Информационно исследовательский, творческий проект "Слава хлебу на земле"для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект

Тема « Слава хлебу на столе»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Вид проекта:  информационно — исследовательский, творческий.

Срок реализации:  долгосрочный с мая 2019гпо октябрь2019г

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги .

     

 Актуальность:

      Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и    благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. Хлеб - продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой, особый рецепт его приготовления. Хлеб является народным символом. За стол никто без хлеба не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нём : «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска ,так и в доме тоска, а хлеба каравай , так и под елью рай». В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. Хозяйки накануне замеса теста обязательно молились и приступали к выпеканию хлеба только в хорошем настроении. В период изготовления хлебной продукции запрещалось разговаривать на повышенных тонах, шуметь и хлопать дверьми, окрестив хлеб, его отправляли в печь. А для современного человека хлеб большая ценность? Увы, нет! Наше поколение ест хлеба вдоволь. Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба, наверное, поэтому мы не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависит урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? К сожалению можно увидеть , как дети небрежно обращаются с хлебом, играют им за столом, надкусив булочку, кусок хлеба, не задумываясь могут выбросить его в мусор, просто на землю. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа», приобщение детей к исследовательской деятельности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.    

Цель:

Формирование у старших дошкольников знаний о процессе выращивания, обработки и

производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды.

Задачи:

Образовательные:

-Изучить историю возникновения хлеба;                                                                                                              

 - Дать представление о том, что наша малая родина славится  большими урожаями по     выращиванию хлеба;                                                                                                                                                                                                 - Способствовать формированию у старших дошкольников отчетливого представления о значимости хлеба, как основного продукта питания человека.                                                              

 - Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности  и обогащения личного опыта каждого ребенка

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, инициативу;

-Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к хлебу,                                                        

 - Воспитывать уважение и благодарность людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт;                                                                                                                                                      

  - Развивать интерес к профессиям и взаимосвязям между ними, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба и хлебобулочных изделий;                                                                                                                                                                                                   - Воспитывать желание делиться полученным опытом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     – Укреплять связь семьи и ДОУ в воспитании старших дошкольников.

Методы исследования:
- сбор информации;
- беседы;
-наблюдения;
-опытно – экспериментальная деятельность;
- анализ.

Ожидаемый результат:
-формирование у детей представления о ценности хлеба;
-получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит          - сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей,     участвующих в производстве хлеба;- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

Предполагаемые результаты:

1. Расширение и систематизирования знаний детей о том, как и из чего делают хлеб.

2. Развитие активной речи, обогащение словарного запаса слов.

3. Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления.

4. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.

5. Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;

6. Формирование представления о ценности хлеба.

7. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Материально-техническое обеспечение:

Материальные: ноутбук, проектор, ЦОР, флеш-накопитель с презентациями по проекту,

Настольно-печатные игры, материалы для творческой деятельности детей,

Выставки художественного творчества (рисунки, поделки), репродукции картин художников, сюжетные картины, методическая литература, семейные фото, фотоальбомы, папки-передвижки;

Модель трех вопросов

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине, мама дома печет хлеб в хлебопечке, в духовке.

Из зерна делают муку.

Хлеб бывает черный и белый.

Хлеб пекут на хлебозаводе.

Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Что надо чтобы вырастить хлеб?

 Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто?                                                            Что можно сделать из муки еще?

Как пекут хлеб?

Почему говорят Хлеб всему голова?

Как работает мельница?

Как называется хлеб у других народов?

Спросить у родителей. Посмотреть в интернете. Посетить музей. Спросить у воспитателей. Посмотреть в книгах, энциклопедиях. Провести опыты.

 

Этапы проекта

I.      Этап — подготовительный:

     1. Создание условий для проекта «Слава хлебу на столе».

     2. Изучение методических пособий и литературы по теме.  

     3. Подбор художественной литературы (пословицы, сказки, стихи, загадки, игры).

     4. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта с семьей.

     5. Составление перспективного плана мероприятий.

II.      Этап — основной:

     1.  Беседы с детьми.

     2.  Рассматривание картинок, иллюстраций.

     3.  Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки).

     4.  Дидактические игры.

  5. Художественное творчество (лепка, аппликация (чудо мельница), раскрашивание, рисование золотой колосок).

III.     Этап — заключительный:

   Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно — исследовательской деятельности детей.

IV.      Этап — презентационный:

           - Альбом с картинками «Хлеб всему голова».

           - Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек».

           - Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций связанных

             с тематикой проекта.

 

 

 

Мероприятия по реализации проекта.

 

Беседы

Беседы о хлебе :

 «Что вы знаем о хлебе?».

«Как на наш стол хлеб пришел?»

«Пахота»

«Сев».

«Как выращивают хлеб»

«Как мы можем беречь хлеб?»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Занятия по теме

«Знакомство с трудом хлебороба».

«Дорога долга от зернышка до пирога»

Аппликация «Колосок»

Рисование «Пшеничное поле»

Игровая деятельность

Игра –викторина «Хлеб всему голова».

Музыкальный досуг «Хлебом славится Кубанская земля».

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус»,

«Кто больше назовет», «От зернышка до хлеба»,

«Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?».

Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекарня», «Угостим кукол чаем», «Булочная», «Кафе пироженное», «Пицерия».

Игра малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Подвижная игра

«Перенеси мешки с мукой».

Хороводные игры: «Каравай», «Колоски».

Физ-минутка «В землю зернышко попало».

Пальчиковый игротренинг

«Месим тесто»

Художественно-творческая деятельность

Рисование по сказке «Колобок».

Лепка из соленого теста: «Бублики, баранки, сушки для кукол», «Печенье»;

Изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок»

Слушание: пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли».

Хоровод «Каравай»

Речевое развитие

Рассматривание: альбомов «Злаки»,

«Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий.

Серия бесед о хлебе Т.С. Шорыгиной

Чтение и обсуждение: 

И. Токмакова «Что такое хлеб»; 

Б. Вовк. «Мякиш».

В. Дацкевич «От зерна до каравая»;

К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;

В. Ремизов «Хлебный голос»;

 Я. Аким «Хлеб»;

 Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

 Н. Самкова «О хлебе»;

 П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;                                                            К. Паустовский «Теплый хлеб», «Дом зерна»;

 

Чтение рассказовМ. Пришвина «Колосок», «Лисичкин хлеб».

«История про девочку которая наступила на хлеб» (Г.Х.Андерсен),

Стихотворения: В. Данько «Откуда хлеб пришел?»,                                «Ломоть хлеба»,

В.Степанов «Полюшко, поле»,

«Зернышко пшеницы»,

 В. Орлов «Хлебушек душистый»,

 С. Погореловский

Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»; «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь»

Познавательное развитие

Экскурсии: на кухню детского сада, в городской музей.

Исследовательская деятельность:

наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, овса) в разных условиях (земля, песок). Посадка семян пшеницы, овса.

Опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. Рассматривание зерен через лупу.

Презентация: «Как растили хлеб раньше»,

«От зернышка до пирога»,

«Блокадный хлеб»,

Работа с родителями

Предложить родителям вместе с детьми найти и

выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Участие в конкурсах: «Чудо тесто», фото-выставка «Я пеку, пеку, пеку…» , «Готовим с мамой», «Волшебное соленое тесто».

Совместное посещение родителей с детьми городского музея, поход в специализированные магазины «Булочная», «Дом хлеба», «Тандыр»(дом национального хлеба). Активное участие в наполнении экспонатами мини-музея «Хлеб батюшка».

Консультация для родителей «Хлеб – всему голова».

 

 

 

Изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок».

Участие в акции «Цена крошки хлеба велика».

 

 

Итоговые мероприятия:

 

1.Тематическое мероприятие с участием родителей, приуроченное к Всемирному Дню хлеба -16 октября «Хлеб всему голова».

2.Создание книжки малышки для детей среднего возраста «Волшебное  зернышко»

4.Театрализованное представление для детей младших групп ДОУ «Петушок и бобовое зернышко».

5.Пальчиковый спектакль с участием воспитанников старшей группы для детей средних групп по мотивам сказки «Колосок»

6.Распространение буклетов среди родителей учреждения «Пасха в Кубанских семьях», «Блокадный хлеб».

7.Выставка в городском музее детских и родительских работ по теме «Волшебное соленое тесто».

8.Создание мини –музея «Хлеб- батюшка»

9.Акция с родителями воспитанников «Цена крошки хлеба велика!».

.

 

 

Список использованной литературы:

 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 52с.

«Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. — СПб: «Детство-Пресс», 2000. — 240с.

Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика - Синтез», 2004. — 40с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 4-е изд., — М.: АРКТИ, 2006. — 96С.

Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 160с.

Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — Мозаика-Синтез, 2006. — 104с.

Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 32с.

Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — м.: ТЦ Сфера, 2012. — 80с.

Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkuda_hleb_prishel.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Призентация для детей старшего дошкольного возраста. Автор воспитатель Маслова Н.Н. МАДОУ №35 г. Курганинск Краснодарского края Откуда к нам хлеб пришёл ?

Слайд 2

Цель: На основе расширения знаний о окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда и места человека в истории и культуре .

Слайд 3

Задачи: - Развивать духовно познавательные потребности детей; -Формировать непосредственно познавательные качества , через познание истории культуры , природного экологического своеобразия родного края; -Прививать интерес к духовной культуре, через традиции , обряды, праздники, народное творчество .

Слайд 4

Сажают пшеницу специальными машинами - сеялками.

Слайд 5

Потом вырастают вот такие колоски

Слайд 6

Колоски собирают машины - комбайны

Слайд 7

Отвозят зерно на мельницу

Слайд 8

Там зёрна перемелют в муку.

Слайд 9

Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки.

Слайд 10

В старину на кубани казачки выпекали хлеб в русской печке

Слайд 11

Можно выпекать хлеб дома в хлебопечке

Слайд 12

Для выпечки хлеба нужно взять воду муку

Слайд 13

Еще нужно взять яйцо дрожжи

Слайд 14

Обязательно берём сахар соль

Слайд 15

Тесто готово

Слайд 16

Тесто вымешивают, разделывают

Слайд 17

Выпекают…

Слайд 18

Хлеб готов. Кушайте на здоровье

Слайд 19

Проведение образовательной деятельности – рассматривание колосьев пшеницы

Слайд 20

лепим из соленого теста батоны, бублики

Слайд 21

играем в сюжетноролевую игру «Магазин» Фролова Ольга Ивановна д/с № 1687

Слайд 22

Экскурсия к бабушке на работу Фролова Ольга Ивановна д/с № 1687

Слайд 23

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Альбом "Краеведческий музей" к Авторскому информационно-практико-ориентированному проекту с творческим содержанием «Люблю я макароны» для детей старшего дошкольного возраста

Данный "Краеведческий музей" альбом является приложением к Авторскому информационно-практико-ориентированному проекту с творческим содержанием  «Люблю я макароны» для д...

Материал к проекту «Хлеб - всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста

Подборка дидактических игр, физкультминуток, подвижных игр и т.д....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО Познание (ФЦКМ) на тему: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепление  знания детей о ценностях хлеба для человека, формирование бережного отношение к хлебу. Задачи:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Расширять пре...

Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста....

Педагогические проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего дошкольного возраста

Педагогические проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста

Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста...