Познавательно - исследовательский проект «Для чего нужна вода растениям?» в первой младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дорофеева Ирина Николаевна

Актуальность проекта

Вода – это необходимое условие жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Вода и растения самые близкие друзья. Вода поит растения, а растения придают миру неповторимую красоту. Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними. Мы задумались, для чего нужна вода растениям? Как правильно ухаживать за растениями?

Цель проекта

- Познакомить детей со свойствами воды.

- Узнать роль воды в жизни растений.

- Сформировать у детей экологические представления по выращиванию злаковых растений (овес) в комнатных условиях.

Задачи проекта

- Определить потребность растений в воде

- Создать условия для выявления свойств и качеств воды

- Формировать представление о выращивании растений из семян.

- Учить детей ухаживать за овсом в комнатных условиях.

- Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений.

- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.

- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать

                                     

Ожидаемые результаты

- Дети узнают основные  свойства воды.

- Будет понятна роль воды в жизни растений.

- У детей сформируются экологические представления по выращиванию злаковых растений (овес) в комнатных условиях.

• У воспитанников проявится ярко выраженный интерес к живой природе.

• Дети поймут необходимость бережного и заботливого отношения к природе

Методы и приемы реализации проекта

Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:

  •  Рассказ воспитателя.
  •  Беседы, рассматривание иллюстраций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Чтение художественной литературы.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

  • Художественная литература, энциклопедии.
  • Методическая литература.
  • Дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для чего нужна вода растениям63.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением

отдельных предметов»  п. Добринка Липецкой области

         

Познавательно - исследовательский проект

«Для чего нужна вода растениям?»

Автор работы: Токмакова А.М.

воспитанница ГДО МБОУ СОШ №2 п.Добринка

 Руководитель работы: Дорофеева И.Н.

                                                                     воспитатель высшей

                                                                     квалификационной категории

                                                                     ГДО МБОУ СОШ №2 п.Добринка

п.Добринка

2023 год

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………...2
  2. Ход реализации проекта…………………………………………………………….5
  3. Заключение…………………………………………………………………………..7
  4. Список используемой литературы…………………………………………………8
  5. Приложения к проекту………………………………………………………………9

Введение

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: с 01 февраля  по 20 февраля2023года

База проектной деятельности: ГДО МБОУ СОШ №2 п.Добринка  Липецкая область

Актуальность проекта

Вода – это необходимое условие жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Вода и растения самые близкие друзья. Вода поит растения, а растения придают миру неповторимую красоту. Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними. Мы задумались, для чего нужна вода растениям? Как правильно ухаживать за растениями?

Цель проекта

- Познакомить детей со свойствами воды.

- Узнать роль воды в жизни растений.

- Сформировать у детей экологические представления по выращиванию злаковых растений (овес) в комнатных условиях.

Задачи проекта

- Определить потребность растений в воде

- Создать условия для выявления свойств и качеств воды

- Формировать представление о выращивании растений из семян.

- Учить детей ухаживать за овсом в комнатных условиях.

- Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений.

- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.

- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать

                                     

Ожидаемые результаты

- Дети узнают основные  свойства воды.

- Будет понятна роль воды в жизни растений.

- У детей сформируются экологические представления по выращиванию злаковых растений (овес) в комнатных условиях.

• У воспитанников проявится ярко выраженный интерес к живой природе.

• Дети поймут необходимость бережного и заботливого отношения к природе

Методы и приемы реализации проекта

Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:

  •  Рассказ воспитателя.
  •  Беседы, рассматривание иллюстраций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Чтение художественной литературы.

Материально-техническое обеспечение проекта

  • Художественная литература, энциклопедии.
  • Методическая литература.
  • Дидактические игры.
  • Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
  • Иллюстрированный материал.
  • «Уголок природы» в группе
  • Интернет-ресурсы.
  • Атрибуты для сюжетных игр.
  • НОД детей и педагога.
  • Материалы и пособия для продуктивной деятельности.

Ход реализации проекта

Подготовительный этап

Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материал.

Содержание работы подготовительного этапа:

  • тематические беседы с детьми;
  • рекомендации родителям;
  • наблюдения;
  • подбор литературы для детей;
  • подбор наглядно-демонстрационного материала;
  • разработка НОД;
  • подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
  • определение тематики проблемных вопросов;
  • подбор оборудования.

Основной этап

Цель: обогащение и расширение знаний о воде, правилах ухода за растениями, проращивание растения из семени.

Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.

Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными  исследователями окружающего мира  вместе с педагогами и родителями.

Содержание работы основного этапа:

  1.  НОД «Вода и ее свойства». [2]
  2. НОД «Как растения пьют воду». [3]
  3. Игра-драматизация сказки Репка через трудовые действия. Посадка семян овса. [4]
  4. Трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями. [8]
  5. Наблюдение за ростом овса в 1 плошке.[6]
  6. НОД «Волшебница-вода для нашего овса». [5]
  7. Беседа про овес. День овсяной каши.[7]

Работа с родителями. [1]

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Заключение

Завершающий этап включает в себя подведение итогов

Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях, важности воды в росте и жизни растений.

  Содержание работы  заключительного этапа:

  • Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
  • Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
  • Обмен впечатлениями по работе над проектом.
  • Оформление опыта работ по проекту в методический кабинет.

                                        Результаты проекта

- Дети узнали основные  свойства воды.

-  Стала понятна роль воды в жизни растений.

- У детей сформировались экологические представления по выращиванию злаковых растений (овес) в комнатных условиях.

- У воспитанников проявился ярко выраженный интерес к живой природе.

- Дети поняли необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

- Некоторые воспитанники дома вырастили овес у себя на подоконнике.

Дальнейшие перспективы исследования: определить опытным путем важность остальных факторов при росте и развитии растений.

                           

Список используемой литературы

Интернет-ресурсы:

  1. https://stranatalantov.com/publications/27675/
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/д/04/12/konspekt-nod-v-1-mladshey-gruppe-o-vode
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/02/15/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-mirom-prirody
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/04/04/konspekt-zanyatiya-po-trudu-v-1-mladshey-gruppe-igra
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/nod-po-teme-volshebnica-voda-dlja-nashego-cvetka-reshenie-problemnoi-situaci-v-mladshei-grupe.html
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-poznavatelno-isledovatelskii-nablyudenie-i-isledovanie-zernovoi-kultury-ovsa.html
  7.  https://kladraz.ru/metodika/beseda-dlja-detei-zlaki-oni-kakie.html
  8. https://infourok.ru/konspekt-trudovoy-deyatelnosti-po-uhodu-za-komnatnimi-rasteniyami-v-sredney-gruppe-detey-3572405.html

                                 

Приложения к проекту

  1. НОД «Вода и ее свойства»
  2. НОД «Как растения пьют воду»
  3. Игра-драматизация сказки Репка через трудовые действия. Посадка семян овса.
  4. Трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями.
  5. Наблюдение за ростом овса в 1 плошке.
  6. НОД «Волшебница-вода для нашего цветка»
  7. Беседа про овес. День овсяной каши.
  8. Консультация для родителей.
  9. Фотоотчет.

Конспект занятия: «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

Цели: формировать у детей представления о воде и ее свойствах.

Задачи:

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: игрушка-дельфин, стаканы с водой, тарелка, сахар, камешки различного цвета и формы, щепки, сюжетные картинки, гуашь, кисточки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Дети проходят на стульчики.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дельфинчик. Ребята, я заблудился.

-Я жил там, где много воды. А где была вода, всем было хорошо. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса. Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода.

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас.

-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап).

- У нас дома откуда мы берем воду? (из крана).

-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).

-Какой водой лучше мыть руки? (теплой).

2. Основная часть. Опыты с водой.

Опыт: «Форма воды»

(Налить немного воды на плоскую тарелку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в стакан, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия). Это тоже свойство воды – она не имеет формы.

-Дельфинчик принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).

-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые).

Опыт: «Тонет или плывет»

-Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)

-Дельфинчик  принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие? (Щепки легкие).

-А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)

-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает).

-Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.

Физкультминутка «Рыбки»

Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать

( медленно сближают ладони).

Рыбка спинку изогнула

( сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла

( делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

( снова " плывут" ).

Опыт: «Окрашивание воды»

Воспитатель: А ещё чистую, прозрачную водичку можно покрасить в разные цвета (берём кисточку с краской на ворсе и окунаем её в стаканчик с водой, размешиваем).

Посмотрите, что стало с водичкой? (окрасилась, стала цветной) А вы хотите раскрасить свою водичку в стакане? (дети берут каждый по стакану с водой и кисточке, размешивают краску)

Аня, у тебя водичка стала какого цвета? – Зелёная. Максим, а у тебя водичка стала какого цвета? – Красная. Денис, у тебя водичка стала какого цвета? – Жёлтая…

Вот какая вода волшебница, она может менять цвет, посмотрите какая она  стала красивая!

Опыт: «Цвет воды»

- А сейчас в стакан с окрашенной водой опустим камешек и в стакан с чистой водой его положим. Где видно камешек? (В стакане с чистой водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно). Это еще одно свойство воды – вода прозрачная.

Опыт: «Вкус воды»

У нас на тарелке есть сахар. Попробуйте его. Какой он на вкус? –Сладкий. А теперь попробуйте воду. Она какая на вкус? – Вода вкуса не имеет.

Опыт: «Запах воды»

Перед нами стакан с чистой водой и флакон с духами. Давайте понюхаем духи. Они пахнут? – Да!

А теперь понюхаем чистую воду. Она пахнет? – Нет. Вода не имеет запаха.

.

4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода»

- Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.

- Рыбки плавают в озере.

- Дети поливают цветы.

- Из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом.

- Бабушка моет посуду.

- Мама в ванночке купает малыша.

5. Рефлексия.

- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода. Спасибо тебе, Дельфинчик,  за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.

«Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

-Дельфинчик  принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.

Конспект занятия: «Как растения пьют воду»

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

•        Познакомить детей со значением воды для роста растений.

•        Формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира.

•        Учить детей называть природное явление – дождь.

•        Развивать у детей интерес к живой природе, к совместному со взрослым познанию окружающего мира.

•        Развивать любознательность.

•        Воспитывать любовь к природе, желание познавать окружающий мир.

Материалы и оборудование: салфетки на каждого ребенка, стаканчики с окрашенной водой, полоски бумаги,  цветы, вырезанные из бумаги, контейнер с водой, комнатные растения.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчик. Он мне рассказал, что у него дома не растут такие красивые цветы, как у нас в группе. И он просит научить его выращивать красивые цветы. Давайте в этом разберемся. В чем тут дело?

Основная часть:

А для этого подойдем к нашему уголку природы. Посмотрите, какие красивые цветы у нас! Как вы думаете, что надо сделать, чтобы растения и цветы росли здоровыми? (Ответы детей).

Правильно, все наши цветы растут в земле, им нужен свет и тепло, а землю мы поливаем водой, чтобы цветы не завяли.

Ребята, так что будет, если растения не получат воду? (Ответы детей).

Вместе с детьми сделать вывод: вода для растений «живая», она помогает им расти. Без воды растения засохнут.

А Зайчик поливал свои цветы? (Обращаемся к Зайчику). Я думаю, что он забывал поливать свои цветы, поэтому они у него и не росли.

Физкультминутка.

А сейчас, ребята, давайте представим себе, что мы цветы.

Спал цветок и вдруг проснулся, (ладони сложить бутоном)

Больше спать не захотел. (ладони раскрыть)

Встрепенулся, потянулся, (руки перекрестить и шевелить пальчиками)

Взвился вверх и полетел. (руки поднять вверх и опустить)

Солнце утром лишь проснется (руки вверх и побежали)

Бабочка кружит и вьется…

Ребята, но растения растут не только у нас в группе, но и на улице. Мы свои поливаем из лейки. А на улице, кто поливает цветы, деревья? (Ответы детей).

Правильно, дождик.

Хотите узнать, откуда появляется дождик?

Проходим к столам. Смотрите, тарелочка с водой – это море. Оно состоит из множества капелек воды. Ветерок на море очень любит играть с капельками воды. Он дует на них.

Дыхательное упражнение: делаем глубокий вдох через нос и выдох через рот. Губы сворачиваем в трубочку. Вот так. (Дуем на тарелочку с водой, как бы образуя волны).

Ветерок так сильно дует, что некоторые капельки долетают до тучки, которая проплывает по небу. (Держать над тарелочкой с водой синюю губку).

И остаются там. И вот когда много капелек соберется в тучке, она становится большой, тяжелой, темной и может начать «плакать». Начинается дождик.

(Губкой впитать воду из тарелочки с водой и отжать ее обратно, проговаривая «кап-кап»).

Действия сопровождать словами стихотворения:

Дождик песенку поет: кап-кап…

Только кто ее поймет: кап-кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва, и зеленая трава…

Всех напоит водичкой дождик. А как деревья и растения пьют воду?

Правильно, через корни. Давайте с вами посмотрим, как растения корнями пьют воду.

  Дети проходят к столам, где стоят стаканы с цветной водой и полоски бумаги (корни). Дети опускают кончик полоски в цветную воду и на примере этого видят как растения корнями пьют воду.

Пьют ли воду цветы из бумаги?

Если учесть, что бумага сделана из дерева, а дерево, это растение, можно предположить, что бумажные цветы тоже обладают сосущей силой. Проведем опыт. Я сделала несколько бумажных цветков и загнула им лепестки, как будто цветок в бутоне. Давайте опустим все цветы в воду.

Смотрите, что происходит с цветами?

Удивительно, что цветы начали впитывать воду и медленно раскрываться.

  Почему так происходит? Вода проникает через поры бумаги. Заполнив дно бумажного цветка, вода поднимается, давит на сгибы и заставляет лепестки открыться.

Вывод: бумага сделана из дерева, дерево-это растение, бумажные цветы могут "пить" воду, за счет этого они ведут себя, как живые, раскрывают бутоны, напитавшись водой.

Делаем вывод: вода для растений «живая». Она помогает им расти, цвести, зеленеть. Без воды растения засохнут.

Конспект занятия  «Игра-драматизация сказки Репка через трудовые действия. Посадка семян»

Цель: Поддерживать желание помогать взрослым.

Задачи:

•        Поощрять детей к совместным со взрослым  действиям по  посеву растений и поливу семян.

•        Формировать у детей трудовые  умения и навыки – сделать лунку, поместить семечко, присыпать землей и полить водой.

•        Учить инсценировать сказку;

•        Формировать знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло);

Атрибуты: Маски-шапочки героев: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, мурка и мышка. Плошки с землей 2шт, лейка с водой. Музыкальная фонограмма.

         

Воспитатель с детьми встают в круг. Игра «Приветствие»

 

Воспитатель (вместе с детьми):

«Это глазки. Вот и вот!

Это ушки. Вот и вот! Это нос, а это рот.

Там спинка, тут живот! Это ручки. Хлоп, хлоп!

Это ножки. Топ, топ! Ой, устали! Вытрем лоб!

Закрывайте быстро глазки,

Чтобы очутиться в сказке.

Круглый бок, желтый бок  Сидит в грядке колобок.

Врос он в землю крепко. Что же это? (репка).  

Воспитатель. Посадил Дед репку – дети имитируют посев семян., Вот мы репку посадили

И водой ее полили. ( имитация движения) выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть из земли.

Дети: Тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.

 

Дед: Бабка, помоги!

Воспитатель.  Ребята, помогите деду! Позовите бабку.

Дети: Бабка, помоги! (Дети зовут бабку) Прибежала бабка.  

Воспитатель вместе с детьми говорит: «Бабка за Дедку, Дедка за Репку, тянут, потянут вытянуть не могут.

   Бабка: Внучка, помоги!

Прибежала внучка.

Воспитатель. Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку,

Дети вместе с воспитателем: Тянут, потянут, вытянуть не могут.

Воспитатель. Стала внучка собачку Жучку звать на помощь.

Внучка: Жучка, помоги !

Жучка: Гав-гав-гав!

Тянут, потянут, вытянуть не могут.

Жучка: Мурка, помоги!

  Воспитатель.  Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку. Тянут, потянут, вытянуть не могут.

В. Да, стала Кошка Мышку звать.

Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут потянут и…Вытянули репку!!! (хлопают, радуются)

        

Воспитатель.  Ребята, а ведь репка очень вкусная  и полезная. В ней много витаминов.  А давайте, ребята, поможем  дедушке и бабушки еще посадить овес.

Рассматривание картинок «Что  нужно для посева»

Художественное слово:

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим:

лейкой все польем...

И немного подождем,

Всё у нас здесь подрастет

И появится росток!

Дети рассматривают «грядку», семена. Берут палочку и делают лунку. В лунку кладут семена. Засыпают лунку землей. Берут лейку и поливают «грядку».

Художественное слово: сеем, сеем, засыпаем. И водою поливаем! Дети  вместе с воспитателем сажают  семена.

Все встают в круг.

Мы сначала будем хлопать , а  затем  мы будем топать!

А потом мы повернемся  и  друг другу улыбнемся!

Вы, ребята, молодцы сегодня, вы хорошо потрудились, старались. Что мы делали сегодня? Что посадили? (ответы детей) Молодцы, ребята, теперь, мы будем наблюдать за своими посадками, ухаживать за ними.

(Одну плошку оставляем в уголке природы, вторую убираем в спальню)

Конспект трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями

Задачи:

1.Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (тепло, влага, солнечный свет).

2.Развивать умения выделять части растения (лист, цветок, стебель).

3.Воспитывать желание ухаживать за растениями.

4. Помочь детям правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Ход трудовой деятельности.

В уголке природы на столе стоят комнатные растения: фикус, бальзамин, фиалка. Воспитатель приготовил инструменты для ухода за растениями, тряпочку для протирания пыли с листьев, таз с водой.

Воспитатель (загадывает загадку).

Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленеют, круглый год цветут.

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Это комнатные растения.

Воспитатель: Правильно, о комнатных растениях мы сегодня будем с вами говорить. Посмотрите на картинку и скажите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом (показ картинки с изображением солнца, лейки, опрыскивателя, тряпочки).

Дети: Растениям нужно солнце, их нужно опрыскивать, поливать, протирать пыль с листьев.

Воспитатель: Правильно, ребята, если не поливать растения, то они погибнут. А зачем нужно протирать пыль с листьев?

Дети: Чтобы растения хорошо дышали.

Воспитатель: Да, правильно, давайте проведём опыт: закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно её протирать. А где же листочки, покажите (дети показывают). А это что у растения? (показывает на цветок)

Дети: Это цветок.

Воспитатель: А эта часть у растения как называется?(показывает на стебель)

Дети: Это стебель.

Воспитатель: Все части растения назвали, пора приступать к уходу за нашими растениями. Начнём с рыхления земли . Зачем нужно рыхлить землю у растений?

Дети: Чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням.

Воспитатель: Даша, возьми нужный инструмент для рыхления и начни рыхлить землю. Как нужно рыхлить, сильно?

Дети: Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение.

Воспитатель: Молодец, Даша, очень хорошо порыхлила. А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно поливать?

Дети: Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно.

Воспитатель: Правильно, иди, Матвей, потрогай землю, какое растение нужно поливать?(выбирает нужное растение). Правильно, я помогу тебе подержать леечку. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение. Вы ещё говорили, что нужно протирать пыль с листьев. У растения, за которым мы сегодня ухаживали, большие и толстые листья, их очень удобно протирать. Как называется это растение?

Дети: Фикус.

Воспитатель: Я начну протирать, а вы продолжите (воспитатель не правильно протирает пыль). Правильно я протираю пыль?

Дети: Нет, нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Иди, Саша, покажи, как нужно протирать пыль. Аня, протри следующий листок. Есть ещё листок, Денис может протереть его. Ребята, а есть растения, у которых листья очень тонкие, их нельзя протирать тряпочкой, их нужно опрыскивать. У нас есть растение с такими тонкими листьями. Нужно взять опрыскиватель, направить его на листья и надавливать на рычаг. Я буду помогать вам. Возьми опрыскиватель, Юля, у тебя получится опрыскать. Молодцы, ребята, вы так хорошо работали, но я вижу ещё один предмет, зачем нам кисточка? Не знаете? У нас есть растения, на листьях которых есть ворсинки. Это растение называется фиалка. Потрогайте листочки аккуратно. Такие листья не протрёшь от пыли тряпочкой, нужно кисточкой смахнуть пыль. Попробуйте (дети по очереди смахивают пыль с растения). Какие вы молодцы, ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Поливали растения, опрыскивали, рыхлили.

Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны. Теперь нужно снять фартуки, помыть руки, а я помою все инструменты.

Наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен овса.

Цель: наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен овса.

Задачи: показать развитие данной культуры (овса) на разных этапах.

Материалы и оборудование: увеличительная лупа, линейка

Проращивание зерна – очень увлекательный процесс. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Ребенок по своей натуре маленький исследователь. Ему нравится открывать для себя все новые явления живой и неживой природы, постигать природные явления. На любой интересующий его вопрос, он требует исчерпывающий ответ и конечно ему не нравится сухое словесное объяснение, он хочет понять, как это происходить в действительности, на практике.

Дети при помощи лупы и линейки ведут наблюдения за ростом и развитием посаженного овса. Сравнивают  овес в 2х плошках. В первой плошке проводится полив регулярно, а во второй нет. Таким образом, дети наглядно видят, как вода влияет на рост и развитие растений.. Когда овес взойдет, плошку, где полив был нерегулярным убираем в другую комнату и не поливаем его совсем.

НОД «Волшебница-вода для нашего овса» и решение проблемной ситуации.

Цель: опытным путем увидеть, что вода необходима для роста и развития растений.

Задачи:

• Формировать у детей представление о том, что комнатные растения нуждаются в воде и могут погибнуть, если их вовремя не полить.

• Развивать способность искать варианты решения проблемной ситуации, выбирать правильные.

• Развивать речевую активность, смелость высказываний, умение сопереживать, желание совершать добрые поступки.

Материал: плошка с овсом в спальне на окне-его заранее не поливать, чтобы подсохла почва в горшочке и повяли листья; , лейка , магниты для закрепления картинок на доску.

Предварительная работа: беседы о воде, наблюдения и эксперименты с водой, чтение художественной литературы и потешек о воде, отгадывание загадок, творческая деятельность совместно с родителями, ролевые и подвижные игры.

Содержание НОД:

1. Мотивация: В спальне на столе поставить плошку с овсом, который без полива завял. - Голос из спальни: «Погибаю! Засыхаю! Пожалейте меня! Спасите меня!»

- Слышите? Мне кажется, кто- то просит о помощи!

Дети вместе с воспитателем идут в спальню искать того, кто просил о помощи. Находят плошку с овсом, у которого высохла почва и повяли листья. Вот где у нас вторая наша плошка с овсом!

- Что случилось с нашим овсом?

-Почему у него такие вялые листочки? И не такие высокие, как в первой плошке?

- Можно ему помочь? Как?

- Сейчас каждый день на улице идут дожди. Может, у нас в группе тоже дождик пройдет и польет растение? Почему дождик не может полить наш цветок и спасти его от засухи?

- А мы можем? Как это сделать?

- Чем поливают растения? Как это сделать правильно?

2. Основная часть.

Психологическая минутка «Мы любим тебя, мы спасем тебя!»

- Дети, стоя вокруг растения, протягивают над ним ладошки и произносят слова «Мы любим тебя, мы спасем тебя!»

• Дидактическая игра «Хорошо- плохо»:

- Какая вода живет у нас в кранах? Да, и горячая, и холодная вода. - От горячей воды растениям хорошо? А почему может быть плохо? -Как будет чувствовать себя цветочек от холодной воды? Почему? - Какой водой лучше полить растение?

Вывод: правильно поливать растения прохладной или немного теплой водой. Тогда они будут чувствовать себя хорошо.

- Вы помните, о чем цветок просил нас? Что сейчас нужно сделать? Наливаем воду в лейки, будем спасать растение от засухи!

• Практическая работа по поливу цветка:- В приготовленные лейки дети наливают воду и поливают растение. Беседа во время действий:

- Что делает вода с цветочком? (она поит цветок) Вы помните, о чем просил нас цветочек?

Вода - волшебница, она оживит наш цветочек. - А листочки сразу поднимутся или нет? Да, нужно подождать немного.

• Составляем памятку по уходу за растениями в группе, пока ожидаем результаты полива. Раздать детям картинки для рассматривания.

- Обсуждаем каждый пункт. Дети по очереди магнитами прикрепляют картинки на доску и говорят, что нужно растениям для жизни:

Вода (выставляется картинка - «лейка с водой»;

Солнечный свет и тепло – «солнышко»;

земля – «земля в ладошках с ростком»;

воздух – «облачко»;

ДОБАВЛЯЕМ картинку «сердечко»: без ухода и любви растения не будут нас радовать своей красотой.

3. Рефлексия:

Проверка состояния цветка после полива.

- Что- то изменилось? Почему листочки стали упругими и начали подниматься? Да, цветочек напился водицы и стал оживать! Общий вывод: О чем нас просил цветочек? Мы выполнили его просьбу? Больше никогда не будем забывать поливать растения в группе! Теперь и в этой плошке овес вырастет, как и в первой.

- Вам приятно было совершать доброе дело?

После этого растение уносится на свое постоянное место на окне в группе рядом с первой плошкой.

Беседа про овес. День овсяной каши

В старину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не только помогали крестьянам в хозяйстве, но и служили важнейшим транспортным средством в те далекие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолетов, ни пароходов еще не было.

Кто что любит

Любит сметану и маслице кот,

Овощи свинка в кормушке найдет,

Мясо и косточки любит наш пес,

Любит лошадка душистый овес!

- Давайте с вами вспомним: какие блюда готовят из зерен овса и овсяной муки?

Варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки. Геркулесовая каша очень полезная, сытная и легко усваивается организмом. Если будете есть ее утром на завтрак, непременно вырастете сильными и здоровыми.

Ответьте на вопросы

-Как выглядит колосок овса?

- Как выглядит овсяное зернышко?

- Какие блюда готовят из зерен овса?

- Кого из животных кормят овсом?

Отгадайте загадку

Тот, кто кашу эту ест,

Вырастает силачом.

Все болезни нипочем,

Если любишь ... (геркулес).

Сегодня у нас на завтрак овсяная каша! Садитесь за стол, приятного аппетита!

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной

полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь,

потому что это самое увлекательное занятие в мире».

В. Бианки

Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье

ребенка. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего,

направлено на формирование положительного отношения ребенка к

окружающей среде- земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и

беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные

задачи экологического воспитания.

При знакомстве с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё

новое. Им интересны свойства, качества, особенности окружающих

предметов, действия с ними, явления природы, поведение животных.

Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом

встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками,

шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы,

показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом

должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и

гуманно-ценностное отношение к природе. Необходимо показать какой

прекрасный мир их окружает, объяснить, почему нужно любить и беречь всё

живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный

оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость,

стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко

всему живому.

Для ребёнка животные, растения являются источником новых впечатлений,

переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям.

Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно

сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем

развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь

книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких

противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям

познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же

все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи

родителей, но и у ребенка могут быть поручения, тем самым взрослый

решает ещё одну задачу - трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша

делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи.

Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном,

растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого

приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького

жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, листья, ветки деревьев, с

безучастием наблюдают, как обижают животное. В основе этого может

лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить

ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с

природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает, как

вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь

каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные

оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной, строгое

белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную

сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать,

понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать,

рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить

его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом,

величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть,

замечать, понимать окружающий мир природы.

Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации,

рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку,

нарисовать вместе с ребёнком картину или сочинить сказку. Это могут быть

фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада.

Основной целью экологического воспитания является формирование

осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми

они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они

вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому

солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или

брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда может быть у нас станет чуть чище воздух, будет меньше бродячих

животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.

С чего начать родителям формировать ответственное отношение детей

к природе:

• Выращивайте комнатные цветы, а уход за ними ребенок возьмет в свои

руки.

• «Огород на подоконнике» - предложите ребенку прорастить семена овса,

гороха, апельсина, укропа, желудей дуба. Наблюдайте с ребенком, как

прорастают семена, как появляются первые всходы, как дальше развивается

растение.

• Читайте книги о природе, о животных.

• Заведите домашнее животное, дайте возможность ребенку за них

ухаживать.

• Вовлекайте ребенка в художественно-творческую деятельность с

использованием природных материалов.

• Поездки на природу - при непосредственном соприкосновении с природой

у детей развивается наблюдательность, интерес к природным объектам,

любознательность.

Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей

состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего

возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и

видеть прекрасное во всем.

Советы родителям:

• Любите природу сами!

• Показывайте своим примером отношение к природе!

• Чаще бывайте на природе вместе с ребенком.

• Обращайте внимание детей на окружающую красоту природы.

• Научите ребенка правильному поведению в природе.

• Создавайте совместно с ребенком коллекции природных материалов.

• Участвуйте в экологических акциях и субботниках.

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего

детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и

лелеять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны лягушки?"

Детско-родительский проект, где мы выяснили, где живут лягушки, узнали,  какую пользу, и вред они приносят людям и животным, создали познавательный альбом о лягушках...

конспект НОД по окружающему миру "Для чего нужна вода?" во 2-й младшей группе

конспект НОД по окружающему миру "Для чего нужна вода?" во 2-й мл.гр...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Конспект итогового занятия по проекту "Для чего нужна вода".

Тема проекта: «Для чего нужна вода». Возраст: вторая младшая группа. Актуальность разработки и реализации проекта: Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детств...

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны березы?"

Презентация познавательно-исследовательского проекта по экологии, выполненного воспитанниками подготовительной группы под руководством воспитателя....

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...