Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»
проект

Савченко Татьяна Юрьевна

=Актуальность проекта.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение  мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

scale_1200

Актуальность проекта.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение  мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Тип проекта: творческий, информационный.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- педагоги

- музыкальный руководитель

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа и народов Сибири.

Направление деятельности:

- пополнять фонды мини- музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций, стационарных   и   передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы и методы работы: 

  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • викторины;
  • художественная мастерская;
  • презентации;
  • беседы;
  • праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Изучается методическая литература, подбирается материал для будущего мини-музея, проводится его систематизация, определяется структура.

разработка идейного замысла экспозиций:                         - «Русская  горница»                            

- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта русской старины.

- Составление картотеки народных игр.

- Подбор праздничных народных костюмов.

- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок  и фольклорных произведений

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Экскурсия «Ах, эта русская изба»

Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы

Познавательная беседа «Русская народная игрушка»

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

«Знакомство с домашней утварью старины»

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.

Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг»

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Развлечение «День жаворонка или день сорока птиц»

Познакомить детей с народными праздниками.Пополнить знания о   зимующих и перелетных птицах.

Побудить чувство любви к родному краю.

Художественная мастерская «Роспись ложки»

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Беседа «Светит, да не греет»

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Беседа «Что прячется в старинном сундуке»

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Дидактическая игра «Покажи, что назову»

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Презентация «Картины старины»

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь.

Вечер -  «Русские подвижные игры Томской области».

Приобщать детей к русским народным играм.

Экскурсия  в  музей «Славянской культуры»

Приобщение детей к музейной среде; знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция»

 Посиделки «Встречаем гостей»

Знакомство с традициями и бытом разных  народов Сибири

Познакомить детей с традициями и бытом разных народов Сибири.

3 этап — заключительный

- анализ   результатов   работы  

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).

Экспонаты музея:

1. Экспозиция «Русская печь»

- изделия из глины: крынки, кувшин;

- плетённые изделия: корзинки, короб,  лукошко;

- деревянные изделия: ложки, лопатка, толкушка, сито, решето, мутовка, ступка;

-  лучина, свечки, керосиновая лампа;

- чугунки;

- берёзовые дрова;

- корыто;

2. Экспозиция «Русская комната»

- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- занавески;

- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;

- самовар;

- шкатулка;

- половики домотканые, вязаные коврики;

- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;

- скамейка;

- деревянные игрушки.

В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. С использованием мини- музея можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.

Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. В ходе такой работы ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН проекта:

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах    года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

1. не Матрешка не  не игрушка не на не все не времена. не Рассказать не детям не об не истории не возникновения не народной не игрушки, не показать не многообразие не техники не исполнения не рисунка. не Дать не возможность не детям не почувствовать не мастерами не  не расписать не силуэты не матрешек не по не образцам не и не замыслу.

2. не Хохломские не узоры. не Познакомить не детей не с не историей не народного не промысла, не его не легендами не и не преданиями. не Вызывать не яркие не эмоциональные не чувства не у не детей, не желание не самим не создавать не узор.

3. не Нитки. не Ткачество. не Продолжать не знакомить не детей не с не особенностями не труда не людей не в не деревне. не Расширять не знания не и не словарь не по не теме: не прялка, не веретено, не растягивать, не скручивать, не прясть.

4. не Городецкая не роспись. не Рассказать не о не городе не Городце не и не Городецкой не росписи. не Познакомить не с не пословицами не и не поговорками не о не мастерстве.

5. не Одежда не наших не предков. не Познакомить не детей не с не женскими не и не мужскими не русскими не народными не костюмами, не особенностями не их не изготовления не и не применения.

6. не Хлеб не  не всему не голова: не народные не предания не и не пословицы. не Воспитывать не у не детей не почтительное не отношение не к не хлебу не и не людям, не его не сотворившим. не Познакомить не с не народными не традициями, не связанными не с не хлебом, не и не посвященными не ему не пословицами.

7. не Дымковская не игрушка. не Познакомить не детей не с не народными не дымковскими не игрушками, не с не легендами не и не обрядами, не связанными не с не народным не промыслом, не воспитывать не эстетическое не отношение не к не предметам,

8. не Женские не головные не уборы. не Познакомить не детей не с не русскими не головными не уборами, не особенностями не их не изготовления не и не применения. не Развивать не художественный не вкус не и не творческое не воображение.

9. не Гжельские не узоры. не Познакомить не с не гжельскими не узорами, не учить не выделять не основные не средства не выразительности: не яркость, не нарядность, не цвет, не декоративность, не разнообразие не элементов не росписи.

10. не Сказания не и не поверья не русского не народа. не Познакомить не со не сказаниями не и не поверьями не русского не народа, не приобщать не к не духовному не наследию, не развивать не воображение не и не творчество не детей.

11. не Леший. не Дать не детям не представление не о не персонаже не русского не фольклора не  не лешем; не познакомит не со не сказкой не про не лешего, не учить не анализировать не ее не текст, не отвечать не на не вопросы.

12. не Масленица. не Продолжить не знакомство не с не народными не праздниками. не Разучить не с не детьми не песню-закличку.

13. не Сердце не матери не лучше не солнца не греет. не Этическая не беседа не о не маме не с не включением не народных не пословиц не и не поговорок.

14. не Русская не народная не кукла. не Познакомить не детей не с не многообразием не русской не народной не куклы, не ее не изготовлением не и не значением не в не жизни не людей.

15. не Жестовские не подносы. не Познакомить не с не деревней не Жестово не и не промыслом не  не изготовлением не и не характерной не росписью не подносов.

16. не Фольклор не  не народная не мудрость. не Познакомить не детей не с не русским не фольклором. не Познакомить не с не многообразием не его не форм.

17. не Русская не печь. не Познакомить не детей не с не главным не предметом не крестьянского не жилища не  не печью. не Рассказать не об не особом, не почтительном не отношении не народа не к не печи, не об не обрядах, не сопровождающих не жизнь не человека не от не рождения не до не последних не дней.

18. не Какой не бывает не фольклор? не Развивать не у не детей не образное не мышление не через не знакомство не с не народным не творчеством. не Продолжить не показывать не многообразие не форм не  не познакомить не с не докучными не сказками не и не словесными не народными не играми.

19. не Комплексное не занятие не «Русская не изба. не Посиделки”. не Познакомить не с не избой не  не жилищем не крестьянской не семьи, не с не предметами не старинного не русского не быта не (печь, не прялка, не посуда, не сундук не и не др.); не воспитывать не бережное не отношение не к не старинным не вещам, не народным не традициям, не обычаям не гостеприимства, не интерес не к не русскому не фольклору; не обогащать не словарь не народными не пословицами, не поговорками, не загадками; не учить не составлять не узор не на не разных не материалах не (бумага, не ткань), не красиво не располагать не его не элементы, не сочетать не цвета; не показать не бережное не отношение не наших не предков не к не природе.

20. не Богатыри не земли не русской. не Познакомить не детей не с не народными не представлениями не о не волшебной не силе не богатырей.

21. не Русский не самовар не и не чаепитие не на не Руси. не Познакомить не детей не с не устройством не самовара, не показать не роль не и не значение не чаепитие не для не русского не народа.

22. не Щи не да не каша не  не пища не наша. не Дать не представление не о не еде не наших не предков, не развивать не познавательный не интерес не детей, не учить не сравнивать, не делать не умозаключения не после не сравнения не с не кухней не современного не человека.

23. не Филимоновская не игрушка. не Познакомить не с не народным не промыслом, не с не характерными не особенностями не игрушек, не отличающих не их не от не всех не остальных не народных не игрушек.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного  костюма, творчества, быта.
  6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Сценарий мероприятия «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»...

Проект: «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, творчеству и быту»

Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохран...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов"

Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к ...