Путешествие в Тундру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Землянская Оксана Александровна

конспект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._puteshestvie_v_tundru.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» г. ТАРКО-САЛЕ  

ПУРОВСКОГО РАЙОНА

_____________________________________________________________________________

629850 Ямало-ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко – Сале, ул. Сеноманская д. 4

Телефон 2-75-22, факс (34997) 2-75-22 эл. почта zolotojkluchts@mail.ru сайт http://zolotojkluch.ucoz.net/ 

Конспект открытого занятия в старшей группе

 «Путешествие в Тундру»

 C:\Users\1\Desktop\images.jpg 

Воспитатель: Землянская О. А.

г. Тарко-Сале

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах зимой.

Материалы к занятию: презентация «Тундра»; карта России (природные зоны); карточки с изображением флоры и фауны тундры; аудиозапись звуков, песня «Увезу тебя я в тундру»; оборудование для опыта (ведёрки, земля, лёд, палочки, вода, комнатные растения).

Содержание: 

1. Игра «Кто в теремочке живёт?»

2. Путешествие в тундру.

3. Времена года.

4. Вечная мерзлота. Болота тундры.

5. Растительный мир.

6. Животный мир.

7. Насекомые.

8. Птицы.

9. Обобщение. Приспособление животных и растений к условиям тундры.

      Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но сначала мы с вами вспомним, где мы с вами побывали на прошлом занятии. (Ответы детей – на Северном полюсе). С какими животными Северного полюса мы познакомились? (Белый медведь, морж, тюлень).

- В какой стране мы живём? (Россия). Россия – самая большая страна в мире.

Игра «Кто в теремочке живёт?»

На доске: теремок из сказки и теремок с изображением Арктики.

На столе: карточки животных из сказки «Теремок» и животных с Северного полюса, и карточка с изображением северного оленя.

Воспитатель: Дети! Перед вами на доске два теремочка, на столе карточки с изображением животных. Вы должны правильно найти среди карточек животного и прикрепить в свой теремок. (Воспитатель выбирает детей, которые хотят принять участие в инсценировке сказки – 6 чел.). Дети инсценируют сказку «Теремок».

Затруднение происходит в ходе игры, когда доходит очередь до карточки с северным оленем. (Такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.)

А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУНДРУ

Воспитатель: Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (Слайд 1)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, на каком транспорте можно добраться в тундру? (Ответы детей – на самолёте, на вертолёте).

Ребята, занимайте свои места в салоне самолёта. (Дети садятся по местам, согласно купленным билетам, пристёгиваются). Мы взлетаем!

Звучит первый куплет песни «Увезу тебя я в тундру»(Слайд 2)

Воспитатель: Под звуки взлетающего самолёта рассказывает детям о тундре. Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесная» равнина. Это северная суровая земля – вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает на значительную глубину. (Слайд 3)

Воспитатель: - Что мы видим из иллюминатора самолёта? (Снег, ровную местность, стадо оленей.) (Слайд 4)

Воспитатель: А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что здесь есть растительность.

- А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода.) Выходит, что в этом месте всё это есть.

ВРЕМЕНА ГОДА (Слайд 6,7)

Зима наступает в тундре уже в сентябре быстро и внезапно, почва тотчас же сковывается морозом, замерзают и растения. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

Весна. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Лето резко обрывается. В тундре очень короткое лето, и температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10гр. С. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. В тундре нет лесов, а животный мир ограничен немногими, нередко уникальными видами Летом тундра не молчит, она вся наполнена звуками, какие только птицы не встречаются в тундре. Гремит песня жаворонка, в болотце крякает утка, созывая своих утят.

Осень. В первые дни осени света ещё много и весёлые краски не угасают. Но солнце уже не такое яркое, какое-то сонное и неподвижное. Ощущается приближение полярной ночи, а птицы тундры, собираясь в бесконечные стаи и оглашая её прощальными криками, спешат назад к югу.

Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре.

Приход зимы застает растения в состоянии активной жизни. После первых зимних морозов многие из них стоят с замерзшими, но живыми листьями, с набухшими цветочными почками, с наполовину созревшими или почти зрелыми плодами.

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА. (Слайд 7)

Практически везде в зоне тундры грунт скован льдом, сверкающие зеркала множества водоёмов - они образовались в результате таяния мерзлоты и проседания почвы.

Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.

Эксперимент

Возьмём две одинаковые прозрачные емкости, наполненные землей и маленькими растениями с корнями. Емкости находятся в тёмных пакетиках. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем мягкой земли находится слой замерзшей земли (детям об этом неизвестно) и два одинаковых стакана с водой.Получилось так: в одной емкости земля нашей местности, а в другой земля - тундры.

Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (Вода ушла в землю.) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (Вода осталась на поверхности.) Почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь? Что же? Давайте снимем тёмные пакетики и в каждой ёмкости раскопаем землю.

И что же мы увидели: в первой ёмкости видны корни растения, они доходят до дна ёмкости и земля в ней влажная. Палочка в первую ёмкость с землёй входит полностью.

Во второй ёмкости: вода и корни растения видны на поверхности земли, до дна не доходят. Палочка вошла в землю только совсем немного, а вглубь ёмкости не прошла. Там находится что-то твёрдое и холодное, похожее на лёд, которое мешает просочиться воде внутрь.

Воспитатель: За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуется болото.

Воспитатель: Как же в тундре растут деревья и растения?

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (Слайды 8,9)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения. К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника.

Карликовые ивы чрезвычайно малы, имеют ползучие побеги, мелкие листья и настоящие ивовые сережки, правда очень мелкие и короткие.

(Слайд 10)

Карликовая березка — одно из самых распространенных растений тундры. Высота карликовой березки невелика — редко больше половины человеческого роста. И растет она не деревом, а ветвистым кустарником. Ветви ее невысоко приподнимаются вверх, а часто даже распростерты по поверхности земли. Листья карликовой березки совсем не такие, как у обычной березы, форма их округлая, причем ширина нередко больше длины. И размером они сравнительно малы — как мелкие медные монетки. По краю листа идут один за другим небольшие полукруглые выступы. Листья сверху темно-зеленые, глянцевитые, а снизу более бледные, светло-зеленые. Осенью листья красиво раскрашиваются — они становятся ярко-красными. Заросли карликовой березки в это время года необычайно красочны, они всегда удивляют своим ярким багрянцем. (Слайд 11)

Но как красива, всё-таки тундра летом! Она словно улыбается синевой озёр, неповторимыми закатами, удивляет обилием птиц, рыбы, ягод и грибов. Перед глазами сплошной ковёр цветов.

Цветы тундры. Мак, пушица, как и почти все другие тундровые травы - многолетнее растение. Ведь за короткое и прохладное полярное лето однолетним растениям очень трудно пройти полный цикл развития – то есть прорасти, образовать корни, стебли и цветки и дать семена. У всех цветов в промерзлой тундровой почве зимует морозостойкое корневище, от которого с приходом весеннего тепла сразу же отрастают новые стебли. Летом сухие пригорки и склоны тундровых холмов расцвечены желтыми, оранжевыми и белыми цветами. (Слайд 12)

Дети: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Суровые условия тундры оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

Ягоды. Из ягод за короткое лето успевают созреть только голубика, брусника и морошка. Но зато эти ягоды очень крупные, гораздо крупнее, чем в нашей местности. (Слайд 13)

Мхи и лишайники. Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники. Заболоченные места тундры заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. Их здесь много видов, и они нередко образуют сплошной ковер на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые неприхотливые растения могут зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых прикреплять растения к почве. (Слайд 14)

Почти все травянистые растения тундры многолетние. Однолетних трав крайне мало. Объясняется это тем, что в тундре слишком короткое и холодное лето.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы будем устанавливать связи в природе тундры.

Если в тундре есть растения, значит, есть и животные, которые ими питаются.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

Животный мир в тундре своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. (Слайд 15)

Северный олень – прекрасное, могучее животное. У него крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше двух метров, высота около полутора метров, а вести он двести-пятьсот килограммов. Олень великолепно чувствует себя среди суровой северной природы.

Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Северный олень – осторожное, чуткое животное. У него прекрасный нюх и хорошее зрение. Олень - сильное, выносливое и неутомимое животное: может долго плыть в очень холодной воде (помогает ему его шерсть, внутри которой остаётся воздух, переплывать широкие реки, переносить свирепые морозы, он не боится порывистых ледяных ветров.

В мае - июне на свет появляются малыши-оленята. Мама - оленица полгода кормит детёныша своим жирным питательным молоком, одновременно постепенно приучая его к подножному корму. (Слайд 16)

ФИЗМИНУТКА «У оленя дом большой».

Лемминг крупнее мыши, но меньше крысы. Это симпатичный небольшой зверёк, его чудесная пушистая шубка окрашена в желтовато-бурый (или желтовато-белый) цвет. У него во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба - резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. Лемминги грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Он не только служит основной пищей многим животным, в частности песцу, но и влияет на развитие почв и растительности. Норы лемминга способствуют проветриванию грунтов, а его экскременты благоприятствуют разрастанию трав около колоний. В норах лемминга перезимовывают также земноводные и насекомые. (Слайд 17)

Воспитатель: Назовите животных тундры, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями.

Дети: олень, лемминг.

Воспитатель: Сейчас мы установим ещё одну связь в природе.

Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит, есть и хищники, которые ими питаются.

Полярный волк населяет одну из наиболее бесплодных территорий Земли. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в тундре: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Длина без хвоста: 100—150 см.Высота в холке: 75—100 см.Масса: до 100 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Однако для того, чтобы выжить, стае волков иногда необходима и более крупная добыча – северные олени. (Слайд 18)

Песец - маленькая и шустрая полярная лиса. При выведении потомства эти зверьки роют в самых сухих местах целые лабиринты - "песцовые городки", тоже внося свой вклад в облик тундры. Хитрый песец может обходиться и без леммингов. Он прекрасно приспособился к жизни, таская яйца и птенцов у многочисленных здесь гусей. Песец – коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу, удивительно красивый пушной зверь. Он стройный, грациозный, у него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост. Зимой шубка - белая, летом – коричневато-бурая или пёстрая. Песец очень хитёр, ловок, осторожен, у него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, пушистому красавцу корма хватает вдоволь. (Слайд 19)

Полярная сова. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. Тут уже грызуну никуда не деться! Он и не заметит, как сова окажется рядом, летает она практически бесшумно. Протаранив снег когтистыми лапами, схватит зверька, а позже проглотит его целиком. Потом выплюнет комочек из шерсти и косточек, которые у неё не переварились. (Слайд 20)

Воспитатель: Дети, назовите хищников тундры: волк, песец, полярная сова.

Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось к условиям тундры.

Цепочки питания животных, обитающих в тундре?

1. Ягель – олень – волк

2. Ягода – лемминг – Белая сова

3. Ягода – лемминг – песец

4. Ягода – белая куропатка – белая сова

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

ПТИЦЫ

Птицы, живущие постоянно в тундре, которые могут в морозы найти пищу - это белые совы и белые куропатки. (Слайд 21)

Белая куропатка - птица средних размеров. Весит от 550 до 800 граммов. Летом эта птица имеет пестрое оперение, а зимой белое. Зимой перья длиннее, сильнее развит пух. Белые перья лишены пигмента и содержат воздух — плохой проводник тепла. Поэтому зимнее перо лучше защищает куропатку от стужи. На пальцах к зиме развиваются длинные плоские когти, которые помогают птице бегать по рыхлому снегу и выкапывать ямки для отдыха. Летом когти ее делаются короткими, и густое оперение пальцев исчезает при первой линьке. Белая куропатка держится земли и кормится в основном растениями, взлетает только в крайнем случае. Она быстро бегает, благодаря покровительственной окраске искусно затаивается. В суровые зимы вырывает ходы в снегу частью для отыскивания пищи, частью для того, чтобы спрятаться от врагов. Белые куропатки — стайные птицы. (Слайд 22)

Весной в тундру прилетают птицы: гуси, утки, казарки, лебеди, полярные воробьи (пуночки, жаворонки. Оживает летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Все птицы рассыпаются по заливным лугам и берегам озёр. Повсюду раздаются чудесные трели, и ощущение безжизненности и дикости исчезает в один миг. Начинается короткое и прохладное лето. Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. Круглые сутки светит солнце и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. (Слайд 23)

Кулик - птица средних размеров и с длинной шеей, длинными ногами, острыми и длинными крыльями, коротким хвостом, подвижна, хорошо летает, быстро и хорошо бегает по земле; кулики некоторых видов плавают. Кулики всех видов — перелетные птицы, прилетают в Арктику относительно поздно, улетают рано. Гнездо устраивается просто: обычно это неглубокая ямка, выстланная травинками, порой оно бывает даже без подстилки. (Слайд 24)

Полярная пуночка. Длина тела достигает 16,5 см, масса — 26—40 г. Размах крыльев составляет 32—38 см. Зимой окраска пуночки резко меняется, а именно: все тёмные перья, а также белые перья груди и боков тела имеют более или менее широкую редкую кайму; точно так же чёрный клюв становится оранжево-жёлтым. Общий тон зимней окраски подходит к общему цвету не покрытых снегом проталин с побуревшей травой, на которых и держится в это время пуночка. Летом пуночки питаются преимущественно насекомыми, а зимой — исключительно семенами и зёрнами. (Слайд 25)

НАСЕКОМЫЕ

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (Слайд 26)

Они тучами носятся в воздухе. От полчищ этих кровопийц уже никуда не скроешься. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (Слайд 27)

Воспитатель: Самое яркое красивое и зрелищное явление природы тундры – это полярное сияние. (Слайд 28)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по тундре заканчивается. Садимся в самолёт и возвращаемся в наш любимый город и детский сад.

Обобщение.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ ТУНДРЫ:

- Белая окраска меха зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пёструю.

- Накопление слоя подкожного жира.

- Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.

- Утепление конечностей на зиму: у песцов – тёплые стельки, у птиц – опушение ног.

- Зимняя спячка.

- Сезонные миграции. (Слайд 29)

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К УСЛОВИЯМ ТУНДРЫ:

- Растения многолетние, карликовые;

- Мелкие листья свёрнуты и имеют восковой налёт;

- Корни растений расположены близко к поверхности;

- Многие растения переносят заморозки;

- Яркая окраска цветов привлекает насекомых. (Слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поисковог...

«Путешествие по тундре»

                            «Путешествие по тундре»Составитель:  Семенко Е.А.     ...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"

Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....

"Удивительное путешествие по тундре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада....