Занятие по познавательному развитию "Бумага и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Береснева Алевтина Анатольевна

Занятие по познавательному развитию с опытами "Бумага и её свойства"

Провести пять опытов и сделать выводы по каждому опыту

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста по теме

 «Бумага и её свойства»

Цель:

Расширять и закреплять представление детей о свойствах бумаги.

 Научить детей делать опыты с бумагой.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека.

Научить детей с помощью разнообразных приемов и опытов определять свойства бумаги: бумага бывает белая, цветная, гладкая и шероховатая, тонкая и плотная; непрочная.

Заинтересовывать детей опытами с бумагой.

Развивающие задачи:

Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой: бумага шуршит,  мнется, смятая бумага не принимает первоначальный вид; бумага рвется, намокает и расползается в воде.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к вещам, сделанным из бумаги.

 Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас (Бумага бывает белая и разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и плотная; бумага шуршит,  мнется; смятую бумагу трудно распрямить; ее можно разрезать; бумага легко рвется и расползается в воде, бумага горит, значит бумага это непрочный материал; тонкая бумага легче мнется, рвется, в воде расползается быстрее; толстая бумага прочнее)

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.

Ход занятия

Дети входят в группу

В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся

Дети: Здороваются с присутствующими. 

В-ль: К нам еще один гость пришел (достает зайца, который тащит коробку),

Заяц: здоровается с детьми: Добрый день и добрый час!

Очень рад я видеть вас!

В-ль: Здравствуй Степашка, как ты красиво с нами поздоровался. А что у тебя в коробке?

Степашка: Я не знаю, не могу ее открыть, тут , что-то написано, а читать я еще не научился.

В-ль: Давай, Степашка, коробку, сейчас мы тебе поможем. (Читает: коробка откроется, только тога, когда вы разгадаете загадку:

«Разноцветные листы, вырезай и клей их ты,

Аппликации, картинки, серебристые снежинки,

Можешь сотворить и флаги из листов цветной (бумаги).»

В-ль: Степашка, а я знаю одну пальчиковую гимнастику  с бумагой, хочешь покажу?

Заяц: Конечно.

Пальчиковая гимнастика:

В-ль: Ребята возьмите по листку бумаги. Повторяйте за мной.

«Лист бумаги мы сминаем,

В шарик дружно превращаем.

Мятый бумаги комочек, на ежика похожий очень

Не дадим ему скучать, будем им мы рисовать.»

Степашка нам принес бумагу, как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии?

Дети: О бумаге.

Степашка: Я по всему лесу искал дерево, на котором растет бумага, искал, искал, так и не нашел.

Вль: Ребята, а разве бумажные листочки на дереве растут?

Дети: Нет

В-ль: расскажите пожалуйста Степашке, где и из чего делают бумагу.

Ответы детей: Бумагу изготавливают на бумажной фабрике,

- вначале привозят срубленные деревья,

 - потом их размельчают,

- добавляют клеящий раствор,

- после чего либо отбеливают, либо добавляют краситель, чтоб бумага стала цветной, -- высушивают,

 - разглаживают

- и нарезают на нужные листы.

В-ль: Сейчас мы с вами бумагу воспринимаем, как должное и она ни у кого не вызывает удивления, но так было не всегда и бумага была не всегда.

    В Греции раньше писали на сырых глиняных дощечках, на них буквы выдавливали острой палочкой.

(в-ль раздает глиняные дощечки и палочки, дети рисуют палочками по глине)

   А на Руси писали на березовой коре, которую называли БЕРЕСТОЙ.

(В-ль дает детям потрогать бересту) и рассказывает, как же появилась бумага:

    Впервые бумагу придумал китайский военноначальник Цай Лунг. Он обратил внимание, на то, как осы строят свои гнезда срезая части дерева, перемалывая ее своими челюстями в кашицу и смачивая древесину своей липкой слюной.

    Тогда Цай Лунг размягчил волокна древесины и смешал ее с древесной смолой, тщательно перемешал размоченную в воде массу и высушил ее на воздухе, а за тем разгладил камнями.

Сейчас бумагу изготавливают все и у вас дома много предметов изготовленных из бумаги.

Давайте поиграем: Я буду называть предметы, если они из бумаги – вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете. Договорились?

Книга – кровать

Коробка – часы

Конверт – ручка

Открытка – линейка

Плакат – куртка

Тетрадь -тарелка

Салфетки – ложка

В-ль: И так, повторите, какие предметы вы видели и знаете из бумаги.

Ответы детей: ….

В-ль: Ребята, давайте с вами перейдем в нашу лабораторию и немного по экспериментируем, побольше узнаем о свойствах бумаги. (кладет на столы детям разные виды бумаг)

 1. Эксперимент

В-ль: Бумага бывает разная, гладкая, шершавая или бархатистая, гофрированная или волнистая,  копировальная- тонкая, прозрачная, мягкая (салфетка), бумага бывает белой и цветной, тонкой и плотной.

(Дети трогают по очереди разные виды бумаги: бумагу для печати, с бархатным покрытием, гофрированную, салфетку, кальку, картон).

Теперь давайте попробуем смять бумагу, вначале возьмите салфетку, потом кальку, потом для печати, потом картон.

У всех бумага смялась? – (У всех)

А любую бумагу было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете одну бумагу

смять легко, а другую трудно? (Ответы детей: тонкая – салфетка; плотная –

картон)

Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.

Вывод: чем толще бумага, тем она крепче.

А теперь попробуем смятую бумагу распрямить. Получилось разгладить бумагу? Приобрела бумага первоначальный вид? (НЕТ)

Вывод 1 опыта: Значит мы можем сделать вывод, что бумага мнется, но не разглаживается.

(Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».)

2. Эксперимент

В- ль: А теперь проверим, можно ли порвать бумагу? (Дети отрывают

небольшие кусочки бумаги, начиная с салфетки, заканчивая картоном)

Вся бумага порвалась?

Дети: Да

В-ль: в каком случае нужно приложить больше усилий, когда рвали тонкую бумагу или плотную?

Картон чуть –чуть труднее рвется.

Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется», значит бумага это не прочный материал.

3. Эксперимент

Возьмем фломастер и нарисуем на салфетке кружочки. Мы видим , что на бумаге можно рисовать,

Сделаем вывод и выставляем значок: значит бумага впитывает красители и оставляет на себе следы.

4. Эксперимент

Положим салфетку с рисунком в воду, что произошло с салфеткой? Быстро или медленно намокла салфетка? Попробуйте порвать салфетку. Что вы видите? Салфетка легко рвется, она расползается. Уберем салфетку. Возьмем сложенный цветок из цветной бумаги и положим его в воду. Понаблюдаем «как цветок распустится». Бумага намокает, волокна ее разбухают и листочки распрямляются. Обратим внимания как быстро намокла салфетка, так же быстро намокает цветная бумага? (НЕТ) почему? ( чем бумага плотнее тем намокает медленнее)

Делаем вывод и выставляем значок: Бумага, намокает и расползается, а значит бумага это не прочный материал

 

5. Эксперимент

В – ль: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.

Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете,

почему?

Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог,

травму глаз и др. Этот опыт я вам показывала на видео.

Дети: Чем можно затушить огонь?

Делаем вывод и выставляем значок: «Бумага горит».

А если вдруг где – то произойдет пожар, что необходимо сделать?

вызвать пожарных и скорую помощь. По каким номерам вы будите

звонить и просить о помощи? (112)

Значит делаем вывод и выставляем значок: Бумага горит.

А чем ее можно потушить (Водой, песком)

6. А вот вам эксперимент на смекалку:

Возьмите лист бумаги и попробуйте положить на него тетрадь, будет лист бумаги держать тетрадь? (НЕТ)

 А если свернуть из листа бумаги трубочку? Держите трубочку и поставьте ее на стол, на верх трубочки положите тетрадь. Держит бумага тетрадь? (Да) А будет ли лист бумаги держать тетрадь если мы отпустим руки? (лист разворачивается и тетрадь падает на стол) А что можно сделать, для того чтобы лист бумаги держал тетрадь без наших рук? Посмотрите на стол, что лежит на столе и поможет держать бумаге тетрадь? (На столе лежат наклейки, клей и резиночка).

Вот видите, как интересно играть с бумагой.

А кто вспомнит как называется искусство поделок из бумаги?

(ОРИГАМИ)

Я вам сложила самолетик, давайте с ним немного поиграем

Физкультминутка Самолет

(Вынести бумажные самолеты и под музыку провести физкультминутку, повторяя с ускорением, несколько раз текст)

Залезаем в самолет,

Заводи мотор пилот,

Стекла очищаются шик-шик, шик- шик,

Кнопки нажимаются чик-чик, чик-чик,

Приготовиться к полету, авиаторы вперед.

Самолеты летят, самолеты,

Самолеты, веселые пилоты,

Но скучают иногда, только это не беда.

Мы летим, вот это да!

Вывод:

В – ль: Ребята, посмотрите на доску. Назовите, какие свойства бумаги вы

узнали.

Бумага мнется,

рвется,

намокает,

горит,

на ней можно рисовать.

Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому дети, нам нужно

бережно относится к вещам, сделанным из бумаги:

Что нельзя делать с бумажными вещами, особенно с книгами?

Ответы детей: ее нельзя рвать, резать, мять, мочить в воде, поджигать.

Степашка: Как много интересного я узнал, мне с вами так нравится играть и заниматься, но мне пора идти домой. Ой, я, совсем, забыл, у меня же для вас есть подарки, они, как раз, из бумаги.(Степашка дарит детям бумажные подарки и прощается).

В-ль: Наше занятие подошло к концу, мне было очень интересно с вами поговорить о бумаге, и провести опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги». Вторая младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь роботу с планеты Шелезяка или Знакомство со свойствами бумаги»вторая младшая группаЦель:  Создание условий по формированию у детей...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.

Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»

Конспект занятия  по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»...