Приобщение детей старшей группы к традициям и быту народной культуры.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Опыт работы. Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшей группы к традициям и быту народной культуры.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ:" С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Исходя из выше сказанного для своей работы, мы поставили следующие цель и задачи.

Цель: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа 

Работу по данной теме мы начали с пополнения развивающей среды:

  • Добавили альбомы по декоративной росписи
  • Создали альбом «История русского костюма
  • Подобрали д/и по теме: «Разрезные картинки. Народные промыслы», «Русские узоры», «Что за чем», «Загадки-отгадки. В гостях у бабушки»
  • Подобрали литературу с русскими народными сказками и былинами
  • В музыкальный уголок добавили народные инструменты
  • Организовали уголок народного быта «Русская изба», который был пополнен с помощью родителей атрибутами старины: лапти, самовар, веретено, глиняные горшки, посуда, куклы-обереги, вышивки, костюмы для кукол и костюмы для ряжения.

По изучению данной темы в группе были проведены занятия «Знакомство с хохломой», «Волшебная гжель», «Дымковская игрушка». Так же проведено обобщающее открытое занятие «Веселая ярмарка».

Совместно с нашей группой работа велась на логопедических занятиях. Дети изучали дымковскую и хохломскую росписи, пополнили лексический запас по данной теме, разучивали пословицы и поговорки, рисовали и делали аппликацию по народным росписям.

Полученные знания дети применяли в самостоятельной деятельности:

С интересом рассматривали, играли и наряжались в уголке «Русская изба», рассматривали узоры в альбомах и сравнивали с предметами прикладного искусства, изучали элементы народного костюма, играли в подвижные игры.

Работа по изучению народной культуры велась при активном участии родителей:

  • Родители оказали помощь в обогащении уголка «Русская изба»,
  • Своим опытом по созданию глиняной игрушки поделилась семья Кирилла Селина. Предоставили мастер-класс «Сохраним традиции. Дымковская игрушка»
  • В раздевалке была организована выставка фото и поделок «Славься ярмарка юными умельцами»
  • Создан альбом для родителей «Пословицы и поговорки»
  • Для открытого занятия мама Евы Мишагиной подготовила костюм.

В процессе работы дели стали интересоваться с русским народным фольклором, с удовольствием выучили пословицы и поговорки, выучили названия некоторой старинной одежды и посуды, слушают и рассказывают сами русские народные сказки, в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Свою работу мы планируем продолжить в старшей и подготовительной группе.



Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшей группы к традициям и быту народной культуры.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ:" С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Исходя из выше сказанного для своей работы, мы поставили следующие цель и задачи.

Цель: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа 

Работу по данной теме мы начали с пополнения развивающей среды:

  • Добавили альбомы по декоративной росписи
  • Создали альбом «История русского костюма
  • Подобрали д/и по теме: «Разрезные картинки. Народные промыслы», «Русские узоры», «Что за чем», «Загадки-отгадки. В гостях у бабушки»
  • Подобрали литературу с русскими народными сказками и былинами
  • В музыкальный уголок добавили народные инструменты
  • Организовали уголок народного быта «Русская изба», который был пополнен с помощью родителей атрибутами старины: лапти, самовар, веретено, глиняные горшки, посуда, куклы-обереги, вышивки, костюмы для кукол и костюмы для ряжения.

По изучению данной темы в группе были проведены занятия «Знакомство с хохломой», «Волшебная гжель», «Дымковская игрушка». Так же проведено обобщающее открытое занятие «Веселая ярмарка».

Совместно с нашей группой работа велась на логопедических занятиях. Дети изучали дымковскую и хохломскую росписи, пополнили лексический запас по данной теме, разучивали пословицы и поговорки, рисовали и делали аппликацию по народным росписям.

Полученные знания дети применяли в самостоятельной деятельности:

С интересом рассматривали, играли и наряжались в уголке «Русская изба», рассматривали узоры в альбомах и сравнивали с предметами прикладного искусства, изучали элементы народного костюма, играли в подвижные игры.

Работа по изучению народной культуры велась при активном участии родителей:

  • Родители оказали помощь в обогащении уголка «Русская изба»,
  • Своим опытом по созданию глиняной игрушки поделилась семья Кирилла Селина. Предоставили мастер-класс «Сохраним традиции. Дымковская игрушка»
  • В раздевалке была организована выставка фото и поделок «Славься ярмарка юными умельцами»
  • Создан альбом для родителей «Пословицы и поговорки»
  • Для открытого занятия мама Евы Мишагиной подготовила костюм.

В процессе работы дели стали интересоваться с русским народным фольклором, с удовольствием выучили пословицы и поговорки, выучили названия некоторой старинной одежды и посуды, слушают и рассказывают сами русские народные сказки, в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Свою работу мы планируем продолжить в старшей и подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...