Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»
Программное содержание
Образовательные задачи:
• Познакомить с приборами измерения (сантиметр, метр, рулетка), Учить на основе сходства и различия устанавливать целесообразность их применения.
• Формировать умение с помощью измерительных приборов измерять линейные величины, результаты измерения обозначать цифрами.
• Закреплять навык счетной деятельности, умение с помощью цифр устанавливать количественное отношение сравниваемых величин.
• Закреплять умение ориентироваться в пространстве (на листе бумаге, пространстве группы).
Развивающие задачи:
• Способствовать развитию логического мышления, целенаправленного внимания, рассудительной речи.
• Формировать умение применять математические знания в новых обстоятельствах.
Воспитательная задача:
• Воспитывать познавательный интерес к математике.
• Помочь детям взглянуть на знакомое содержание сказок по-новому.
• Формировать навыки сотрудничества для решения общей задачи.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Рулетка, линейка, метр, карточки с изображением цифр от 1 до 4 , вырезанные из картона животные из сказки «Колобок» разной высоты
Раздаточный материал:
Линейка, метр, карандаш , листок бумаги , медали

Методика проведения

Этапы Содержание Примечание
Вводная часть
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришла телеграмма из страны математики. Ребята, а кто живет в этой стране?
Дети: цифры, фигуры, знаки
Воспитатель: Послушайте , что в ней написано
«Дорогие ребята!
Если вы любите заниматься математикой, тогда приглашаю вас в гости.
Буду с нетерпением вас ждать.
Царица страны Математики».
Воспитатель: Ребята, страна Математики очень большая. Мы будем путешествовать от станции до станции. А на чем мы поедем, вы скажете, угадав загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Дети: поезд
Воспитатель: Правильно, на поезде.
Воспитатель: Мы отправляемся в путь. На каждой станции нас ждут задания, которые приготовили жители этой страны.
Вы готовы с ними справиться?
Дети: ДА
Воспитатель: Тогда занимайте вагончики, вставайте друг за другом.
Паровозик кричит Ду—ду, ду-ду.
Я иду—иду—иду.
А вагончики стучат: так—так—так–так.
Перевозим мы ребят.
Дети стоят по кругу на ковре.
Читаю текст телеграммы
Загадываю загадку детям
Дети встают друг за другом включаю звуку, дети двигабтся змейкой по периметру группы.
Основная часть Воспитатель: А вот наша первая остановка на станции «Линейная»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за инструмент лежит на столах?
Дети: Линейка

Воспитатель: Какое интересно у него название. Чтобы узнать, почему его так называют, давайте проведем опыт. Проведите линию с помощью линейки. А теперь отложите ее в сторону и просто проведите линию карандашом.
Воспитатель: Сравните линии. Что о них можно сказать?
Дети: Ровная линия получилась когда проводили с помощью линейки.
Воспитатель: Догадались, почему этот инструмент называется линейка?
Воспитатель: Для чего нужна линейка?
Воспитатель: Правильно, с помошью линейки можно легко и быстро нарисовать ровные прямые линии определенного размера, а еще измерить небольшие предметы.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
А зовут меня линейка
Воспитатель: Как вы думаете, что можно измерить линейкой?
Воспитатель: Я предлагаю вам измерить героев сказки «Колобок». Чтобы оказаться в сказке, надо сказать такие слова:
Я три раза повернусь: раз, два, три.
И в сказке окажусь: раз, два, три.
Воспитатель: Ребята, каких животных колобок встретил на своем пути?
Воспитатель: Как вы думаете, кто из них самый высокий? Кто самый низкий?
Воспитатель: Давайте проверим. У вас на столах лежат герои сказки «Колобок». Возьмите линейку и измерьте рост.
Воспитатель: Какого роста заяц?
Воспитатель: Какого роста волк?
Воспитатель: Какого роста медведь?
Воспитатель: Какого роста лиса?
Воспитатель: Давайте расставим героев сказки от самого низкого до самого высокого.
- Кого поставим первым? Почему?
- Кого поставим после зайца? Почему?
- Кого следующего поставим? Почему?
- Кого поставим последним? Почему?
- Почему в сказке лиса самая последняя, а здесь стоит после зайца?
Воспитатель: Пора нам отправляться дальше. «Ту-ту» - паровоз гудит, готов к отправлению. Занимайте свои вагончики. Поехали:
Паровозик кричит Ду—ду, ду-ду.
Я иду—иду—иду.
А вагончики стучат: так—так—так–так.
Перевозим мы ребят.
Воспитатель: Следующая станция «Рулетка».
Воспитатель Ребята, а что это за странное название такое «рулетка», кто знает?
Посмотрите на картинки и скажите, что здесь нарисовано?
Дети: Змейка, пояс, лента, улитка, клубок.
Воспитатель: Чем эти картинки похожи?
Дети: Они похожи на круг
Воспитатель: Правильно, а еще змейку, поясок, лента, клубок можно раскрутить и скрутить обратно, как рулетку. А на панцире улитки нарисованы спирали, как будто он закручен.
-Кто хочет развернуть и свернуть рулетку?
Воспитатель: Докажите, что рулетка – это измерительный инструмент.
Воспитатель: Что можно измерять рулеткой?
Воспитатель: Давайте попробуем что-нибудь измерить рулеткой. Для этого надо разделиться на 4 подгруппы. Первая подгруппа будет измерять рулеткой длину стола, вторая – длину тумбочки, третья – высоту двери, четвертая – ширину доски. Приступайте к измерению.
Воспитатель: Чему равна длина ковра? Как вы измеряли?
Воспитатель: Пора двигаться дальше. Занимайте места в вагончиках.
Паровозик кричит Ду—ду, ду-ду.
Я иду—иду—иду.
А вагончики стучат: так—так—так–так.
Перевозим мы ребят.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта остановка?
Воспитатель: Правильно – остановка «МЕТР».
- Чем метр похож на линейку?
- Чем метр похож на рулетку?
- Почему метр – это тоже измерительный инструмент?
- Что измеряют метром?
- Посмотрите на картинки и скажите, кому какой измерительный инструмент нужен.
- Как вы думаете, всегда ли была линейка, рулетка, метр?
- Как измеряли люди, когда не было измерительных инструментов?
- Измеряли шагами, локтями, руками. Результаты измерения обозначали такими словами, как «вершок», «аршин», «пядь», «локоть». У русского народа есть много пословиц связанных с измерением. Послушайте их.
«Семи пядей во лбу».
- Как вы думаете, что такое пядь?
- Это расстояние от мизинца до большого пальца. Какое расстояние зашифровано в пословице?
- О каком человеке говорится в пословице?
- В народе существует мнение, что большой лоб – это показатель ума. И когда хотят сказать, что человек самый умный про него говорят: «Семь пядей во лбу».
- Еще есть пословица: «От горшка два вершка». Что такое вершок?
- Вершок – это расстояние фаланги большого пальца у мужчин. Про какого человека говорят: «От горшка 2 вершка?» Почему вы так считаете?
- Что означают такие меря величины, как верста, аршин, локоть я вам предлагаю спросить у своих родителей. Незаметно наше путешествие подошло к концу. Мы даже не заметили, как оказались в детском саду
Дети останваливаются около последнего ряда столов.
Показываю линейку.
Задаю детям вопросы.
Дети самостоятельно проводят линии
Дети выполняют движения.
Провожу. Индивидуальную работу с детьми.
Спрашиваю 3-4 детей.
Результаты записываю на доску, напротив каждого животного.
Выставляю в ряд животных по росту.
Дети встают друг за другом, двигаются по группе и останавливаются на ковре.
Показываю картинки.
Задаю вопросы.
Предлагаю 2-3 детям развернуть и свернуть рулетку.
Помогаю разделить детей на подгруппы.
Одновременная работа детей. Слежу за правильностью выполнения действий.
Спрашиваю детей всех подгрупп.
Дети, встав друг за другом, двигаются по группе и останавливаются на ковре.
Показываю метр.
Показываю картинки: ученик, плотник, портниха.
Показываю.
Показываю.
Заключительная часть
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
- С какими измерительными инструментами мы познакомились?
- Чем похожи линейка, рулетка, метр?
- Как измеряли, когда не было измерительных приборов?
- Можно ли сказать про детей нашей группы «Семь пядей во лбу»? Почему?
- Да, вы умные, сообразительные ребята. Вы все сегодня молодцы, справились со всеми заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе на тему "Дикие животные"

Цель: Знакомство с дикими животными.
Задачи: расширить знания детей о животном мире, учить обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающихся от домашних; расширить представления детей о среде обитания животных; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы для работы: картинки с животными, магнитная доска, краски, альбомные листы, кисточки, баночки для воды.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим наше правило (вместе с детьми)
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: Ребята, вчера я разговаривала по телефону с дедушкой Алексеем Петровичем. дедушка рассказал мне, что гуляя в лесу, он увидел на тропинке маленького лисенка и взял его домой, за которым ухаживал. И теперь, когда лисенок окреп, он мог бы отнести его в лес, но ему стало жалко его, ведь дедушка привык к нему.
Ребята, что делать? Отпустить лисенка в лес или оставить у дедушки?
Ответы детей (отпустить в лес, лисенку плохо без мамы, пусть останется у дедушки).
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
А каких диких животных знаете вы? (дети называют, воспитатель ставит картинки на магнитную доску) Воспитатель: Молодцы, ребята! Рассмотрите внимательно картинки и скажите, что общего у этих животных?
Ответы детей (есть голова, туловище, морда, шерсть, лапы\копыта, хвост)
Воспитатель: У всех животных тело покрыто шерстью?
Ответы детей (нет, у ежа иголки)
Воспитатель: Чем дикие животные отличаются от домашних?
Ответы детей (дикие животные живут в лесу и сами ищут себе еду и жилище...)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем:
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Молодцы ребята! Немного отдохнули. А теперь садимся на ковер. Я беру волшебную палочку и превращаю вас в диких животных. Я сейчас (имя ребенка) покружу и в ежа превращу (аналогично дети превращаются в других животных).
Воспитатель: Я снова беру волшебную палочку и превращаю вас в детей (все дети садятся за столы).
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о каких животных? Ребята, что мы посоветуем дедушке Алексею Петровичу? Оставить лисенка или отнести в лес? (ответы детей).
Воспитатель: Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде, где они родились. Поэтому я посоветую дедушке отнести лисенка в лес и отпустить на волю.
А теперь, ребята, нарисуйте одного из понравившегося вам дикого животного.
В конце занятия дети рассматривают рисунки друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математическому развитию в старшей группе на тему "Путешествие в космос"

В ходе занятия уделяется внимание:- закреплению названий геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг;  понятий: ближе-дальше, слева-справа, сверху-снизу, над, под, между;- зна...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

Конспект итоговой НОД по математическому развитию в старшей группе с использованием развивающих игр....

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:-  упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Геометрические фигуры»

Упражнять в счете в пределах 7, учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в овощах и фруктах (круг и овал, закреплять понятия «вчера», &laqu...

Конспект занятия по математическому развитию В старшей группе Тема: «Сравнение предметов по длине».

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа путем наложения без счета; учить увеличить число на одну...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе: Широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины.

Учить различать предметы по ширине, пользоваться терминами: широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины....