Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по "реке времени". Тема по комплексно-тематическому планированию "День Победы". В ООД используются социо-игровые подходы к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood2.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дети войны».

Цель (как предполагаемый результат): воспитанники  перечисляют особенности жизни детей во время Великой Отечественной войны, расставляют по порядку на «реке времени» символы-«метки»: «дети старины», «дети войны» и «современные дети», аргументируя свою точку зрения.

Образовательная среда: презентация «Дети войны», наложенная на песню Т. Гвердцители «Дети войны», ПК, телевизор, большой магнит, «река времени» − голубые обои размером ≈ 50×160см., символы-«метки» − изображения ≈ ½ листа формата А4, картинки с 3 видами игрушек для объединения в группы, для каждой группы по 2-3 иллюстрации-«метки» к каждой «остановке»:  «дети старины», «дети войны» и «современные дети»,− изображения 7×10 см., маленькие магниты, фотоаппарат, атласная голубая лента ≈20см.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

Ход (руководство деятельностью)

1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.

Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг. Педагог проводит игру «Слушать за окном, за дверью» (игры для рабочего настроя из социо-игровых подходов к педагогике). По заданию воспитателя все сосредотачивают своё внимание на звуках и шорохах улицы. Далее всё услышанное участники по очереди перечисляют, добавляя, и объясняют. По этим рассказам для самих ребят выясняется, кто больше и подробнее услышал шумы и кто смог услышанное связать с картиной происшедших, но нами не виденных событий. После этого педагог сообщает, что вчера вечером ей позвонила воспитатель из детского дома с просьбой от ребят – дошкольников, у которых нет бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Они (дети из детского дома) хотят побольше узнать о детях, переживших Великую Отечественную войну, от дошкольников, которые ещё могут слушать «живые рассказы» от своих родных о тех годах. Воспитатель предлагает сфотографировать результаты сегодняшней работы и с комментариями –  ответами детей  отправить в детский дом.

2. Практический этап (набор дел для реализации цели).

─ Педагог предлагает воспитанникам посмотреть презентацию «Дети войны», наложенную на песню Т. Гвердцители «Дети войны».

─ Дидактическая игра «Магнит». Цель: развиваем умение, просматривая презентацию, слушая песню и опираясь на личный опыт, выделять особенности жизни детей во время Великой Отечественной войны.

Воспитанники, передавая в круге друг другу магнит, перечисляют особенности жизни детей во время Великой Отечественной войны, формулируя простое предложение. Воспитатель начинает: «Как магнит притягивает все металлические предметы, так и мы должны собрать воедино даже мельчайшие подробности из жизни детей в то время». (Ответы детей: «Дети во время войны в деревнях пахали на лошадях землю, сажали урожай и убирали его, работали на заводах, замещая взрослых. Одновременно с этим они учились в школе. Кроме того, эти дети умели разбирать и собирать оружие, участвовали в военных действиях на фронте и в тылу. Они голодали, замерзали от холода, видели страдания близких людей, но в то же время совершали подвиги, за которые получали награды. У них практически не было игрушек и времени для игр. А для того, чтобы остаться в живых и спасти своих близких, им приходилось всё время прислушиваться: нет ли рядом врагов, не летит ли мина».(Связь  с социо- игрой «Слушать за окном, за дверью», в которую играли дошкольники вначале.)

 ─ Физминутка «Как солдаты»

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?

─Рассматривание «реки времени» с первоначальными символами-«метками»: «дети старины», «дети войны» и «современные дети».  Демонстрируя заготовленное панно, педагог просит воспитанников выявить следы времени детей из трёх временных отрезков, т.е.перечислить их отличительные особенности. («Дети старины» ─ это крестьянские и дворянские дети примерно 19− начала 20 века, жизнь которых мы изучали в марте во время тематического периода «Народная культура и традиции». Дошкольники отмечают, что крестьянские мальчики одеты в рубахи на выпуск, а девочки − в сарафаны. Они либо босые, либо ходят в лаптях. Играют тряпичными куклами, деревянными и глиняными игрушками и  много работают, помогая по хозяйству. Дворянские девочки − в длинных пышных платьях, мальчики − в кружевных рубашках, некоторые в сюртуках военного образца. Они играют резными куклами и оловянными солдатиками, сражаются игрушечными шпагами тонкой работы. Кроме того, «дети старины» и «современные дети» живут в мирное время.)

─ Педагог предлагает попутешествовать по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?». Для этого воспитатель предлагает ребятам объединиться в 3 группы, выбрав картинку с понравившейся игрушкой. Педагог просит детей повторить правила работы в группе. (Ответы детей: «Работаем дружно. Слушаем друг друга. Помогаем друг другу. Распределяем работу между собой, если это необходимо. Начинаем работу после того, как прослушали задание. Выполнив его, все члены команды дружно поднимают руки вверх, демонстрируя окончание работы».)

 ─ Работая в группах, дошкольники распределяют иллюстрации-«метки» по 3 «остановкам»:  «дети старины», «дети войны» и «современные дети».  Затем, выбрав рассказчика или рассказчиков, каждая из 3 групп демонстрирует свой ответ: отвечающие прикрепляют иллюстрации-«метки» с помощью маленьких магнитов к «реке времени» на нужной «остановке» и аргументируют свой выбор. Слушатели из других групп могут возразить, если не согласны с ответом. Воспитатель фотографирует результат работы каждой группы.

Воспитатель спрашивает: «Чем же дети, жившие во время войны, отличаются от детей, живущих в до- и послевоенное мирное время?» В итоге, ребята приходят к выводу, что у детей во время Великой Отечественной войны, практически не было ни временной, ни материальной возможности играть. Они работали за взрослых и наравне с ними, учились и воевали одновременно. Им было очень трудно и страшно, но дети научились преодолевать непреодолимые трудности.

Педагог предлагает воспитанникам расспросить родителей, дедушек и бабушек о родственниках, которые детьми участвовали в Великой Отечественной войне и по их рассказам нарисовать портреты этих детей. А затем в группе устроить выставку, которая тоже войдёт в фотоотчёт для ребят из детского дома.

3. Результативный этап.

Далее ребята собираются в круг и, передавая друг другу кусочек голубой ленты – символ «реки времени», по желанию заканчивают предложение: «Я сегодня молодец, потому что…»