Познавательное занятие "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие "Свойства бумаги" разработано для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_bumagi.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Бумага, её свойства и виды»
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: ноутбук, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, картинки разных видов бумаги (салфетка, картон, лист а4), альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмёмся,
и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой.» (Бумага.) (Лежат в сундуке картон, салфетка, лист а4)
- Правильно ребята, это бумага.
- Сейчас просто невозможно представить нашу с вами жизнь без бумаги.
- Для чего нужна бумага? (Чтобы писать, рисовать, выполнять аппликации, поделки)
- Где применяется бумага? (Бумага применяется для изготовления книг, тетрадей, журналов, раскрасок) - А вот, всегда ли у человека была бумага? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди? (На камнях, на скалах при помощи уголька, ведь раньше у людей не было ручек, карандашей, фломастеров чем можно было писать и рисовать)
- В разные времена люди писали на разных материалах.(Таких как скалы, глина, воск, папирус и пергамент из кожи животных (слайд со 2 - 7)
-А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
Воспитатель: В настоящее время бумагу изготавливают из древесины, где в дальнейшем она отправляется в печатные издания, чтобы у нас с вами были книги, журналы, тетради, раскраски)
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надёжные.
-А прочная ли бумага?Давайте мы с вами сейчас это и проверим.
Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).
-А теперь ребята, давайте с вами отдохнём и сделаем физминутку:
Физминутка:
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками (1, 2, 3),
Дружно топаем ногами (1, 2, 3)
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
Экспериментальная часть.
Изучение свойств бумаги.
- А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте её. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют её на ощупь и описывают свойства).
- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведём ряд экспериментов:
1) Для начала, возьмите в руки салфетку, затем лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнётся? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнётся, скручивается, сгибается.
2) А теперь порвите. Рвётся? Прочная бумага?
Бумага рвётся, а значит она непрочная.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.
3) Возьмите ножницы (проговариваю технику работы с ножницами: когда ножницы лежат на столе они должны быть закрыты, когда держим ножницы в руках не машем ими по сторонам, когда начинаем резать ножницы лезвием держим от себя, а не на себя) и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.
А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите листы нашей бумаги в ёмкость с водой. Опустить в воду все вместе: салфетку, альбомный листок бумаги и картон. Что произошло? (что быстрее растворилось в воде? (Конечно же салфетка, а почему она быстрее растворилась в воде, потому что она очень тонкая по сравнению с обычным листом бумаги, а что произошло с картоном он растворился в воде, а почему потому что он плотный и ему необходимо больше времени, для того чтобы раствориться)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите её над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
Игра «Волшебная бумага»
- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои, аппликации, журналы, фантики для конфет, фотоальбомы, блокноты)
- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать)
А теперь ребята, я предлагаю нам с вами создать коллекционный альбом, который будет называться «Виды бумаги». Ведь у нас есть много видов различной бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.
(Ребята по очереди подходят и наклеивают картинки того вида бумаги, что изображён на картинке: салфетка, простой лист бумаги и картон)
- Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились, а теперь я хочу подарить вам подарки (медальки). Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова с вами оказались в группе.
Рефлексия
- Интересно было в мастерской? О чём мы с вами сегодня говорили? (о бумаге и её свойствах, что бумага бывает по строению тонкая и толстая, бывает прочной и не прочной, может резаться ножницами или разрываться руками, а также узнали, что бумага может растворяться в воде в зависимости от плотности тонкая бумага растворяется в воде быстрее, чем толстая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект для старшего возраста по теме "Что из чего сделано? Бумага"
Формы подачи информацииВиды деятельности для детейРабота в центрах активностиРабота с родителямиЛитература....
НОД педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией познавательных областей.Тема "Бумага и ее свойства"
Занятие интегрированное, можно провести в рамках "Дня открытых дверей". Используется презентация, которую представляет ребенок. Цели презентации: знакомство со с...
Познавательный мир бумаги
Познавательно-исследовательский проект...
Познавательное развитие " Бумага и ткань"
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги и ткани.Программное содержание:Обучающие задачи:1.Создавать условия для расширения представлений о бумаге и ткани, их свойствах и качестве.2.Пополнять ...
Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.
Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...
Занятие по познавательному развитию "Бумага и её свойства"
Занятие по познавательному развитию с опытами "Бумага и её свойства"Провести пять опытов и сделать выводы по каждому опыту...