Конспект экскурсии "В гости к хвойникам"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Костеева Анна Викторовна

В ходе экскурсии уточняем и расширяем знания с детьми  хвойных деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii_1.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРОНЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 233 ОАО «РЖД» 

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ

«В гости к хвойникам»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Костеева А.В.

2020 г


«В ГОСТИ К ХВОЙНИКАМ»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

1Расширять  представления о хвойных деревьях, растущих  на экологической тропе детского сада.

2. Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели, как представителях хвойных деревьев.

3. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

4. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

5. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец., пользе для человека, животных

6. Развивать внимание, память, речь, мышление.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материал:

  • иллюстрации хвойных деревьев;
  • части хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена;
  • стволы деревьев, поврежденные вредителями;
  • спилы деревьев;
  • лупы;
  • Картинки, кто дружит с деревом

Предварительная работа:

  • чтение познавательной литературы по теме;
  • рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;
  • экскурсии и прогулки в лес, в парки, в Алтуфьевский заказник с родителями;
  • работа с дидактическим материалом «Юные экологи »
  • дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”; «Рассмотри и опиши», «Какую пользу я приношу», «Детки на ветке»;
  • работа с природным материалом – шишками;
  • разучивание стихов, загадок, пословиц о деревьях.

ХОД

Ребята, сегодня мы с вами продолжим экскурсию по экологической

тропинке, а куда мы отправимся, вы поймете, отгадав загадки:

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять - и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Елка)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

А как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).

Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропинке к объекту «Хвойники» и познакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли.  Посмотрите, а наши хвойники стоят все зеленые. Почему?

Это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зеленые.

А где обычно растут хвойные деревья?

В лесу, в парке, в питомнике.

Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Тогда послушайте:

Легенда о "живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения "вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада. (Мифы и легенды. Славянские традиции).

Давайте внимательно посмотрим на наших красавиц и расскажем о них, что знаем.

Посмотрите на нашу елочку, какая она?

Наша елочка зеленая, колючая, пушистая, пахучая и еще она новогоднее дерево, ее украшают на Новый год.

Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки? (потрогаем).

Ствол у елочки прямой, коричневый. Кора шершавая. Верхние ветки у елочки молодые, короткие. А снизу длинные, старые. Веточки у ёлочек растут вниз.

А может их сломать снег, ветер?

Нет, потому-то они гибкие.

Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?

Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая, маленькая, а если потрогать их, то можно почувствовать и запах ели.

А еще хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите, каждая хвоинка крепится к веточке отдельно.

Как называется веточка у ели?

Еловая.

А как называется лес, где в основном растут елки?

Ельник.

Давайте посмотрим на соседку ели – сосну. Что вы можете рассказать про сосну?

Она колючая, зеленая, пахучая.

А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.

Ствол у сосны светлый, золотистый. Обычно сосна выше ели, а наша сосна, еще молодая. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого цвета.

Какие у нее хвоинки?

Они зеленые, острые, колючие, длиннее, чем у елки.

Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Посмотрите на веточки сосны, какие дружные хвоинки у сосны.

А как называется лес, где растут одни сосны?

Сосновый бор.

А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему?

Ель. Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмент.

А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. Хвойные деревья растут очень  медленно.

Знаете ли вы, кто из животных дружит с сосной и елью и почему?

Сосна даёт пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, совам, белкам и глухарям. Белки устраивают свои гнёзда в её пышной кроне. Они знают, что даже в сильный дождь капли будут стекать по хвое и стволу и не попадут в беличий домик. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо. Туда приходят погреться и полакомиться молодыми веточками лоси.

Семена ели - любимое лакомство лесных жителей. Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из шишек. Это их главный корм в зимнее время. То, что они не съели, а уронили, подбирают на снегу мыши. Еловые шишки любит даже медведь.

Зимой еловый лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра. В густых еловых ветвях белки и птицы прячутся от врагов, а клесты вьют гнёзда и выводят птенцов. У многих елей ветви опускаются почти до самой земли. В них и заяц может спрятаться от ветра и хищников.

Проводится игра «Кто дружит с хвойными деревьями». Дети поочерёдно называют животных, которые имеют экологическую взаимосвязь с елью и сосной, с помощью мимики и жестов имитируют их повадки.

Как сосна и ель помогают человеку?

Воздух в сосновом бору всегда чистый. В смоле сосны есть вещества, которые убивают микробов, поэтому в сосновом бору устраивают санатории для детей и взрослых. Из смолы и хвои сосны люди делают лекарства. Из древесины сосны раньше строили корабли. Из толстых еловых брёвен люди строят тёплые деревянные дома, делают красивую мебель. Бумага, на которой печатают книги, тоже в основном делается из ели. У ели звонкая и певучая древесина, поэтому из неё делают скрипки и другие музыкальные инструменты.

Подвижная  игра: «Собери шишки».

Рассмотрите и сравните шишки сосны и ели.

На сосне и ели растёт много шишек. Шишки у ели вытянутые, у сосны - короткие, округлые. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками.

Возьмите  шишки и выложите из шишек ели букву Е, а из шишек сосны - букву С.

Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.

У хвойных деревьев семена образуются в шишках.

А вы знаете, что хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.

Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Воспитатель: Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?

«Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:

Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».

Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».

Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.

Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.

Ваш старичок-Лесовичок»

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.

1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.

2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.

Лесовичок еще приготовил нам корзинки с шишками. А мы должны определить, какому дереву они принадлежат.

1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.

2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.

А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания. Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы. Что вы можете про них сказать?

Отсутствует частично кора, кора легко снимается, под ней труха. На стволе видны ходы жука короеда.

А теперь мы осмотрим наши хвойные деревья; нет ли повреждений на коре, нет ли вредителей, портящих кору дерева. Посмотрите, не сломаны ли ветки.

Дети осматривают деревья при помощи лупы.

Никаких повреждений нет, вредители отсутствуют, наши деревья ЗДОРОВЫ.

Ребята, Лесовичок очень рад, что вы так много знаете о лесе, о хвойных деревьях. Он приготовил нам угощение целебный настой из иголочек хвойных деревьев, который ждет нас в группе.

Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).

Рассказ воспитателя о кольцах

Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.

И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.

И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.

Раздаются спилы, где видны годичные кольца.

Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.

Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

Вы молодцы, все задания выполнили. Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?

Хвойные деревья красивы в любое время года. Из их древесины делают бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, музыкальные инструменты и многое другое.

Они дарят нам чистый воздух и даже лекарства.

Правильно. Хвойные деревья приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам. Лоси зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги, зайцы прячутся под ветками ели. Вот какие хорошие наши хвойники. Давайте обнимем нашу елочку.

Хвойные деревья растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Из семечки появляется росток, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

В большом городе необходима помощь хвойных деревьев. И мы с вами тоже можем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали. Давайте сгребем снег к нашим деревьям.

Вот и заканчивается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось Вам? Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки»

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей о...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки».

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки»....

Конспект экскурсии по мини музею "Наши гости собака Снежок и кошка Снежинка"

В интересной форме дети знакомяться   с определеним что такое "музей". Узнают про породы собак.  Происходит развитие и коррекция речи через ритмические движения . Используется пал...

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка» Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки» Выполнила воспитатель: Мус...