Главные вкладки

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карте. Тема по комплесно-тематическому планированию «Животные и растения нашей планеты». В ООД используются социо-игровые подходы к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ood3.docx21.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Африка».

    Цель (как предполагаемый результат): дети определяют рельеф и природные зоны Африки, работая с физической и контурной картами материка; описывают флору и фауну природных зон Африки, опираясь на иллюстрации этих зон; выставляют «метки», символизирующие представителей флоры и фауны Африки, работая с контурной картой материка.

    Образовательная среда: силуэт доктора Айболита с одной стороны чёрного цвета, с другой – цветной портрет героя, фотоаппарат, физическая карта мира и глобус, картинки для объединения в группы леса, пустыни и степи Африки ≈5×7см по количеству детей, иллюстрации растений и животных природных зон Африки: лесов, степей и пустынь (≈ ½ А4), раскрашенная контурная карта Африки, нарисованная на бумаге или мелом на доске, «метки», символизирующие растительный и животный мир природных зон Африки,− карточки ≈4×5см., маленькие магниты, 3 смайлика: 1)радостный и довольный, 2)задумчивый, 3)грустный и скучающий.

    Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

    Ход (руководство деятельностью)

    1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.

    Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг.  Воспитатель показывает детям силуэт человека, вырезанный из чёрного картона, но с явно заметными красными крестами на шапочке и сумке, которую человек держит в руках. Взрослый предлагает поиграть в социо-игру для рабочего настроя «Кто это? Куда? Когда? Зачем? (Предлагаемые обстоятельства)», т.е., фантазируя, попытаться ответить на вопросы, прозвучавшие в названии этой игры, отметив, что это силуэт героя одной из прочитанных сказок. Затем педагог переворачивает тёмный силуэт и показывает детям его обратную сторону – цветной портрет героя, предлагая ответить на те же вопросы и увидеть, кто же был ближе к истине. В итоге, выясняется, что дошкольники фантазировали над силуэтом доктора Айболита из сказки К. Чуковского «Айболит», который отправился в Африку, для того чтобы помочь заболевшим животным и птицам, обитающим на этом материке.

    Далее педагог сообщает, что дети из соседней средней группы недавно перечитали эту сказку и захотели узнать, где находится Африка и какая она. С этой просьбой они обратились к вам – будущим выпускникам детского сада. Воспитатель предлагает сфотографировать результаты сегодняшней работы и с комментариями –  ответами детей  отправить в соседнюю младшую группу.

    2. Практический этап (набор дел для реализации цели).

    ─Воспитатель спрашивает: «На чём или на ком Айболит, проживающий в нашей стране, добрался до Африки?» Ответы детей: «Вначале он бежал, затем скакал верхом на мохнатых волках, после этого плыл на ките через море. В самом конце на орлах перелетел через горы, добравшись в итоге до Африки».  Далее педагог предлагает подойти всем к физической карте мира и глобусу и, найдя расположение России и Африки, ответить на вопрос: «На чём же в действительности можно добраться из одной страны в другую?»

    ─Воспитатель предлагает рассмотреть физическую карту Африки, обращая внимание на её цветовую гамму. В итоге, ребята выясняют, что зелёным цветом обозначены, как всегда, леса; есть жёлтые и жёлто-коричневые участки с вкраплениями из чёрных точек – это пустыни (название даёт воспитатель);  а коричным цветом обозначены степи (название даёт воспитатель); кроме того тёмно-коричневые участки – это, как известно ребятам, горы. Кроме того, дети озвучивают и показывают, что в Африке есть реки, озёра, а вокруг неё ─ моря и океаны; и всё это обозначено на карте синим цветом. Педагог показывает воспитанникам о.Занзибар, пустыни Сахару и Калахари, реку Лимпопо, о которых пишет К. Чуковский в своей сказке, и говорит, что горы Фернандо-По не существует.  Каждую природную зону Африки: леса, пустыни и степи,− дети показывают на контуре материка, нарисованном мелом на доске рядом с картой.

    ─Физминутка «Самолёт, летящий в Африку»

    Руки в стороны – в полет (бегут по кругу, руки в стороны)

    Отправляем самолет.

    Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)

    Левое крыло вперед, (поворот через левое плечо)

    Полетел наш самолет. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

    Наивысший пилотаж

    Нам покажет экипаж.

    В поднебесье самолет (наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны                          руками)                                        

    Детям крылышком махнет.

    Отдохнуло наше тело,

    Что же, примемся за дело.

    ─Для того чтобы познакомиться с природными зонами Африки поближе педагог предлагает детям объединиться в 3 группы, выбрав понравившуюся картинку: леса, пустыни или степи Африки.

    ─Работая в группе, педагог предлагает дошкольникам рассмотреть иллюстрации, лежащие на столе (1 группе ─ растений и животных африканских лесов, 2 группе ─ растений и животных африканских степей, 3 группе ─ растений и животных африканских пустынь) и сделать вывод о том, какие животные и растения населяют ту или иную природную зону Африки и каковы её отличительные черты. Затем выбрать рассказчика или рассказчиков, которые в контуре материка на месте нужной природной зоны с помощью магнитов прикрепят «метки» растений и животных, населяющих её, и опишут эту часть материка. (Ответы детей, при необходимости дополненные воспитателем: «

    1. Африканские пустыни. Большая часть территории незаселенна, потому что люди не могут выжить в условиях постоянно высокой температуры, безводности и частых песчаных и пыльных бурь. В них кроме песка встречаются горы, каменистые плато. Также произрастают неприхотливые растения: акации, кустарники и полукустарники, которым для произрастания не требуется значительное количество осадков. У некоторых из них очень длинные корни, обеспечивающие их водой из подземных глубин; по краям озёр растут тростники и осока. Животный мир представлен пауками и жуками, около воды обитают носороги, слоны, зебры, антилопы. Кроме того, есть одногорбые верблюды, гиены, тушканчики, ящерицы, змеи. Эти животные могут подолгу не пить. Одни из них активны ночью, другие живут под землёй, третьи впадают в спячку в самый жаркий период. В пустынях живут и птицы, например, пустынные жаворонок и воробей.
    2. Африканские степи (саванна).  Ярко выражены сухой и дождливый сезоны. Растительность представлена кустарниками, деревьями: баобабами, пальмами,─  травами. В засушливый период она выглядит невзрачной, некоторые деревья сбрасывают листву. Как только начинаются дожди, природа зеленеет и преображается. Животный мир представлен жирафами, слонами, обезьянами, львами, гепардами. В саваннах обитает очень много насекомых, которыми питаются пернатые: страусы, птица носорог…  Здесь также много ящериц, крокодилов и змей. Небольшие животные саванны, которые не способны к долгим передвижениям в розысках пищи и воды, впадают на все лето в спячку.
    3. Африканские леса (джунгли). Растительность отличается большим многообразием. Растёт очень много деревьев: пальмовые, банановые, кофейные, лианы. Мало кустарников и трав. Животные лесов Африки представлены в основном видами, ведущими древесный образ жизни: обезьяны – гориллы и шимпанзе. Кроме того, водятся антилопы, окапи, родственные жирафу, леопарды. В реках и на их берегах живут крокодилы и карликовые бегемоты. Фауна птиц широко представлена попугаями, африканскими павлинами. Приспособились к жизни на деревьях и многие пресмыкающиеся – древесные зеленые змеи, наибольшую опасность из которых представляют для человека ядовитые древесные кобры. Древесные змеи способны хорошо передвигаться в кронах деревьев и густой листве, а маскирующая окраска делает их практически незаметными. Они представляют серьезную опасность для человека, поскольку яд от укуса может привести к смертельному исходу».)

    Слушатели из других групп могут возразить, если не согласны с ответом. Воспитатель фотографирует результат работы каждой группы.

    3. Результативный этап.

    Воспитатель показывает 3 смайлика: 1)радостного и довольного, 2)задумчивого, 3)грустного и скучающего. Просит детей определить их (смайликов) настроение и подумать о своём: «Кому было весело и интересно изучать Африку, подойдите к первому смайлику. У кого были трудности – ко второму. Если же вам было скучно, то – к третьему». После выполнения задания педагог просит желающих детей прокомментировать свой выбор: назвать самые интересные моменты или сформулировать трудности, или же объяснить, почему было неинтересно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

    Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

    Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

    Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по "реке врем...

    Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

    Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

    Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»

    Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать  воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...