Консультация для педагогов «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
консультация по окружающему миру

Смирнова Лариса Анатольевна

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, интереса, любознательности, стремления к открытиям, и наша задача педагогов, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_pedagogov_ekologiya.docx598.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Медвежонок»

Консультация для педагогов

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Подготовила:

воспитатель

Смирнова Л.А.

г.о. Химки, 2020 г.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, интереса, любознательности, стремления к открытиям, и наша задача педагогов, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Дидактические игры – являются одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

При этом необходимо соблюдать следующие требования: подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника; применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых; игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе; соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.

Игры с предметами (с игрушками, природным материалом); настольно-печатные игры; словесные игры.

Предметные игры: игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и др.)

Настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки» и другие.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих; «Кто летает, бегает, прыгает»; «В воде, воздухе, на земле»; «Нужно – не нужно»; и другие.

Подвижные экологические игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни («Наседка и цыплята», «Мыши и кот»); отражают явления живой и неживой природы («Солнышко и дождик»); проводимые на свежем воздухе, укрепляют иммунитет ребенка.

Экологические дидактические игры могут быть: об особенностях приспособления животных к среде обитания («Летает, бегает, прыгает» «Животные зимой и летом»), об экосистемах («У кого какой дом», «Кто где живет?»); о росте и развитии живых организмов («Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое - неживое»); о правилах поведения в природе («Как уберечь лес от пожара?», «Что нужно взять с собой в путешествие?», «Угощенье для лесных жителей»).

В экологических играх целесообразно: применять художественно оформленный наглядный материал (картины, природный материал, игрушки); придумывать интересные игровые сюжеты; привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр; прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.

 Таким образом, можно сказать, что экологические дидактические игры представляет собой многогранное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста для развития экологического сознания, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы. В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ним, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

В группе есть экологический центр, где проводятся игры с природным материалом. Ценность в том, что они максимально приближены к природе. Здесь проводятся такие игры как: «Назови части растения», «Найди то, что я опишу». Они систематизируют знания о свойствах объектов природы, способствуют развитию мелкой моторики.

Пособие «Времена года» позволяет провести такие дидактические игры как «Что за чем», «Назови время года». В перспективе «7 братьев», «12 месяцев». В результате дети запоминают времена года, их последовательность, месяцы. Учатся определять погоду на улице, правильно одеваться по погоде.

Есть у нас игра «Как мы бережем свою природу?», дети очень любят в неё играть. Детям предлагаются картинки птиц, зверей, солнца, затем убирается одна любая картинка из них и детям предлагается пофантазировать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

                                         

Очень нравится ребятам играть в словесные дидактические игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное-несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет», «Скажи из чего сделано», «Звериное пианино». В игре «Рассказы о животных» развивается логическое мышление детей. Дети самостоятельно составляют логические цепочки о питании, среде обитания детенышей диких животных.

Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери» бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица», в ответ он должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить обратно мяч или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода» я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода».  

Особый интерес у детей вызывают игры: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник», «Съедобное-несъедобное», «Что было, что будет.», «Скажи из чего сделано».

                                                         

Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта. И тем самым увлечь и заинтересовать детей. С этой целью использую макеты.

Важную роль в своей работе я отвожу дидактическим играм с предметами и картинками: «Найди животных», «Кто где живет?», «Найди, что опишу», «В саду и в огороде». В этих играх я использую игрушки животных, муляжи овощей и фруктов.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развиваю я ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется, и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «И поедем и пойдём, полетим и поплывём».

Все мы знакомы с тем, что у детей вызывают живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и действия с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я и провожу такие игры как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Цветное и прозрачное стекло», «Как увидеть воздух». Через такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности.

В нашей группе также есть дидактические игры по экологическому развитию - это лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Подбери картинку», «Деревья», «Ягоды».

В домино («Овощи – фрукты», «Парные картинки») принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки особой техники соединения разделены на несколько частей и имеют различное содержание, например, изображения животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки, игры «Времена года», «Овощи, фрукты, ягоды», «Птицы», «Домашние и дикие животные». Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение  окружающего мира, помогают им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Таким образом, развитие интереса и любознательности к природе у дошкольников на примере дидактических игр экологической направленности  является неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей. Дети учатся сравнивать, наблюдать, логически мыслить, значительно увеличивается качество и количество представлений о флоре и фауне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»...