Познавательное занятие "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие "Свойства бумаги" разработано для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_bumagi.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Бумага, её свойства и виды»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: ноутбук, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, картинки разных видов бумаги (салфетка, картон, лист а4), альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмёмся,

и друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я  принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой.» (Бумага.) (Лежат в сундуке картон, салфетка, лист а4)                                                                                                                

- Правильно ребята, это бумага.  

-  Сейчас просто невозможно представить нашу с вами жизнь без бумаги.

- Для чего нужна бумага? (Чтобы писать, рисовать, выполнять аппликации, поделки)

- Где применяется бумага? (Бумага применяется для изготовления книг, тетрадей, журналов, раскрасок)                                                                                                                                                 - А вот, всегда ли у человека была бумага?  (Ответы детей.)                               

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди? (На камнях, на скалах при помощи уголька, ведь раньше у людей не было ручек, карандашей, фломастеров чем можно было писать и рисовать)

- В разные времена люди писали на разных материалах.(Таких как скалы, глина, воск, папирус и пергамент из кожи животных (слайд со 2 - 7)

-А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель: В настоящее время бумагу изготавливают из древесины, где в дальнейшем она отправляется в печатные издания, чтобы у нас с вами были книги, журналы, тетради, раскраски)

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надёжные.

-А прочная ли бумага?Давайте мы с вами сейчас это и проверим.

Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).

-А теперь ребята, давайте с вами отдохнём и сделаем физминутку:

Физминутка:

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1, 2, 3),

Дружно топаем ногами (1, 2, 3)

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.


Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

- А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте её. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют её на ощупь и описывают свойства).

- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведём ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки салфетку, затем лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнётся? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнётся, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвётся? Прочная бумага?

Бумага рвётся, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы (проговариваю технику работы с ножницами: когда ножницы лежат на столе они должны быть закрыты, когда держим ножницы в руках не машем ими по сторонам, когда начинаем резать ножницы лезвием держим от себя, а не на себя) и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите листы нашей бумаги в ёмкость с водой. Опустить в воду все вместе: салфетку, альбомный листок бумаги и картон. Что произошло? (что быстрее растворилось в воде? (Конечно же салфетка, а почему она быстрее растворилась в воде, потому что она очень тонкая по сравнению с обычным листом бумаги, а что произошло с картоном он растворился в воде, а почему потому что он плотный и ему необходимо больше времени, для того чтобы раствориться)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще,  тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите её над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

Игра «Волшебная бумага»

- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои, аппликации, журналы, фантики для конфет, фотоальбомы, блокноты)

- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать)

А теперь ребята, я предлагаю нам с вами создать коллекционный альбом, который будет называться «Виды бумаги». Ведь у нас есть много видов различной бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Ребята по очереди подходят и наклеивают картинки того вида бумаги, что изображён на картинке: салфетка, простой лист бумаги и картон)

- Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились, а теперь я хочу подарить вам подарки (медальки). Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова с вами оказались в группе.

Рефлексия

- Интересно было в мастерской? О чём мы с вами сегодня говорили? (о бумаге и её свойствах, что бумага бывает по строению тонкая и толстая, бывает прочной и не прочной, может резаться ножницами или разрываться руками, а также узнали, что бумага может растворяться в воде в зависимости от плотности тонкая бумага растворяется в воде быстрее, чем толстая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для старшего возраста по теме "Что из чего сделано? Бумага"

Формы подачи информацииВиды деятельности для детейРабота в центрах активностиРабота с родителямиЛитература....

НОД педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией познавательных областей.Тема "Бумага и ее свойства"

Занятие интегрированное, можно провести в рамках "Дня открытых дверей". Используется презентация, которую представляет ребенок. Цели презентации: знакомство со с...

Познавательный мир бумаги

Познавательно-исследовательский проект...

Познавательное развитие " Бумага и ткань"

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги и ткани.Программное содержание:Обучающие задачи:1.Создавать условия для расширения представлений о бумаге и ткани, их свойствах и качестве.2.Пополнять ...

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...

Занятие по познавательному развитию "Бумага и её свойства"

Занятие по познавательному развитию с опытами "Бумага и её свойства"Провести пять опытов и сделать выводы по каждому опыту...