Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему «Измерения длины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Ольга Викторовна

занятие предназначено для детей 5-6 лет., в области познавательного развития.Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.

Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса.

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой. рулеткой.

Научить способам использования измерительных приборов.

Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность.

Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_dlina.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему    «Измерения длины»

                         в старшей группе.

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.

Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса.

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой. рулеткой.

Научить способам использования измерительных приборов.

Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность.

Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Форма работы: экспериментирование.

Материалы и оборудование.

Мультимедийные средства обучения, фигурка персонажа книги Г. Остера «38 попугаев»-удава для обозначения зоны деятельности, линейка, измерительная лента, рулетка, мелкие игрушки для счета, палочки.

Организация образовательного пространства.

В группе организуется зона для исследовательской деятельности для измерения длины. Эта зона отмечена фигуркой персонажа книги Г. Остера «38 попугаев» - удава.

Зона  располагается в центре группы (на ковре, включает фигуру Удава, линейку, измерительную ленту.

Содержание организованной деятельности детей.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель:В одном африканском лесу жили-были удав, мартышка, слоненок и попугай.Вот и наши герои.Я думаю, вы с ними хорошо знакомы. Узнали?

Книгу о них написал Григорий Остер. А несколько самых знаменитых сказочных историй про слонёнка, попугая, удава и мартышку стали мультфильмами. Помните, каждое утро они встречались и затевали новую игру. Поэтому им никогда не было скучно. Этим утром у каждого из них появилась своя проблема и я боюсь, что сегодня без нашей помощи они не обойдутся.

Давайте попробуем им помочь. Для этого я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в научно-исследовательскую лабораторию измерений.

Экспериментирование в ЗОНЕ измерения

Измерение длины.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель рассказывает, что Удав захотел измерить свой рост.

Как это было в мультфильме вы помните? (ответы детей).

Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Попугай, потом Слоненок и Мартышка.

Давайте попробуем измерить нашего Удава в Машах, Алисах и  Миронах….и посмотрим, что получится у нас.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, ладонями, ступнями, локтями, саженями, пядями и т. д. показывает, как можно измерить длину. Затем дети самостоятельно измеряют длину Удава на полу.

Когда мы что-то измеряем, мы сравниваем это с какой-то постоянной величиной, с метром. Эта постоянная величина называется единицей измерения. Вот такой длины один метр.

На этом столе в лаборатории находятся предметы для измерения длины. Какие из этих предметов вам знакомы и что ими можно измерять? (сантиметровая лента, рулетка, линейка). Воспитатель вместе с детьми измеряет длину Удава рулеткой.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод 1. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека (условная мерка, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.

Вывод 2. Единая система мер позволяет не только определить длину чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

Зависимость результата измерения от величины мерки.

Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения — разные?

Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них — маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

Рулеткой можно измерить не только рост, но и все, что попадется на глаза. Если ребенок уже знаком с числами, можно попросить его измерить длину комнаты, ширину дивана, высоту стола. Если же еще не знаком, то можно пользоваться характеристиками длинный — короткий, высокий — низкий и т. п.

Самостоятельное экспериментирование.

Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения, и помогли своим друзьям из мультфильма.

Дети самостоятельно экспериментируют в любой зоне. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

ГБОУ СОШ №1375       План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.    Подготовили и ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу «Игралочка» программы «Мир открытий» Тема: «Измерение длины» (апрель 2016 года)

Формирование элементарных математических представлений об измерении длины предметов с помощью мерки в старшей группе, работающей в режиме Всероссийского эксперимента "Апробация и внедрение примерн...

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»

Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание....

Конспект НОД с элементами экспериментирования на тему "Измерение объема"

Конспект предназначен для детей 5-6 лет, старшего дошкольного возраста. В занятии используются несколько видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая . Цель....