Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников". Тип исследования— опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами. Тема по комплексно-тематическому планированию "Земля - наш общий дом". В ООД используются социо-игровые подходы к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_1.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Свет и цвет».

Цель (как предполагаемый результат): дети узнают и сформулируют особенности восприятия света и цвета, проводя эксперименты.

Образовательная среда: колокольчик, распечатанное письмо, видеокамера или фотоаппарат, записывающий видео, полоски бумаги 3 цветов из спектра цветов радуги для объединения в группы, зеркала, мебель расставленная так, что для каждой группы, есть угол, за которым можно кого-то или что-то увидеть, песочные часы (2мин.), 3 цветовых круга (семь цветов спектра), сделанных на картонке 8×13см, в середине которых проведён ещё 1 круг диаметром 5 см, 3 подноса, на которых лежат  по 1 чёрному фломастеру, 1 булавке и 1 карандашу с резинкой на конце.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

Ход (руководство деятельностью)

1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.

Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг. Воспитатель сообщает им о том, что учёные из московского института прислали ребятам важное сообщение по электронной почте. Для ознакомления с ним необходимо успокоиться после самостоятельных игр, сосредоточить своё внимание, поэтому педагог проводит игру «Эхо» (игра для социо-игрового приобщения к делу). Он отбивает серию хлопков в определённом ритме (например, 2 длинных и 3 коротких), далее дети одновременно с воспитателем и друг другом прохлопывают услышанное. Играют 2-3 раза.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Сейчас мы изучаем такие природные явления, как свет и цвет. Нам очень нужна ваша помощь в данных исследованиях, поэтому посылаем задания, которые просим вас выполнить и записать всё на видеокамеру, а видеозапись отослать нам в Москву по электронной почте. Заранее благодарны за проделанную работу».

2. Практический этап (набор дел для реализации цели).

Педагог включает видеокамеру. Для выполнения заданий воспитатель предлагает ребятам объединиться в 3 группы, выбрав понравившийся цвет из спектра цветов радуги. Педагог просит детей повторить правила работы в группе. (Ответы детей: «Работаем дружно. Слушаем друг друга. Помогаем друг другу. Распределяем работу между собой, если это необходимо. Материалами для экспериментов пользуемся аккуратно. Начинаем работу после того, как прослушали задание».)

Воспитатель предлагает им поиграть в дидактическую игру «Разведчики». Цель: сформировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Педагог рассказывает историю, присланную учёными, о мальчике, который, играя в разведчиков, придумал, как с помощью зеркала увидеть то, что было за углом дома, не высовываясь из-за него. Предлагает детям показать, что придумал мальчик, акцентируя внимание на том, что мебель в группе расставлена так, что для каждой группы детей, есть угол, за которым можно кого-то или что-то увидеть. Предлагает представителям от групп взять зеркала. Напоминает, что время работы в группе ограничено песочными часами (2 мин.), поэтому нужно следить за временем: 4мин. = 2мин.+2мин. Дети работают в группах. Каждая группа, выбрав представителей, наглядно демонстрирует и объясняет свой ответ. (Наглядная демонстрация является доказательством правильности исследования.)

 ─ Физминутка «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель показывает  цветовые круги, присланные учёными, и предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Волшебный круг». Цель: сформировать понимание того, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.

Педагог предлагает во внутреннем круге цветового круга нарисовать любую картинку и закрасить её чёрным фломастером. Затем проткнуть середину круга булавкой, конец которой воткнуть в центр резинки на карандаше. После этого взрослый предлагает детям вращать рисунок с разной скоростью (быстро и медленно), не сводя глаз с круга. Дети должны описать свои наблюдения. Для эксперимента педагог предлагает подносы со всем необходимым. Напоминает, что время работы в группе ограничено песочными часами(2 мин.), поэтому нужно следить за временем: 4мин. = 2мин.+2мин. Дети работают в группах. Каждая группа, выбрав представителей, объясняет свой ответ. Возможно прослушивание ответа одной группы и дополнение его или корректировка другими. В результате ребята приходят к выводу, что при медленном вращении хорошо видны и цвета спектра, и черный цвет, а при быстром  ─ видны только цвета спектра, а чёрный рисунок превращается в точку. Значит, для его восприятия требуется больше времени.

3. Результативный этап.

Далее ребята собираются в круг и, передавая друг другу чёрный фломастер, по желанию заканчивают предложение: «Я сегодня смог…» После этого педагог отключает видеокамеру, обещает отправить видеозапись учёным по электронной почте и обязательно ознакомить воспитанников с их ответом.