Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру

Сердюкова Алла Викторовна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новоалександровский детский сад»

Мастер-класс

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Подготовила: Сердюкова А.В.,

воспитатель

2022

Цель: Обогащение опыта воспитателей по экспериментированию. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, предметами

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

               Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

- На эти вопросы педагоги постоянно ищут ответы. Изучают новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

           Одним из таких методов является детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

- формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений. По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Такой эксперимент развивает у детей любознательность и удивление, а удивление- это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

1 эксперимент: «Сухой из воды». Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды». Что означает «выйти сухим из воды»? Будем определять, занимает ли воздух место? Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.

- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Возможно ли это, давайте выясним. Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая. А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости. Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане). А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? Давайте попробуем. И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

2 эксперимент: «Волшебный клей». Как приклеить картонку к стакану, не используя никакого клеящего вещества? Налить в стакан воды, закрыть плотно картонкой и аккуратно перевернуть стакан вверх дном. Картонка приклеилась. Если провести рукой под картонкой, она упадет, и вода выльется. Выводы: Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку, прикрывающую стакан с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

3 эксперимент: «Мандарин». Утонет или нет мандарин? Мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул!  Почему? Вывод: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

А теперь в воду добавим 3 столовых ложки соли и перемешаем. Опустим очищенный мандарин. Он не тонет Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

4 эксперимент: «Радуга в стакане». Проведем эксперимент…Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий - 3, в четвертый - 4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой - во второй, зеленую в третий, а синюю краску - в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

В заключении хочу сказать – экспериментируйте с детьми, ведь в результате систематической организации этой деятельности у детей формируется:

умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность управлять своим поведением, любознательность самостоятельность активность.

         Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, значит мой мастер – класс прошел не зря.

         Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"

Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...

Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности в ДОУ"

Организация проектной деятельности в ДОУ....

Конспект мастер-класс "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"

Воспитатель детского сада №14, Ерина Наталья Геннадьевна, показала мастер- клас для педагогов....

Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности"

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельно...

Мастер - класс «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действ...

Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окруж...