Паспорт проекта "Изучение свойств воды"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Разработан педагогический проект по основам экспериментирования с водой для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izuchenie_svoystv_vody.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

 «Изучение свойств воды»

Паспорт проекта

                   

                                          Старший воспитатель:

                                               Русько Ольга Петровна

                                                   

г. Гурьевск

Актуальность: 

В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благополучных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Результаты научных исследований показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности. При организации образовательного процесса в ДОО экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установленных взаимосвязей.  В данном проекте мы рассмотрим тему экспериментирования с водой, для изучения ее свойств, областей применения, пользы в целом. Обратимся к вопросам водосбережения и загрязнения воды.

Тема проекта: «Изучение свойств воды»

Цель: Создание условий для овладения навыками экспериментирования.  

Задачи:

  • Познакомиться с основными свойствами воды: прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность замерзать-таять, отсутствие формы и др.
  • Обладать начальными знаниями о природном мире;
  •  Развитие умения наблюдать, развитие внимания, мышления;
  • Формировать навыки самоконтроля;
  • Развивать ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать познавательный интерес к исследованию;
  • Вызывать желание родителей участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой, краткосрочный.

Целевая аудитория реализации педагогического проекта:

1. воспитанники в возрасте 4 лет.

2. родители

3. Воспитатели

Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта: 1 неделя

Применяемые формы и методы работы:

Работа с научной лабораторией «Фильтрация воды», наблюдения во время прогулки, самостоятельное и групповое экспериментирование с требуемым оборудованием, просмотр презентаций, проведение игр-опыт, работа с «картами-схемами», чтение художественной литературы, просмотр медиафайлов.

Ожидаемые результаты: 

  1. Обогащение знаний детей о свойствах воды;
  2. Знакомство с алгоритмом проведения экспериментирования;
  3. Привитие детям ценностное отношение к окружающему миру;
  4. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей
  5. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к природе;
  6. Активное участие родителей в делах группы и детского сада.

Материально - техническое обеспечение проекта 

  • Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
  • Исследовательская лаборатория «Фильтрация воды»
  •  Художественная литература
  • Карты-схемы для опытов
  • Материал для проведения опытов: прозрачные стаканы, гуашь, вата, песок, ароматизатор (лимон).

Этапы проекта:

1-этап: Подготовительный (продолжительность - 1 день)

-         Опрос родителей: Экспериментальная деятельность в домашних условиях, семейные наблюдения. Цель: выяснить насколько часто ребенок совместно с родителями занимается наблюдениями, проводит эксперименты.

- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации экспериментальной деятельности, игр, подбор презентаций.

-  Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Что такое эксперимент?», «Зачем нам нужно наблюдать за природой, нашими действиями?», «Вода. Для чего она нам нужна? Где ее использовать? Откуда брать? Как беречь?»

-Анализ результатов беседы.

-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра, подборка раздаточного материала для проведения экспериментов.

2-этап: Основной. (Продолжительность – 4 дня) 

1 –й день. Изучение свойств воды.

Цель: Изучение воды и ее свойств, вкусовых качеств, отсутствие цвета, запаха.

  1. Консультации для родителей: «Опыты с водой в домашних условиях». Предложить, совместно с детьми провести самостоятельный эксперимент с водой «Вода бывает сильной». Раздать каждому на руки описание эксперимента.
  2. Дидактическая игра «Узнай по звуку». Цель: дети по звуку, издаваемому течением воды, узнать его происхождение (дождь, град, водопад, река, море)
  3. Провести опыты: У воды нет вкуса, У воды нет запаха, прозрачность воды, вода жидкая и текучая. После каждого эксперимента подводить итоги, с обязательным объяснением того или иного явления.

2 –й день. Изменение физического состояния воды.

Цель: Объяснить детям, что вода может менять свое физическое состояние. Замерзать, таять, менять форму, температуру, взаимодействовать с другими предметами.

  1. Беседа на тему: «Эксперимент с родителями» Цель: Дать объяснение явлению твердости воды, еще раз закрепить знания о том, что вода сильная.
  2. Наблюдение за льдом. Вывод: лед твердая вода.
  3. Эксперименты на темы: Вода не имеет формы, вода бывает разной температуры, вода смачивает, растворимые и нерастворимые вещества.

3-й день. Испарение воды.

  1. Наблюдение за высыханием песка, земли. Цель: обратить внимание детей на способность воды испаряться под действием солнечных лучей, ветра.
  2. Наглядный показ воспитателем эксперимента: Откуда берется вода. Цель: показать возможность испарятся и конденсировать.
  3. Проведение эксперимента: Фильтрация воды. (с использованием глины, песка, ваты) Цель: показать, что воду можно очистить с помощью фильтров.
  4. Беседа на тему: «Загрязнение окружающей среды» Цель: вызвать желание оберегать природу, следить за чистотой.

4-й день. Творческая часть.

Цель: Закрепить у детей знания о природе, воде и ее природном цикле.

  1. Чтение сказки «Приключения капельки»
  2. Оформление выставки «Круговорот воды в природе» для родителей.

 3 этап: Итоговый (Продолжительность 1 день)  

Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы. 

- Опрос детей с целью узнать, закрепились ли у них знания о свойствах воды.

-Разработка рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения, экспериментированию в домашних условиях.

Работа с родителями.  

Задача: создание благополучной атмосферы дома для продуктивной деятельности по познавательному, логическому развитию детей, для развития коммуникативных навыков.

- Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения: Консультации для родителей: «Что такое эксперимент?», «Зачем нам нужно наблюдать за природой, нашими действиями?». Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами. Разработка хода проведения опыта в домашних условиях (раздать каждому).

- Организация общения с родителями   через Viber, возможность передачи картинки и изображения. Родителям будет интересно узнать и посмотреть результаты каких-либо мероприятий, фотоотчет по проделанной работе.

Рефлексия:

 Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта), дают воспитателю понять чему научились дети. Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Им необходимо ответить на вопросы: Что нового мы узнали? Бывает ли у воды вкус, цвет, запах? Какой силой обладает вода? Как можно очистить воду? Как вода меняет температуру?

Провести рефлексию не только с детьми, но и с родителями. Что нового узнали их дети? Что больше понравилось? Был ли полезен проект в воспитании детей дома? Что нужно изменить или учесть в следующий раз? Что удалось, что не удалось и почему?

Подведение итогов:

  1. Пополнение словарного запаса детей (диагностика в начале проекта и по его окончании).

2.  Работа проводилась в течении недели, родители и дети приняли активное участие, все проходило согласно плану проекта
Реализация проекта проходила в игровой форме, экспериментальной форме, творческой форме.

3. Была проведена всесторонняя консультация с родителями о необходимости познавательного развития, о проведении совместного свободного времени с пользой. Дети охотно рассказывали, как они вместе с родителями подготавливали эксперимент. Как наблюдали за результатами. Возможность самостоятельного рассказа, вдохновляет детей на более активную речь. Данная работа не только дает хорошие результаты по познавательному и речевому развитию, но и побуждает детей к самостоятельному наблюдению за различными явлениями в природе и повседневной жизни.  

4. Прослеживается увеличение интереса детей к теме экспериментирования.

5. Через игровую деятельность детей и беседы была достигнута цель, поставленная нами в проекте.

Анализ проекта

В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по познавательному, речевому, социально-коммуникативному развитиям. По итогам рефлексии многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смогли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...