Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО Познание (ФЦКМ) на тему: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» для детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Елена Вениаминовна

Цель: закрепление  знания детей о ценностях хлеба для человека, формирование бережного отношение к хлебу.

 Задачи:

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_hleb_-_vsemu_golova.docx39.15 КБ
Файл hleb_-_vsemu_golova.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Сосновская основная общеобразовательная школа им. Н.В. Никольского»

 Моргаушского района Чувашской Республики

Конспект непосредственной образовательной деятельности по

ОО Познание (ФЦКМ)

на тему:

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель I  квалификационной

 категории Максимова Е.В.

2019

Цель: закрепление  знания детей о ценностях хлеба для человека, формирование бережного отношение к хлебу.

 Задачи:

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. 

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц.

Предварительная работа: беседы о хлебе, загадки, пословицы, рассматривание картин художника В. М. Каратая «Золотая рожь»«В пекарне». Чтение художественной литературы: украинской сказки «Колосок», белорусской сказки «Легкий хлеб», рассказа А. Березиной «Дети и хлеб», М. Глинской «Хлеб». Дидактические игры: «Какой хлеб?»«Откуда хлеб пришел?»«Назови ласково».

Словарная работа: пшеничный, ржаной, обмолачивать, комбайн, сеялка, элеватор, хлебобулочные изделия, злаки, колос, сноп, мельница, хлебороб, тесто, месить, пекарь, хлебозавод, каравай, комбайнер, пекарь, хлебороб.

Материалы и оборудование:  компьютер,  проектор, презентация  «Откуда хлеб пришел?», колоски,  картинки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки);  картинки,  изображающие этапы выпечки хлеба; кукольный персонаж – волк; муляжи хлебобулочных изделий; плакат «Хлеб - всему голова».

Оборудование: презентация  «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.

Предварительная работа:

  • заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
  • чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», А.Митяев, «Мешок овсянки»;
  • рассматривание серии сюжетных картин «Урожай».

Ход ОД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла только что в коридоре нашей школы. Что же это? Кто их рассыпал? Посмотрите, еще нашла. Они цепочкой ведут в нашу группу. Это кто же их рассыпал?

Дети: Зерна.

Воспитатель: Правильно, здесь  пшеничные зерна.

Воспитатель — Ребята,  посмотрите, а здесь совсем большое зернышко. Тут что-то написано, сейчас вам прочту, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?

Зёрнышко

Я - зёрнышко пшеничное -

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Росточками зелёными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

Воспитатель: о чем было стихотворение?

Дети: о хлебе,  о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том, как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д.

Посмотрите зернышки дальше идут.

Воспитатель: Ребята, кто же  к нам пришел! К нам в гости пришел колосок, чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб. Но прежде чем мы отправимся на экскурсию, вы должны отгадать   загадки.

Воспитатель: У колоска  тоже различные зёрнышки, и на них загадки.

Загадки «Это наш хлеб»

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Колос)

Корабль-великан

Не по морю плывет,

Корабль-великан

По земле идет.

Поле пройдет –

Урожай соберет (комбайн)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом,

Режут ножом (хлеб)

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый (хлеб)

"Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья"(зерно)

С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые Усачи (пшеница)

Воспитатель: О чем были загадки?  А что вы знаете о хлебе?

Дети: Хлеб - это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами вместе с Колоском посмотрим презентацию  «Откуда пришел хлеб?» и вспомним путь зернышка до хлеба.

1 слайд: Ранней весной  на поля выходят трактора.   Поле нужно вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее  для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины -  сеялки.

2 слайд: Сеялкой сеют зерно.

3 слайд: В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.

4 слайд: Все лето колоски растут, наливаются.

5 слайд: В конце лета, ближе к осени, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

6 слайд: Тогда выезжают комбайны. Жнут колоски, а грузовики отвозят зерно на элеватор - хранилища.

7 слайд: Затем отвозят зерно на мукомольные заводы - мельницу, где мелют его в муку. Рассыпают муку по мешкам и везут на хлебозавод.

8 слайд: Как в старину получали муку с помощью ручных мельниц.

9 слайд: На хлебозаводе пекари изготовляют из муки различные вкусные изделия. Затем развозят по магазинам. А мы покупаем. Вот такой путь хлеба до нашего стола.

Воспитатель: А для чего нам нужен хлеб? Ответы детей.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Встанем  в круг.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок

Воспитатель: Правильно, хлебом питаются, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека.

Он проходит длинный путь: посев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Без хлеба человеку трудно прожить, он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба.

Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка»«кормилец».

Послушайте стихотворение:

Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зернышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба Труд!

Тус-тёванём: =акна эс ан ман%

+.р =инче асли =ук =ёкёртан?

Пу= тайса хисепле эс ёна:

Вёй та пурнё= парать вёл сана?

=ёкёр вёл - =.р-аннем.р парни:

Вёл пулсан – эпир вёйлё: пуян?

,=л. халёх ёна хаклани

,м.ртен вёл пырать: авалтан?

Ачаран пултёр пир.н асра%

Т.претме юрамасть =ёкёра!

Пир.н пурнё= хёвач. унта:

Унён яч. ялан чи малта? (В?Давыдов-Анатри)

Воспитатель: Ребята, какие есть пословицы о хлебе. Ответы детей.

Дети:

пословицы

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Будет хлеб – будет и песня.

Много свету – много хлеба.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол — доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Берегите хлеб — он наше богатство.

 «Хлеб - всему голова».

«Плох обед, когда хлеба нет».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют».

Для вас колосок приготовил  следующее задание:

Игра «Собери по порядку». Из предложенных картинок дети цепочку последовательности работ для получения ХЛЕБА.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится каким?

Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?

Дети: комбайн

Воспитатель:  А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт  волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно.

 (Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика).

Ну что, поехали!                            Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

Дети подходят к столам. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель: Ребята, беда случилась у Колоск, когда он спешил к нам у него рассыпались зерна и перемешались,  и по этому дорожка из зерен вела в нашу группу. Вы поможете их перебрать?

Игра «Золушка»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети 

Воспитатель: Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Мы с вами превратимся в мельников. Перед вами кубики, с ними попробуем растолочь зерна. Мы с вами видели, как в старину с помощью ручных мельниц получали муку. Это трудная работа. Посмотрите, Колосок привез нам маленькую электромельницу, и на нем попробуем сделать муку.

Воспитатель: Ребята вы тоже помогите не, вы станете жерновами мельницы.

Мели, мели мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

Хорошо жернова поработали! Много муки намололи.

Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.

Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая. А какого цвета получилась мука. Белая? Или чуть серая?

 Дети рассматривают муку, растирают на руке. Да мука получилась чуть серая, чтобы из зерна получить белую муку необходимо у каждого зернышка снять оболочку. Лишь тогда получиться белая мука. Показывает белую муку.

Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель: Колосок  приглашает в пекарню.         замесить тесто, чтобы испечь хлебобулочные изделия для нашего магазина. Что необходимо сделать перед замесом теста? Правильно, помыть руки и надеть специальную одежду.

Дети уходят мыть руки и надеть фартуки и косынки.

Приложение

Пословицы:

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Будет хлеб – будет и песня.

Много свету – много хлеба.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол — доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Берегите хлеб — он наше богатство.

 «Хлеб - всему голова».

«Плох обед, когда хлеба нет».

 «Не в пору обед, когда хлеба нет».

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют».

Стихотворение

Уй-хир манна тырă пачẽ.

Арман  ꞔилпе  ăмăртса

Пачẽ тырра авăртса.

Чуста ꞔăртăм чẽрес тулли.

Кăмака пачẽ пẽꞔерсе.

Пурте килẽр, пурте ꞔийẽр

Тутлă, ꞔẽнẽ ꞔăкăра.

Слава

Çẽнẽ ꞔăкăр тутлă пулчẽ.

Çẽр хуꞔи ăна ӳстерчẽ.

Çăкăр вăл - сẽтел илемẽ,

Кам ꞔак илемпе килленмẽ?

Çи ăна эс, ӳс, асра тыт:

тẽнчере унран хакли ꞔук…

Яланах умра вăл тăтăр –

Кăпăшка та тутлă ꞔăкăр.

П. Ялкир
Ҫумӑр ҫӑвать

Тахӑш пӗлӗт витрине
Тӑкса ячӗ ирхине.
Шӑпӑр-шӑпӑр
Ӑшӑ ҫумӑр
Шӑварать уй-хирсене.
Нӳрӗк ыйтнӑ тырӑсем,
Ҫумӑрпа шав киленсе
Ҫил вӗрӳҫӗн
Хӳхӗм-хӳхӗм
Хум чуптарчӗҫ чӳхенсе.

 Ҫичӗ тӗслӗ асамат
Пусӑ урлӑ карӑнать.
Вӑл ир кӳлӗм
Хĕпĕртÿллĕн
Хир ешернине сӑнать.

Загадки «Это наш хлеб» (вырезаются в форме зернышка)

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Колос)

Корабль-великан

Не по морю плывет,

Корабль-великан

По земле идет.

Поле пройдет –

Урожай соберет (комбайн)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом,

Режут ножом (хлеб)

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый (хлеб)

"Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья"(зерно)

С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые Усачи (пшеница)

Я - зёрнышко пшеничное -

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Росточками зелёными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

Стихотворение

Уй-хир манна тырă пачẽ.

Арман  ꞔилпе  ăмăртса

Пачẽ тырра авăртса.

Чуста ꞔăртăм чẽрес тулли.

Кăмака пачẽ пẽꞔерсе.

Пурте килẽр, пурте ꞔийẽр

Тутлă, ꞔẽнẽ ꞔăкăра.

Слава

Çẽнẽ ꞔăкăр тутлă пулчẽ.

Çẽр хуꞔи ăна ӳстерчẽ.

Çăкăр вăл - сẽтел илемẽ,

Кам ꞔак илемпе килленмẽ?

Çи ăна эс, ӳс, асра тыт:

тẽнчере унран хакли ꞔук…

Яланах умра вăл тăтăр –

Кăпăшка та тутлă ꞔăкăр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Çăкăртан асли çук »

Слайд 2

Çăкăр вăл сĕтел илемĕ , Çăкăр пурнăç тăсакан . Вăл пулас кунсен хĕлхемĕ . Тĕнче ырă — вăл пулсан .

Слайд 3

тракторист

Слайд 4

комбайнёр

Слайд 5

шофер

Слайд 6

Арманçă ( мельник )

Слайд 8

çăкăр пĕçерекен (пекарь)

Слайд 9

Пиçсе тухнă çĕн çăкăр вĕри , Вăл хĕвел пек таса ‚ çав тери , Вăл ĕçченшĕн ялан — чи хакли , Вăл кун-çулшăн куллен — чи кирли , Вăл этемлĕхшĕн — ĕмĕр асли .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегративной непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"

Конспект  интегративного занятия по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности По познавательному развитию «В гости к тете зубной щетке» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПо познавательному развитию«В гости к тете зубной щетке»(Для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Хлеб - всему голова!"

В ходе занятия ребята знакомились с процессом выращивания хлеба, с профессиями, которые учавствуют в этом процессе и сколько инстанций нужно пройти, чтобы попасть на стол.  В конце занятия дети в...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста....