Занятие по познавательному развитию "Бумага и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию с опытами "Бумага и её свойства"
Провести пять опытов и сделать выводы по каждому опыту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста по теме
«Бумага и её свойства»
Цель:
Расширять и закреплять представление детей о свойствах бумаги.
Научить детей делать опыты с бумагой.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека.
Научить детей с помощью разнообразных приемов и опытов определять свойства бумаги: бумага бывает белая, цветная, гладкая и шероховатая, тонкая и плотная; непрочная.
Заинтересовывать детей опытами с бумагой.
Развивающие задачи:
Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой: бумага шуршит, мнется, смятая бумага не принимает первоначальный вид; бумага рвется, намокает и расползается в воде.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к вещам, сделанным из бумаги.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас (Бумага бывает белая и разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и плотная; бумага шуршит, мнется; смятую бумагу трудно распрямить; ее можно разрезать; бумага легко рвется и расползается в воде, бумага горит, значит бумага это непрочный материал; тонкая бумага легче мнется, рвется, в воде расползается быстрее; толстая бумага прочнее)
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.
Ход занятия
Дети входят в группу
В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся
Дети: Здороваются с присутствующими.
В-ль: К нам еще один гость пришел (достает зайца, который тащит коробку),
Заяц: здоровается с детьми: Добрый день и добрый час!
Очень рад я видеть вас!
В-ль: Здравствуй Степашка, как ты красиво с нами поздоровался. А что у тебя в коробке?
Степашка: Я не знаю, не могу ее открыть, тут , что-то написано, а читать я еще не научился.
В-ль: Давай, Степашка, коробку, сейчас мы тебе поможем. (Читает: коробка откроется, только тога, когда вы разгадаете загадку:
«Разноцветные листы, вырезай и клей их ты,
Аппликации, картинки, серебристые снежинки,
Можешь сотворить и флаги из листов цветной (бумаги).»
В-ль: Степашка, а я знаю одну пальчиковую гимнастику с бумагой, хочешь покажу?
Заяц: Конечно.
Пальчиковая гимнастика:
В-ль: Ребята возьмите по листку бумаги. Повторяйте за мной.
«Лист бумаги мы сминаем,
В шарик дружно превращаем.
Мятый бумаги комочек, на ежика похожий очень
Не дадим ему скучать, будем им мы рисовать.»
Степашка нам принес бумагу, как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии?
Дети: О бумаге.
Степашка: Я по всему лесу искал дерево, на котором растет бумага, искал, искал, так и не нашел.
Вль: Ребята, а разве бумажные листочки на дереве растут?
Дети: Нет
В-ль: расскажите пожалуйста Степашке, где и из чего делают бумагу.
Ответы детей: Бумагу изготавливают на бумажной фабрике,
- вначале привозят срубленные деревья,
- потом их размельчают,
- добавляют клеящий раствор,
- после чего либо отбеливают, либо добавляют краситель, чтоб бумага стала цветной, -- высушивают,
- разглаживают
- и нарезают на нужные листы.
В-ль: Сейчас мы с вами бумагу воспринимаем, как должное и она ни у кого не вызывает удивления, но так было не всегда и бумага была не всегда.
В Греции раньше писали на сырых глиняных дощечках, на них буквы выдавливали острой палочкой.
(в-ль раздает глиняные дощечки и палочки, дети рисуют палочками по глине)
А на Руси писали на березовой коре, которую называли БЕРЕСТОЙ.
(В-ль дает детям потрогать бересту) и рассказывает, как же появилась бумага:
Впервые бумагу придумал китайский военноначальник Цай Лунг. Он обратил внимание, на то, как осы строят свои гнезда срезая части дерева, перемалывая ее своими челюстями в кашицу и смачивая древесину своей липкой слюной.
Тогда Цай Лунг размягчил волокна древесины и смешал ее с древесной смолой, тщательно перемешал размоченную в воде массу и высушил ее на воздухе, а за тем разгладил камнями.
Сейчас бумагу изготавливают все и у вас дома много предметов изготовленных из бумаги.
Давайте поиграем: Я буду называть предметы, если они из бумаги – вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете. Договорились?
Книга – кровать
Коробка – часы
Конверт – ручка
Открытка – линейка
Плакат – куртка
Тетрадь -тарелка
Салфетки – ложка
В-ль: И так, повторите, какие предметы вы видели и знаете из бумаги.
Ответы детей: ….
В-ль: Ребята, давайте с вами перейдем в нашу лабораторию и немного по экспериментируем, побольше узнаем о свойствах бумаги. (кладет на столы детям разные виды бумаг)
1. Эксперимент
В-ль: Бумага бывает разная, гладкая, шершавая или бархатистая, гофрированная или волнистая, копировальная- тонкая, прозрачная, мягкая (салфетка), бумага бывает белой и цветной, тонкой и плотной.
(Дети трогают по очереди разные виды бумаги: бумагу для печати, с бархатным покрытием, гофрированную, салфетку, кальку, картон).
Теперь давайте попробуем смять бумагу, вначале возьмите салфетку, потом кальку, потом для печати, потом картон.
У всех бумага смялась? – (У всех)
А любую бумагу было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете одну бумагу
смять легко, а другую трудно? (Ответы детей: тонкая – салфетка; плотная –
картон)
Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.
Вывод: чем толще бумага, тем она крепче.
А теперь попробуем смятую бумагу распрямить. Получилось разгладить бумагу? Приобрела бумага первоначальный вид? (НЕТ)
Вывод 1 опыта: Значит мы можем сделать вывод, что бумага мнется, но не разглаживается.
(Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».)
2. Эксперимент
В- ль: А теперь проверим, можно ли порвать бумагу? (Дети отрывают
небольшие кусочки бумаги, начиная с салфетки, заканчивая картоном)
Вся бумага порвалась?
Дети: Да
В-ль: в каком случае нужно приложить больше усилий, когда рвали тонкую бумагу или плотную?
Картон чуть –чуть труднее рвется.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется», значит бумага это не прочный материал.
3. Эксперимент
Возьмем фломастер и нарисуем на салфетке кружочки. Мы видим , что на бумаге можно рисовать,
Сделаем вывод и выставляем значок: значит бумага впитывает красители и оставляет на себе следы.
4. Эксперимент
Положим салфетку с рисунком в воду, что произошло с салфеткой? Быстро или медленно намокла салфетка? Попробуйте порвать салфетку. Что вы видите? Салфетка легко рвется, она расползается. Уберем салфетку. Возьмем сложенный цветок из цветной бумаги и положим его в воду. Понаблюдаем «как цветок распустится». Бумага намокает, волокна ее разбухают и листочки распрямляются. Обратим внимания как быстро намокла салфетка, так же быстро намокает цветная бумага? (НЕТ) почему? ( чем бумага плотнее тем намокает медленнее)
Делаем вывод и выставляем значок: Бумага, намокает и расползается, а значит бумага это не прочный материал
5. Эксперимент
В – ль: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.
Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете,
почему?
Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог,
травму глаз и др. Этот опыт я вам показывала на видео.
Дети: Чем можно затушить огонь?
Делаем вывод и выставляем значок: «Бумага горит».
А если вдруг где – то произойдет пожар, что необходимо сделать?
вызвать пожарных и скорую помощь. По каким номерам вы будите
звонить и просить о помощи? (112)
Значит делаем вывод и выставляем значок: Бумага горит.
А чем ее можно потушить (Водой, песком)
6. А вот вам эксперимент на смекалку:
Возьмите лист бумаги и попробуйте положить на него тетрадь, будет лист бумаги держать тетрадь? (НЕТ)
А если свернуть из листа бумаги трубочку? Держите трубочку и поставьте ее на стол, на верх трубочки положите тетрадь. Держит бумага тетрадь? (Да) А будет ли лист бумаги держать тетрадь если мы отпустим руки? (лист разворачивается и тетрадь падает на стол) А что можно сделать, для того чтобы лист бумаги держал тетрадь без наших рук? Посмотрите на стол, что лежит на столе и поможет держать бумаге тетрадь? (На столе лежат наклейки, клей и резиночка).
Вот видите, как интересно играть с бумагой.
А кто вспомнит как называется искусство поделок из бумаги?
(ОРИГАМИ)
Я вам сложила самолетик, давайте с ним немного поиграем
Физкультминутка Самолет
(Вынести бумажные самолеты и под музыку провести физкультминутку, повторяя с ускорением, несколько раз текст)
Залезаем в самолет,
Заводи мотор пилот,
Стекла очищаются шик-шик, шик- шик,
Кнопки нажимаются чик-чик, чик-чик,
Приготовиться к полету, авиаторы вперед.
Самолеты летят, самолеты,
Самолеты, веселые пилоты,
Но скучают иногда, только это не беда.
Мы летим, вот это да!
Вывод:
В – ль: Ребята, посмотрите на доску. Назовите, какие свойства бумаги вы
узнали.
Бумага мнется,
рвется,
намокает,
горит,
на ней можно рисовать.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому дети, нам нужно
бережно относится к вещам, сделанным из бумаги:
Что нельзя делать с бумажными вещами, особенно с книгами?
Ответы детей: ее нельзя рвать, резать, мять, мочить в воде, поджигать.
Степашка: Как много интересного я узнал, мне с вами так нравится играть и заниматься, но мне пора идти домой. Ой, я, совсем, забыл, у меня же для вас есть подарки, они, как раз, из бумаги.(Степашка дарит детям бумажные подарки и прощается).
В-ль: Наше занятие подошло к концу, мне было очень интересно с вами поговорить о бумаге, и провести опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"
Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-174637-1358182956.jpg)
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-1143428-1557771114.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги». Вторая младшая группа
Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь роботу с планеты Шелезяка или Знакомство со свойствами бумаги»вторая младшая группаЦель: Создание условий по формированию у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721146-1449395476.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию "Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани"
Цель: знакомство детей со свойствами и качествами бумаги и ткани....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1384178-1644147486.jpg)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.
Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/08/picture-1332719-1623152975.jpg)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1311944-1675773752.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности:"Удивительные свойства песка"
В ходе занятия дети познакомятся со составом и свойствами песка....