Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности:"Удивительные свойства песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ташлыкова Анна Олеговна

В ходе занятия дети познакомятся со составом и свойствами песка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно – исследовательской

  деятельности «Удивительные свойства песка».

Цель: познакомить  детей с составом и свойствами  песка: при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Задачи:

Образовательные: 

- Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

- Формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.

Развивающие: 

- Обогащение опыта,  развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать, обогащать и активировать словарь детей «пустыня, песчинки, сыпучий, барханы, песчаная буря»; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.

Воспитательные: 

- Воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.

Материалы: телевизор,  песок речной, лупы, воронки, колбы, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, презентация «Для чего людям нужен  песок»,  пластиковая посуда, салфетки, камни, белая бумага, влажные салфетки, тарелочки, весы, передники, нарукавники, микроскопы, цветной песок, картина из цветного песка, шланги.

Предыдущая работа: наблюдение за неживой природой, чтение загадок, проведение бесед о песке и его пользе, проведение опытов с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке», чтение художественных произведений.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, становятся в круг)

Приветствие.

Воспитатель:                  

  Ребята, поиграли мы с утра,

А теперь заниматься нам пора!

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)

И всем, кто сегодня в гостях у нас,
«Добрый день!» мы скажем сейчас!

Дети: «Добрый день!»

( поворачиваются и разводят руки в стороны)

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам вновь сегодня стать учёными, исследователями и провести интересные опыты. Вы согласны?

Дети: да!

Воспитатель: тогда проходим в нашу лабораторию  и присаживаемся на стульчики.

Ребята, посмотрите, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, мне передали вот эту посылку, я прочитала  кому она адресована и от кого. Посылка была отправлена: «Детям и воспитателю подготовительной группы №2, детский сад «Солнышко», п. Преображение».  От «детей Северной Африки из пустыни Сахара». Когда я открыла посылку, то увидела в ней флешку, а на ней фотографии пустыни Сахара и её жителей. Посмотрите, пожалуйста, на экран телевизора!

(Показ фотографий : пустыня, верблюды, дома- шатры, жители Сахары.)

Ребята, а что вы можете рассказать о пустыне Сахара?

Дети: там очень жарко, везде много песка, воды почти нет.

Воспитатель: ребята, а ещё дети из Сахары прислали вам вот эти предметы: стекло, песочный набор для игр с пеком, песочные часы, кирпич. (заранее выложены на стол).

Посмотрите, что это за предметы и скажите, что их может обЪединять?

Дети: у этих предметов общее, что для их изготовления и использования нужен песок.

Воспитатель: правильно, ребята, а как вы думаете, где ещё люди используют песок?

Дети: в строительстве, для тушения пожара, при гололёде зимой, для рисунков.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о том, где же люди используют песок. Может вы узнаете что-то новое.

    После просмотра дети рассказывают, что они узнали ещё о песке.

Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать о составе и свойствах песка, провести самостоятельные исследования (опыты)?

Дети: да!

Воспитатель: только для начала давайте встанем и отдохнём.

Физминутка и пальчикова гимнастика

Мы немножко отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперёд-

Нас ещё работа ждёт.

Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти за столы (они пронумерованы от 1 до 5) в соответствии с той цифрой, которая находится у вас в кармашке, в научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.

(Дети расходятся по три человека за 5 столов для проведения 5 опытов)

Прежде чем мы начнём, давайте вспомним основные правила при работе с песком.

1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!

2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей

3. Нельзя вдыхать песок — можешь задохнуться!

4. После игры с песком — помой руки с мылом!

— Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим детям.

А сейчас давайте разомнём наши пальчики, чтобы они хорошо потрудились.

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

ОПЫТЫ:

Опыт №1 « Из чего состоит песок и откуда он берется? »

Материал: три тарелки с песком, 3 листа белой бумаги, 6 камней,3 лупы.

— Дети, как вы думаете, откуда берется песок?

 (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.

— Как мы можем это проверить. (Надо взять два камня и потереть их)

— Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)

— Дети, а как можно проверить из чего же состоит песок? (Взять лупу и рассмотреть его)

— Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)

- А как же узнать, какой он на ощупь?

— прикоснуться руками

— Какой же вывод можно сделать? (Песок теплый, холодный, рыхлый, сыпучий)

Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка»

Материал: стаканы с сухим песком 3 штуки, 3 тарелки, 3 лейки с водой, ложечки, весы, формочки для песка, киндер- игрушки.

— Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его и высыпать, то он будет сыпаться.

— Давайте проверим (дети берут сухой песок в стаканах и сыплют в тарелки)

— Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)

— Вылепить фигурки из сухого песка …( не получается)

— Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)

— Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).

— Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)

— Вылепить фигуры из мокрого песка.

— Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, а мокрый песок лепится )

— Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)

— Как мы можем проверить?  (Дети на весах проверяют в стаканах  сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)

— Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром — вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.

  - На каком песке видны следы от игрушек? (на мокром)

Опыт №3 « Подвижность песка. Песчаная буря. Барханы»

Материал: 3 бутылки с песком и с вставленными в горлышко (пробку) трубочками, вёдра с песком, тарелки.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? ( Когда поднимается ветер – это песчаная буря).Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Песок лёгкий, поэтому хорошо перемещается.

Опыт №4 « Растворяется ли в воде?»

Материал:3 ложки, 3 стакана с водой, 3 тарелки с песком, салфетки

- Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет?

- Возьмём стакан с водой и высыпем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?

- Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.

- Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился?

- Песок не растворился, но  изменил цвет воды.

- Так какой мы можем сделать вывод?

-  Песок не растворяется.

Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.

Опыт №5 « Пропускает ли песок воду?»

Материал: 3 воронки, 3 стакана с песком, 3 с водой, 3 пустых, 3 ложки, салфетки, вата.

-  А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду?

 - Проверим. Берём стаканчик с воронкой, закладываем ватой, насыпаем в воронку ложкой песок. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду. Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее.

-  Так какой мы можем сделать вывод?

-Вывод:  песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду.

 

 Физкультминутка: (провести  после опытов)

— Как вы думаете, какое животное живёт в пустыне? (верблюд)

— Вот на нашем пути появился верблюд. Поиграем вместе с верблюдом.

Верблюд детенышей на полянку

На зарядку вывел спозаранку.

Всем сказал: — стройтесь, смирно!

Сам сел и поднялся быстро.

Верблюжата повторяли:

Сели — встали, сели — встали

Детеныши делают упражнения:

Ногу влево, ногу вправо.

Наклонились, поднялись,

Затем хорошо потянулись.

Верблюжата отдохнули

И за столы все дружно вернулись.

   После проведения опытов, один исследователь из каждой команды рассказывает, какой опыт они делали и к каким выводам пришли.

Воспитатель: ребята, а сейчас я вам  предлагаю тоже отправить детям из Сахары посылку с нашими необычными подарками. А поможет нам в этом цветной сухой песочек, который мы с вами окрасили заранее на занятии в группе и упаковали в пакетики. Давайте этот цветной песочек и подарим нашим друзьям, чтобы они тоже могли нарисовать цветные песочные картины. Вы согласны? (да). А ещё мы им отправим карты- схемы для проведения опытов с песком, чтобы они тоже изучили свойства песка.

 (складываем всё  в посылку и потом я схожу на почту и отправлю её в Сахару)

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам понравилось сегодня изучать свойства песка? Что было трудно для вас, а что легко?

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, вас можно уже назвать настоящими исследователями, я хочу подарить  вам медальки «Юный исследователь».

Занятие закончено, прошу вас пройти в группу и помыть руки с мылом после работы с песком! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Пейте дети молоко"

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Социализация»  Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная, двигательная.Цель: обога...

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»

В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Лёд-вода»

В данном конспекте представлен материал посвященной изучению превращения льда в воду....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в группе младшего возраста №9 «Радость». Тема : «Свойства воды».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Золушка» г. Волгодонска   Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в групп...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Это удивительная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, об...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"

Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...