только

сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего

мира.  Образы  в  загадках  красочны,  звучны,  предметы  очерчены  резко,

отчетливо.

Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка

и  лирические  песни,  посвященные  природе.  («Весна,  весна,  красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у

наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так

же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с

природой.  Сказка  учит  ребенка  распознавать,  где  вымысел,  а  где  правда.

(«Лиса  и  волк»,  «Курочка-ряба»,  «Колобок»,  «Зимовье  зверей»  и  многие

другие.)

Сегодня  известно  много  писателей  и  поэтов,  посвятивших  свое  творчество

детям,  среди  их  художественных  произведений  известно  немало

посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Основоположниками  детской  природоведческой  книжки  являются  В.В.

Бианки и М.М. Пришвин.

Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать

Виталия  Валентиновича  Бианки.  Он  разработал  практически  все

художественно-литературные  жанры,  в  рамках  которых  воплощается

природоведческая  тематика  (рассказы,  сказки,  повести,  очерки,  «лесная

газета»  и  др.).  Познавательное  значение  произведений  писателя  трудно

переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого

рассказа,  сказки,  созданных  В.  Бианки,  лежат  точные  факты,  научные

сведения  об  окружающей  природе.  Произведения  В.  Бианки  помогают

воспитателю  в  занимательной  форме  раскрыть  перед  детьми  сложные

явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.

Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и

взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны

с  юмором,  что,  конечно  же  привлекает  детей.  Но  в  тоже  время  каждое произведение  его  пронизано  добротой  («Как  муравьишка  домой  спешил»,

«Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной  из  задач,  которую  ставит  Бианки  -  воспитать  в  ребенке  чувство

сопричастности  природы  и  земли,  через  прием  придания  животным  и

природе  человеческих  качеств.  Эта  задача  сближает  творчество  Виталия

Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

Михаил  Пришвин,  в  отличие  от  Бианки,  в  своих  произведениях  передает

объективные  ощущения  художника.  В  своих  произведениях  Пришвин

раскрывает  перед  ребенком  чудеса  природы,  он  наделяет  своих  «героев»

голосами  и  привычками,  даже  деревья  и  растения  становятся  живыми

(«Золотой  луг»,  «Силач»,  «Шепот  в  лесу»,  «Именины  осинки»,

«Колокольчик»,  «Лисичкин  хлеб»,  «Чудесный  доктор»,  «Деревья  в  плену»,

«Осинкам  холодно»).  Вся  природа  у  М.  Пришвина  очеловечена.  Много

рассказов  у  него  посвящено  животным-родителям:  «Ярик»,  «Орлиное

гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и

плакса»,  «Первая  стойка».  У  писателя  во  многих  рассказах  повествуется  о

роли  человека  в  природе  –  «Ярик»,  «Ужасная  встреча»,  «Сват»,  «Первая

стойка», «Кладовая солнца» и др.

Для  формирования  у  детей  осознанно  правильного  отношения  к  природе,

воспитания  любви  ко  всему  живому  целесообразно  использовать  поэзию.

Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских

поэтов,  как  А.  Пушкин,  Ф.  Тютчев,  А.  Фет,  А.  Майков,  Н.  Некрасов,  С.

Есенина и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет»

Моя работа направлена на привитие интереса и любви к книге, на художественно-литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесн...