Занятие по социально-коммуникативному развитию "История России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Раиса Владимировна

Занятие по формированию знаний у детей подготовительной группы по истории создания России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_istoriya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №4 «Радуга»

391110, Рязанская область, г.Рыбное, пер.Свободы, д.5

тел: 8(49137)51-2-34

Конспект занятия

по социально-коммуникативному развитию

Тема: «История России»

Группа: подготовительная

Разрабртала: Николаева Р. В., воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

г. Рыбное, 2020г.

Цель: формирование уважительного отношения к истории страны

Задачи:       

 1.Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси; о народах, населявших ее в прошлом.              

2. Способствовать становлению потребности в получении информации об истории страны.

3. Формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо, видеопроигрыватель; диктофон; настольно-печатная игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами); иллюстрации с изображением россиян (людей разных национальностей, проживающих в России), славян, князей, обряда крещения на Руси, князя Владимира Святого, церкви.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло вот такое видеописьмо «Здравствуйте, дети старшей группы, к вам обращается за помощью Алеша. Я учусь в первом классе. Мне очень нравятся уроки истории, на которых мы узнаем много нового о прошлом нашей страны, о том, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. По каждой теме, которую изучаем на уроке, мы составляем словарики новых слов. Для этого нам приходится читать энциклопедии или другие книги, в которых мы можем найти объяснение новых слов. Сейчас мне нужно в словарь записать значение новых слов по теме «История возникновения Руси». В библиотеке я не смог найти книги, с помощью которых я бы выполнил домашнее задание. И вдруг я вспомнил о вас, ребята! Я знаю, что в детском саду много рассказывали об истории возникновения Руси, у вас есть много книг, альбомов, игр. Я очень надеюсь на то, что вы мне поможете». Ребята, вы согласны помочь Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси»? (ответы детей).

Воспитатель:  Я очень рада, что вы такие отзывчивые. А как, мы можем ему помочь? (Ответы детей:   подобрать иллюстрации, нарисовать рисунки о России, записать наши рассказы, составить словарик новых слов).

Основная часть.

Воспитатель:  Давайте  вспомним  все, что вы знаете об истории России. Слова, которые относятся к этой теме, я запишу на листе бумаги. К каждому слову надо подобрать иллюстрации, а потом записать на диктофон ваши рассказы.

Ребята, какое первое слово мы предложим записать Алеше в словарик новых слов по этой теме?  (ответы детей: Россия, Русь).

Воспитатель:  Что означает слово «Русь»?  (ответы детей:  светлое место).

Воспитатель:  Правильно, ребята! Очень давно люди стали расселятся и добрались до тех мест, где сейчас находится Россия. Скажите,  люди  каких национальностей живут в нашей стране? (Дети отвечают).

Воспитатель:  В России кроме русского народа живет много других разных народов: татары, евреи, башкиры, буряты и др. У каждого есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России – россияне. Вот еще одно слово, которое мы запишем в словарик новых слов.

В давние времена на землях нынешней России, Украины и Белоруссии жил народ,  от которого мы произошли, - славяне. Это слово мы тоже запишем в словарик. Оно означает славный, достойный народ, гордый, красивый и храбрый.

Рассказывая, воспитатель показывает иллюстрации с изображением славян: мужчин и женщин.

Обратите внимание на внешность славян. Какие у них волосы? (светло-русые).

Воспитатель:  Какого цвета кожа? (светлая, белая). А глаза? (голубые, зеленые).

Воспитатель: О русских девушках говорили: «Глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка». А теперь давайте поиграем в игру, в ходе которой вспомним о том, какая одежда была у славян.

Игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами)

(Дети подбирают для бумажных кукол различные элементы костюма: головной убор, украшения, обувь в соответствии с полом куклы).

Воспитатель: Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Как назывался главный среди них? (Князь). Людьми в давние времена управляли князья, которых все слушались, и которым подчинялись. Какое новое слово мы запишем в словарик новых слов?  (слово «князь»).

Физкультминутка

Мы работали, устали. 
Дружно на ковёр все встали. 
Ручками похлопали - 1. 2. 3. 
Ножками потопали - 1. 2. 3. 
Сели, встали. 
Сели и друг друга не задели. 
Мы немножко отдохнём.
И,  рассказ  опять  начнём.

Воспитатель: Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии, старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других странах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как чужестранцы молятся своим богам. Понравилось ему, что в других странах есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. И приказал он всем креститься. С тех пор люди на Руси стали крещеными, а князя Владимира назвали Святым. Ребята, какие еще слова новые слова нужно записать в словарик?  (Слова «крещение», «князь Владимир Святой», «церковь»).

Воспитатель:  Назовите, пожалуйста, все слова, которые мы с вами записали в словарик новых слов по теме нашего занятия.

(Дети вспоминают новые слова по теме занятия. В случае затруднения воспитатель помогает, показывая иллюстрации).

Заключительная часть.  Дети, чем мы сегодня занимались?  Как вы думаете, мы с вами помогли Алеше в выполнении домашнего задания к уроку по истории? А как вам полученные знания могут пригодиться в жизни?

Воспитатель дает позитивную оценку деятельности детей на занятии.

Список используемых источников.

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

  1. Л.В.Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова   «Дорогою добра». Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию. М: ТЦ «СФЕРА» 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Государственные символы России"

Данный материал помогает дошкольникам запомнить флаг, герб и гимн России, а также познакомиться с достопримечательностями столицы нашей Родины города Москвы....

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Россия – моя Родина»

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Россия – моя Родина»

Актуальность данного  занятия обусловлена тем, что  проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Если мы не научим ребёнка любить свою стр...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).Способствовать развитию познавательного интереса детей к духовно-нравс...