Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему «Измерения длины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
занятие предназначено для детей 5-6 лет., в области познавательного развития.Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.
Задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.
Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса.
Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой. рулеткой.
Научить способам использования измерительных приборов.
Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию, любознательность.
Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.
Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_dlina.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему «Измерения длины»
в старшей группе.
Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.
Задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.
Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса.
Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой. рулеткой.
Научить способам использования измерительных приборов.
Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию, любознательность.
Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.
Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма работы: экспериментирование.
Материалы и оборудование.
Мультимедийные средства обучения, фигурка персонажа книги Г. Остера «38 попугаев»-удава для обозначения зоны деятельности, линейка, измерительная лента, рулетка, мелкие игрушки для счета, палочки.
Организация образовательного пространства.
В группе организуется зона для исследовательской деятельности для измерения длины. Эта зона отмечена фигуркой персонажа книги Г. Остера «38 попугаев» - удава.
Зона располагается в центре группы (на ковре, включает фигуру Удава, линейку, измерительную ленту.
Содержание организованной деятельности детей.
Создание проблемной ситуации
Воспитатель:В одном африканском лесу жили-были удав, мартышка, слоненок и попугай.Вот и наши герои.Я думаю, вы с ними хорошо знакомы. Узнали?
Книгу о них написал Григорий Остер. А несколько самых знаменитых сказочных историй про слонёнка, попугая, удава и мартышку стали мультфильмами. Помните, каждое утро они встречались и затевали новую игру. Поэтому им никогда не было скучно. Этим утром у каждого из них появилась своя проблема и я боюсь, что сегодня без нашей помощи они не обойдутся.
Давайте попробуем им помочь. Для этого я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в научно-исследовательскую лабораторию измерений.
Экспериментирование в ЗОНЕ измерения
Измерение длины.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель рассказывает, что Удав захотел измерить свой рост.
Как это было в мультфильме вы помните? (ответы детей).
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Попугай, потом Слоненок и Мартышка.
Давайте попробуем измерить нашего Удава в Машах, Алисах и Миронах….и посмотрим, что получится у нас.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, ладонями, ступнями, локтями, саженями, пядями и т. д. показывает, как можно измерить длину. Затем дети самостоятельно измеряют длину Удава на полу.
Когда мы что-то измеряем, мы сравниваем это с какой-то постоянной величиной, с метром. Эта постоянная величина называется единицей измерения. Вот такой длины один метр.
На этом столе в лаборатории находятся предметы для измерения длины. Какие из этих предметов вам знакомы и что ими можно измерять? (сантиметровая лента, рулетка, линейка). Воспитатель вместе с детьми измеряет длину Удава рулеткой.
Фиксирование результатов эксперимента.
Вывод 1. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека (условная мерка, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.
Вывод 2. Единая система мер позволяет не только определить длину чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.
Зависимость результата измерения от величины мерки.
Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения — разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них — маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.
Рулеткой можно измерить не только рост, но и все, что попадется на глаза. Если ребенок уже знаком с числами, можно попросить его измерить длину комнаты, ширину дивана, высоту стола. Если же еще не знаком, то можно пользоваться характеристиками длинный — короткий, высокий — низкий и т. п.
Самостоятельное экспериментирование.
Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения, и помогли своим друзьям из мультфильма.
Дети самостоятельно экспериментируют в любой зоне. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему: «Измерение длины»
Занятие по математике в старшей группе....
План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.
Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....
План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.
ГБОУ СОШ №1375 План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы. Подготовили и ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу «Игралочка» программы «Мир открытий» Тема: «Измерение длины» (апрель 2016 года)
Формирование элементарных математических представлений об измерении длины предметов с помощью мерки в старшей группе, работающей в режиме Всероссийского эксперимента "Апробация и внедрение примерн...
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»
Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание....
Конспект НОД с элементами экспериментирования на тему "Измерение объема"
Конспект предназначен для детей 5-6 лет, старшего дошкольного возраста. В занятии используются несколько видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая . Цель....