Главные вкладки

    конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Дурнева Наталья Михайловна

    в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    Старооскольского городского округа Белгородской области

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

    детский сад общеразвивающего вида №42 «Малинка»

    «Познавательное развитие»

    (развитие познавательно-исследовательской деятельности)

    Тема: «Свойства воды, льда и пара»

                                               

    Подготовила воспитатель группы:

            Дурнева Н.М.

           

    Старый Оскол 2015г.

    Программное содержание: формировать представление об агрегатных состояниях воды. Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

    Оборудование: тарелочки с льдом, салфетки, металлические пуговицы, матрешки, баночки с водой, белые листы бумаги, символы льда, воды и  пара, 2 мольберта.  

    Методические указания

    (Дети рассаживаются за столики.)

    Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поиграем в школу, когда вы все подрастете, то пойдете в школу. А в школе нужно вести себя совсем иначе, чем в детском саду: вы должны сидеть каждый за своим столом и не мешать друг другу, внимательно слушать. Что говорит учитель и выполнять все его указания. Сейчас вы будете учиться как настоящие школьники. (звенит в звонок)

    Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Посмотрите что лежит у вас на столах? Обратите внимание на символы и вспомните, что они обозначают? Я называю слово, а вы показываете картинку, к которой оно подходит. Лед. Вода. Пар.

    (Дети показывают соответствующие символы)

    Воспитатель: возьмите льдинки в руки, погрейте их.

    (Дети берут лед в руки.)

    Воспитатель: что можно сказать про лед? Какой он?

    Дети: он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает.

    Воспитатель: а когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?

    Воспитатель: почему лед тает?

    Дети: теплые руки.

    Воспитатель: бросьте лед в банку с водой. Что вы видите?

    Дети: он плавает

    Воспитатель: посмотрите на мой лед. Какого он цвета?

    Дети: он белый.

    Воспитатель: такой же белый, как эта бумага? (воспитатель показывает листок бумаги)

    Дети: нет, лед прозрачный.

    Воспитатель: давайте убедимся в том, что лед прозрачный. Вот две матрешки, одну я спрячу за кусок льда, а другую за лист бумаги. (воспитатель прячет)

    (Дети делают вывод, что лед прозрачный, а не белый.)

    Воспитатель: возьму я сейчас молоточек и постучу по льду. Какой он?

    Дети: твердый.

    (Воспитатель стучит сильнее – лед раскалывается.)

    Воспитатель: что произошло?

    Дети: лед разбился.

    Воспитатель: почему?

    Дети: он хрупкий.

    Воспитатель: а сейчас давайте заглянем в свои баночки. Куда делся лед?

    Дети: лед растаял, его совсем нет. Это же была замерзшая вода.

    Воспитатель: в моей баночке ручеек. Послушайте как он поет.

    (Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.)

    Воспитатель: что делает вода?

    Дети: переливается, журчит, льется, шумит, разговаривает.

    Воспитатель: какого цвета вода?

    Дети: прозрачная

    Воспитатель: как проверить?

    Дети: бросить туда что нибудь.

    Воспитатель: у меня есть пуговицы. Можно их бросить в банку?

    Дети: да

    (Воспитатель бросает пуговицы в банку с водой.)

    Воспитатель: что произошло?

    Дети: их хорошо видно. Вода прозрачная

    Воспитатель: вода чистая, прозрачная, а можно ли этой водой, например помыть голову?

    Дети: нет.

    Воспитатель: а почему?

    Дети: она холодная

    Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы вода была теплая?

    Дети: подогреть ее.

    (Воспитатель греет воду в чайнике)

    Воспитатель: что происходит с водой?

    Дети: она становиться теплой, горячей.

    Воспитатель: вот вода закипела. Что это из банки идет?

    Дети: пар.

    Воспитатель: правильно дети, идет пар.

    (Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды)

    Воспитатель: ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?

    Дети: вода в паре, вот она и собралась на стекле.

    Воспитатель: так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?

    Дети: да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.

    Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?

    Дети: паром, льдом, просто водой.

    Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру ( лед-вода-пар).

    Лед растает, и тогда

    Будет из него…. (вода). (Дети плавают)

    Если сильный- сильный  жар,

    Из водички будет…(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями. Произнося «ф-ф-ф»)

    Если пар вдруг охладиться,

    Превратиться пар в …(в водицу). (Дети плавают)

    Если холод вдруг придет,

    Из водицы будет лед…(лед) (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются)

    Воспитатель: молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. А теперь еще одно задание.

    (Воспитатель делит детей на подгруппы. Приглашает двоих детей к магнитному мольберту, дает задание выстроить цепочку «нагревание» и «охлаждение», остальные дети работают за столом)

    Воспитатель:  разложите картинки символы в ряд так, чтобы было все правильно. Подумайте, какая картинка должна идти за какой.

    (Дети выкладывают картинки)

    Воспитатель: кто расположил картинки так: пар-вода-лед? У вас происходит нагревание или охлаждение? (Ответы детей - охлаждение). А у кого картинки разложены так: лед-вода-пар? (Ответы детей - нагревание)

    (Воспитатель за правильные ответы награждает детей фишками)

    Воспитатель: и так ребята давай те с вами подведем итог нашего урока.

    -Чем вы занимались,

    -Что вам понравилось больше всего,

    -Что запомнили?

    На этом наш урок подходит к концу, объявляю перемену.(звенит в звонок)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

    Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карте. Тем...

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по "реке врем...

    Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

    Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

    Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»

    Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать  воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...