Паспорт проекта "Мы все разные"
проект по психологии (старшая группа)

Белоусова Анна Андреевна

                                 На сегодняшний день, проблема воспитания толерантной культуры является одной из актуальных в России. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связано с социальными процессами и культурой общества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_po_tolerantnosti.docx198.64 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Г. ИРКУТСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад №95

Адрес: 664013 г. Иркутск ул. Мичурина, 8

Тел: 59-42-83

E-mail: mdou95irk@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

 «Мы все разные»

9.jpg

Разработала:

Педагог-психолог

Белоусова А.А

2021

Актуальность

На сегодняшний день, проблема воспитания толерантной культуры является одной из актуальных в России. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связано с социальными процессами и культурой общества.

Толерантность (от лат. tolerantia– терпение)  «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61  Генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Проект позволит повысить уровень толерантной компетентности у участников образовательных отношений (воспитанников ДОУ, родителей и педагогов).

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными  возможностями здоровья.

3. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

4.Организация партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

5. Формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Участники проекта:  педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: социально-личностный, просветительский.

Материально-техническое оснащение:

  • Компьютер, музыкальный центр;
  • Проектор для презентаций;
  • Тематическая литература.

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник «Вместе мы сила».

Продукт проекта: Дидактическая игра «Что ты знаешь обо мне?»

Планируемые результаты:

В ходе реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. Пополнение групп методическими пособиями по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста; появятся картотеки игр, сценарии досугов по формированию основ толерантности.
  2. В группах будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
  3. Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
  4. У детей будут развиты такие качества личности,  как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от, социального статуса.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

Необходимо сделать для реализации проекта

Ответственные

1.Анализ литературы по теме проекта

Педагог-психолог

2.Анализ материально-технической и методической оснащенности учреждения

Педагог-психолог

3. Проведение консультаций с родителями и воспитателями на тему: «Воспитываем толерантность в себе и в детях»

Педагог-психолог

4.Разработать план работы  по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог, воспитатели

II этап: Реализация проекта

Участники мероприятий

Планируемые

мероприятия

Продукт 

(по результатам проведённых мероприятий)

Дети

  1. Проведение бесед о дружбе, добре, взаимопомощи.

  1. Чтение сказок народов мира, пословиц и поговорок о добре.

  1. Викторина «Народов много -дружба одна для всех!»

  1. Беседы о толерантности и анализ ситуаций.

  1. Спортивный праздник «Вместе -мы сила».

Организация выставки рисунков «Хоровод дружбы»

Театрализация этюдов по произведению  «Цветик-семицветик».

Стенгазета «Мы разные, но мы вместе!»

Коллективная работа с использованием арт-терапии «Пусть всегда будет солнце»

Создание дидактического пособия «Дерево толерантности»

Педагоги

  1. Консультация для воспитателей "Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования";

  1. Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия";

  1. Прослушивание музыкальных произведений народов мира (совместно с детьми)

Картотека «Игры народов мира»

Памятка «Принципы толерантного воспитания»

Подборка  музыкальных произведений народов мира

Родители

  1. Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника»;

  1. Мастер-класс «16 ноября - Всемирный день толерантности»;

  1. Семейные творческие работы «Эмблема толерантности»;

  1. Консультация «Толерантность в детском саду»;

 Буклет «Что такое толерантность?».

Фото-коллаж «16 ноября - Всемирный день толерантности».

 Организация выставки - «Эмблема толерантности».

Буклет «Толерантность - дорога к добру»

III этап: заключительный

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Именно поэтому, мной был разработан и реализован психолого-педагогический проект  «Мы все разные».

С 8 ноября  по 19 ноября 2021 года в МБДОУ г. Иркутска детском саду №95 в рамках реализации психолого-педагогического проекта, были проведены следующие мероприятия:

С детьми:

  • Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
  • Этюды и упражнения направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми и воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
  • В процессе реализации непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» было организовано чтение, обсуждение и драматизация тематических произведений – сказок и стихотворений Народов мира (русские народные, белорусские народные «Пых», «Сказка - быль, да и песня – правда», «Всему свое время»; английская «Сказка про трёх поросят», украинская сказка «Колосок», немецкая сказка «Глупый крестьянин и умная птица»).
  • В планы воспитательно-образовательной работы были включены беседы по формированию толерантности («Что же такое толерантность? », «Что означает мое имя? » «Имена моих друзей», «Что такое национальность? », «Народы мира», «Как можно найти общий язык», «С кем бы я хотел дружить» «Наши отношения», «С кем ты живёшь? », «Что такое семья».
  • Игры и игровые упражнения, направленные на:
  • развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковые имена», «Комплименты»;
  • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
  •  гармонизацию осознания своего имени и фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это? »;
  •  развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия».

С воспитателями:

  • Консультация для воспитателей "Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования";
  • Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия";
  • Прослушивание музыкальных произведений народов мира.

С родителями:

  • Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника»;
  • Мастер-класс «16 ноября - Всемирный день толерантности»;
  •  Семейные творческие работы «Эмблема толерантности»;
  • Консультация «Толерантность в детском саду»;

Итоговым мероприятием проекта, стал спортивный праздник «Вместе мы сила».

Продуктом проекта стало, изготовление совместно с детьми дидактической игры «Что ты знаешь обо мне?»

Данный проект способствует формированию основных черт толерантной личности дошкольника:

Терпимость к чужим мнениям.

Сотрудничество.

Отказ от причинения вреда кому-либо.

Дружелюбие.

Чуткость и заботу.

Доверие.

Доброжелательность.

Умение владеть собой и не осуждать других.

Гуманизм.

Любознательность.

Чувство юмора.

Умение слушать собеседника.

Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете, по решению которого принят в работу.

Данный проект, может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  3. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  7. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  8. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  9. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
  10. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини - музея" разные застежки для моей одежки"

Паспорт мини-музея "Разные застежки для моей одежки"...

Паспорт проекта "Мы разные ,но мы вместе"

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Поволжья, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, ...

Презентация мероприятия "Литературная гостинная ко Дню Матери" .Паспорт проекта "Мамы разные важны"

Создание условий для формирования и развития личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человека к материнству средствами художественной литературы...

Паспорт педагогического проекта подготовительная группа "Вот такие разные жуки и пауки"

Паспорт пороекта на тему "Насекомые " ,в паспорте представлена работа с детьми подготовительного возраста....

Паспорт пособия Деньги разных стран мира

Образовательная область: познавательное развитие.  Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Возрастная кат...

Паспорт проекта "Мамы разные нужны ,мамы всякие важны".

Воспитывать чувство любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней....

Паспорт проекта "«Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Воспитывать чувство любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней....