Дидактический материал Задания на развитие исследовательских умений и навыков"
картотека по окружающему миру

Шунайлова Лариса Альбертовна

Дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

Задания на развитие исследовательских умений и навыков

Задание 1.

Цель: развитие дивергентного мышления

Задание: составить предложения, используя слова:

  1. Пешеход, знак, слон.
  2. Колос, решето, ветер.
  3. Окно, стол, автомобиль.
  4. Телефон, утро, торт.

Задание 2.

Цель: развитие умения делать выводы и умозаключения.

Задание: определите живых существ с такими признаками:

  • Трусливый, быстрый, ловкий, хитрый
  • Умный, злой, быстрый, сильный.
  • Запасливый, маленький, слабый, юркий.

Задание 3.

Игра «Угадай предмет»

Цель: развитие умение задавать вопросы.

Содержание: детей делят на две команды. Перед командами кладут на стол совершенно неизвестный предмет, например: транспортир, амперметр.

Задание: задав наименьшее количество вопросов, вы должны узнать все, что можно об этом предмете.

Выигрывает команда, задавшая наименьшее количество вопросов и узнавшая наиболее количество информации о предмете.

Задание 4.

Игра «определяем прочность мостика»

Цель: развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: кубики из конструктора, деревянная и алюминиевая линейка, тонкие полоски картона, бумаги, пластилина, груз и другое.

Задание: перед детьми становится задача – определить, какой мостик наиболее прочный, пластичный, хрупкий. Что можно сделать, чтобы мост вобрал в себя разные достоинства?

Задание 5.

Цель: развитие конвергентного мышления.

Оборудование: карточки с изображением последовательных фигур.

  1. Найди закономерность в расположении фигур.
  2. Найди четвертую недостающую фигуру и нарисуй ее.

Задание 6.

Цель: развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: нитки, трубочка от шариковой пасты, швейные иглы, проволока, наждачная бумага, гладкий лист бумаги, ножницы.

Задание:

  1. Какими способами можно продеть нитку через трубочку от шариковой пасты?
  2. С помощью наждачной бумаги и гладкой бумаги дети определяют, что такое шероховатая и гладкая поверхности. Какая поверхность более приемлема в различных ситуациях. Например:  ледяные горки, письменный стол, горная дорога, лобовое стекло автомобиля и др.

Задание 7.

Цель: развитие умение давать определения понятиям, развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: таз с водой, гвозди, шурупы, канцелярские кнопки, пластиковая бутылка с пробкой.

Содержание: опустить таз с водой металлические предметы. Они тонут. Затем опускаем бутылку. Она не тонет.

Задание:

  • Почему гвозди и шурупы тонут в воде, а металлические корабли  нет?
  • Гвозди не могут летать, а железные самолеты летают?
  • Рыбы дышат растворенными кислородом в воде, а человек нет?

Задание 8.

Цель: развитие умения задавать вопросы.

Содержание: игра «Отгадай мою загадку»

Один из участников выступает в роли ведущего. Он выбирает любую вещь из комнаты и запоминает ее. Дети с помощью вопросов к ведущему пытаются угадать то, что он загадал.

Условие: ответы ведущего «да» и «нет».

Задание 9.

Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: найдите причину события.

  1. Нам позвонили соседи с нижнего этажа.
  2. Люди на улице стали одеваться теплее.
  3. Город озарился вспышками огней.
  4. Рыбаки всю ночь ловили рыбу.
  5. Утор было солнечным и веселым.
  6. Фонарный столб закачался и упал.

Задание 10.

Цель: развитие умения фиксировать собственные идеи, развитие умения задавать вопросы.

Оборудование: листы бумаги А4, простые карандаши.

Содержание: рассказать детям об истории письменности , о том, как люди передавали информацию друг другу, до того как появился алфавит.

Задание: «Представьте себе, что вы живете в каменном веке, а эти листы бумаги – кора деревьев. Ваша задача  написать письмо, не используя букв алфавита своим предкам. Что бы вы им написали и какие бы вопросы им задали».

Задание 11.

Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: назовите характерные черты утра, телефона, болезни, дождя, квартиры, радости, часов.

После ответов детям предлагается на выбор назвать нехарактерные черты одного из предметов.

Задание 12.

Цель: развитие конвергентного мышления.

Оборудование: листы бумаги А4, ножницы, карандаши.

Содержание: педагог вырезает из согнутого наполовину листа фигуру и показывает детям.

Задание: нарисовать то, что получится, если развернуть лист. Вырезать самую оригинальную фигуру и предложить другим детям нарисовать то, что получится, если ее развернуть.

Задание 13.

Цель: развитие умение давать определения понятиями.

Содержание: дети делятся на две-три команды. Каждой команде предлагается по две картинки с противоположным содержанием. Например: корова – слон, попугай – синица, осенний лес – детский сад и др.

Задание: найти как можно больше сходства в картинках.

Задание 14.

Цель: развитие умение задавать вопросы.

Задание: найдите ошибки в предложениях.

  1. Солнце село за горизонт и начался день.
  2. Летом в домах появляются свежесрубленные елки и пахнет мандаринами.
  3. Прозвенел будильник, и Сережа лег спать.
  4. Весна принесла нам много ягод, грибов и опавших листьев.
  5. Сверкнула молния, ударил гром, и пошел снег.

Задания для развития умения видеть проблемы

Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Однако древнегреческое слово problema в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема» в современном звучании значительно шире, чем термин «вопрос».

  1. Задача «Посмотреть на мир чужими глазами»

Читаем детям неоконченный рассказ:

1).«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ несколькими способами. Например: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу».

2). «На детской площадке играли дети. Рядом, на дереве, сидела большая ворона и наблюдала за их игрой…»

Задание: продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиций воспитателя детского сада, родителей, самих ребят и т.д.

3). «Попугай по кличке Кузя жил дома у Сережи. Он был очень общительной и миролюбивой птицей. Сережа любил выпускать его из клетки однажды, когда Сережа с Кузей играли в догонялки, на него попыталась напасть кошка…».

Задание: посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

  1. Задача «Составить рассказ от имени другого персонажа»

«Представьте, что вы на какое-то время стали шкафом или столом в комнате, травинкой или камешком  на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Задание:     составить рассказ от имени    разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

  1. Задача «Составить рассказ, используя данную концовку»

«… Мы пришли с прогулки веселые»

«… Когда мы вернулись домой, был уже вечер»

«… Собака Димы уже ни на кого не рычала и не сердилась, а только весело виляла хвостом»

«… Маленький тигренок в зоопарке стал громко мяукать. Совсем как котенок»

Задание: рассказать о том, что было в начале и почему все закончилось именно так.

  1. Задача «Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, свойства которого им хорошо известны. Это может быть игрушка, газета, кусочек мела, карандаш, мыло и многое другое.

Задание: найти как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета.

  1. Задача «Назови как можно больше признаков предмета»

Назовем какой-либо предмет. Это может быть стол, дом, самолет, книга и т.п.

Задание: назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.

  1. Задача «Тема одна – сюжетов много»

Задание: предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

  1. Задача «Увидеть в другом свете»

Задание: коллективное размышление о том, как выглядит мир с точки зрения кошки (собаки, насекомого и т.п.)

Развитие умений выдвигать гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза — это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

  1. Задание «Найди возможную причину события»

Сигналит автомобиль.

Деревья пожелтели.

Черепаха заползла под шкаф.

На детской площадке целый день не было никого.

Пес Шарик спал на диване.

Задание: назвать 2-3 самых фантастических, самых неправдоподобных объяснений этих событий.

Каждый ответ обязательно начни со слов:

  • Может быть;
  • Предположим;
  • Допустим;
  • Возможно;
  • Что если...
  1. Упражнение: «Давайте вместе подумаем…

- Почему дети любят играть?

- Как птицы узнают дорогу на юг?

- Почему весной появляются почки на деревьях?

- Почему течет река?

- Почему дует ветер?

- Почему бывает день и ночь?

- Почему бывают наводнения?

- Почему поют птицы?

- Почему Луна не падает на Землю?

- Почему в космос летают ракеты?

- Почему вырастают сосульки?

- Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

  1. Упражнение: «Логичные предположения или неправдоподобные объяснения»

          - Птицы низко летают над землей…

          - На столе лежит открытая книга…

          - На улице пошел дождь…

          - Автобус сигналит под окном…

          - Кошка сердится…

Задание: сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Усложнить – придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

  1. Упражнение «Представить»

Задание: представить, что голуби стали размером с больших орлов (слоны стали меньше муравьеви др.).  Что произойдет?

  1. Упражнение: «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?»

Задание: придумать условия, при которых будут полезными два и более из данных предметов:

Часы, ветер, монитор компьютерный, яркое солнце, игрушечный автомобиль, яблока, чайная чашка, военный реактивный самолет, букет цветов, плюшевый мишка, автомобильное кресло.

Задание дополнительное: при каких условиях эти же предметы могут быть совершено бесполезны и даже вредны?

  1. Упражнение «Гипотезы, прогнозирующие возможные последствия событий»

Задание: В сказке Золотая рыбка исполнила три желания одного человека — старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

Развитие умение задавать вопросы

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети - от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

  1. Задание «Найди загаданное слово»

Задание: задать друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»

  1. Упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими:

Задание: кладете на стол какой-нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше. Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т.д. Но кукла - узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется

  1. Упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета.

Задание: Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать?

  1. Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации. К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался - так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

- Кто…?

- Что…?

- Где…?

- Зачем…?

- Когда…?

  1. К блоку «Учимся задавать вопросы» относятся и упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать кого-то или что-то - значит ответить на вопросы:

- Что это такое?

- Чем оно отличается от других или от другого?

- Чем похоже на других или другое?

  1. Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ

Существуют предметы, явления, события - и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятием обычно называется мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

Приемы, сходные с определением понятий

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы - общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование этих приемов - хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

Описание

Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Любая наука широко использует описания. Описать объект - значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?». Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. Для описания в исследовательской практике применяются как язык, которым мы пользуемся в обычной жизни, так и специальные, искусственные языки.

Вот один из многочисленных примеров описания, содержащийся в книге «Жизнь животных» другого известного биолога А.Э. Брэма. Автор описывает волнистых попугайчиков:

«Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые; хвост длинный ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета» [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 2. М., 1992, с.159–160].

Интересным упражнением, развивающим способности делать описания, может стать задание понаблюдать за теми же попугайчиками, а затем описать их. А после этого сравнить собственное описание с описанием А.Э. Брэма. Насколько оно точно сделано? Прав ли автор, утверждая, например, что оперение волнистых попугайчиков «…красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета»?

Еще одно развивающее упражнение - сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов товарищей по группе. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

Характеристика

Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же, как и предыдущие упражнения, можно рассматривать как пропедевтическую, позволяющую формировать умения давать определения понятиям.

Приведем в качестве примера интересную выдержку из характеристики того же жирафа, данной уже упоминавшимся биологом А.Э. Брэмом в его книге «Жизнь животных»:

«Жирафы. В Средней Африке, на огромном пространстве: от знойных песков Сахары до владений свободных буров, водится одно очень странное животное, которое арабы называют «серафе» (милая), а ученые — Camelopardalis (верблюдопантера). Обыкновенно же оно известно под именем жирафа, что представляет испорченное слово от того же «серафе».

Оба названия — и арабское, и латинское, — как нельзя лучше характеризуют жирафа. Действительно, это, с одной стороны, чрезвычайно добродушное, мирное, кроткое, пугливое животное, которое старается жить в мире не только с подобными себе, но и с другими животными. С другой стороны, во всем животном царстве нет ни одного представителя с более странной фигурой тела…» [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. М., 1992, с. 418].

Приведем еще один пример составления характеристики. На этот раз воспользуемся материалом из художественной книги Е.Чарушина «Про Томку». Охотник выбирает себе щенка - будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков:

«Щенки небольшие - только что научились ходить.

Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять».

Перед нами - краткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка:

«В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется».

Автор показывает нам прекрасный пример краткого описания нескольких щенков, но еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка. Он понаблюдал за каждым щенком, дал каждому характеристику - определил основные, характерные черты щенков. Он провел эксперимент с тем щенком, который его заинтересовал, и убедился в том, что он может стать настоящим охотничьим псом.

Разъяснение посредством примера

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.

Вновь воспользуемся примером из цитированной уже книги А.Э. Брэма «Жизнь животных». Приведем вариант описания с использованием приема «разъяснения посредством примера»:

«Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты; голова может втягиваться под панцирь лишь отчасти, а ноги совсем не могут втягиваться. Острые роговые челюсти часто бывают зазубрены, так, что представляют подобие зубов. Верхняя челюсть покрывает нижнюю и загибается вниз вроде клюва».

Как видим, автор, описывая морских черепах, постоянно обращается к их сухопутным и земноводным сородичам.

Очень близок приему описания посредством примера другой прием - сравнение.

Сравнение

Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493–1541) сравнивал мир с аптекой; великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир — театр; многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером…

Активно используются сравнения в художественных текстах. Вот пример сравнения - отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной,
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной…

Прием сравнения можно использовать в работе с детьми для тренировки в умении работать с понятиями. Например, подберите сравнение для таких объектов:

еж, 
воробей, 
олень,
пароход,
велосипед,
лампочка,
дерево.

Например, гиппопотам похож на корову или лошадь (в переводе с древнегреческого это слово означает «водяная лошадь»).

Различение

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе. Обратимся к примерам.

Множество примеров простых и более сложных различений можно найти в детских книжках. Например, в книге Бориса Зубкова «Из чего все машины сделаны?» описывается сходство и различие колес и их функций в технике:

«Автомобиль, трактор, электровоз, троллейбус — у всех есть колеса. Четыре, шесть, восемь колес. Есть автомобильные прицепы для больших и тяжелых грузов, у которых двадцать четыре колеса. Пусть груз очень тяжелый — не беда! Колес много, и на каждое приходится тяжесть небольшая. Значит, каждому колесу легко свою ношу нести…Все колеса - ноги машины. А есть в машинах и другие колеса, самого различного назначения. Например, рулевое колесо. Оно над другими колесами командир».

После прочтения этого текста можно побеседовать с детьми о том, какие они знают еще колеса, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Аналогичных отрывков, способных стать хорошим исходным материалом для занятий, можно найти множество.

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть.

Игра «Трудные слова» (способ определения понятий)

Поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

УЧИМСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации - указание на принцип (основание) деления.

Правила классификации:

  • Члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
  • Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления;
  • Основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации.

Особый вид классификации - деление пополам.  В итоге выделяются предметы, имеющие признак и не имеющие этого признака. Задание: найди предметы и явления, которые можно поделить надвое, например: на взрослых и детей и на «взрослых» и «невзрослых».

Задание:подберите слова с противоположным значением к словам:

игрушки
инструменты
большие

животные
автомобили
летние

рыбы 
планеты
веселые

Каждому педагогу и психологу известно, как важен в обучении элемент необычности и занимательности. Логика в целом и классификация в частности производят впечатление сухости и расчетливости. Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности - правила классифицирования.

Например, предложим детям такую классификацию. Мы делим животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.

Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.

Или деревья делим: на хвойные, лиственные, нарисованные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ

Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Следующий этап упражнения - нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности - «парные картинки, содержащие различия». Их можно использовать в данных целях.

ПОЗНАНИЕ В ДЕЙСТВИИ, ИЛИ КАК ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.

Мысленный эксперимент

Эксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими. На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то зачем же эксперимент? Ведь слово «эксперимент» предполагает проведение каких-то практических действий с предметом исследования. Все же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.

Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи. Их могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.

  • «Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)»
  • «Что будет, если люди научатся читать мысли других?»
  • «Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?»
  • «Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?»

Эксперименты с реальными объектами

Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Приведем несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам.

Эксперимент с кляксой

Этот прием изобразительной деятельности можно назвать кляксографией. На лист белой плотной бумаги (для рисования или черчения) капнем немного туши. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные стороны, дадим возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.

Эксперимент с набрызгом красок

Самое простое приспособление для набрызга красок - зубная щетка. В этих целях можно использовать и различные приспособления для разбрызгивания воды и косметических средств. Например, для занятия в детском саду можно зарядить заранее несколько разбрызгивателей красками разного цвета. Теперь каждый участник занятия получает лист белой плотной бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него любую из красок. После чего на лист накладываем листья деревьев или других растений (можно использовать вырезанные специально геометрические фигуры или силуэты человечков, животных и др.) и снова, теперь уже другой краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты можно убрать. Получится интересное изображение.

Продолжим эксперимент. Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.

Эксперимент с акварелью

На влажный лист плотной бумаги (для акварели или просто для рисования) размером примерно в половину обычного альбомного листа (формат А4) наносим кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок — это тоже интересное экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязносерую массу.

Как только процесс нанесения красок завершен, накладываем на наш лист точно такой же по размеру и прижимаем его рукой, стараясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту разделим листки. Перед нами - две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в результате кристаллизации красок, под действием тепла ладони, образовались сказочные узоры.

Самый простой способ завершить полученные шедевры - наклеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и перед нами - необычные космические пейзажи. Остается только поместить их в рамки. Можно поступить и иначе, здесь уже требуется фантазия художника.

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

Предложим детям собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.

Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет.

После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки?

А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Эксперимент «Как вода исчезает»

Приведем пример другого эксперимента с водой. Попробуем провести экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства.

Запасемся разными предметами, например: губка, газета, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическая пластинка, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, чайной ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? — перечислим. Теперь из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?

Продолжим эксперимент по «исчезновению воды». Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем-нибудь отметим, например, фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим - что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь, через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.

Эксперименты с лучом света

Для этого эксперимента нам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.

Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Эксперименты с магнитом и металлами

Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это.

Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др.

В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.

Эксперименты с собственным отражением

Многие блестящие предметы, и это хорошо известно детям, позволяют увидеть собственное отражение. Попробуем провести эксперименты с отражением.

Сначала давайте подумаем и поищем, где можно увидеть собственное отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Свое отражение можно увидеть и, например, в воде.

Разглядывая собственные отражения, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности, дают хорошее отражение, предметы шероховатые — значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение.

Проведем специальное исследование причин искажения отражения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или другом не плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?

Эти опыты могут получить интересное продолжение за пределами детского сада, дома. Например, детям можно предложить провести эксперимент по поводу того, как относятся к собственному отражению домашние животные. Особенно живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики и другие наши домашние любимцы.

Мы привели несколько примеров экспериментов, доступных детям, большое количество подобных заданий можно разработать самостоятельно. В настоящее время издается много книг с описанием подобных упражнений и методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.

СУЖДЕНИЕ

Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чеголибо. Мыслить - значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение - одна из основных форм логического мышления.

Одним из средств развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже. Задание детям - «проверьте правильность утверждений»:

Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь - дерево.

Все волки серые.
Пес Рекс серый.
Следовательно, он волк.

Все дети из нашей группы приходят в детский сад утром.
Миша - ребенок из нашей группы.
Следовательно, Миша приходит в детский сад утром.

Все котята умеют мяукать.
Леша научился мяукать,
Следовательно, он котенок.

УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, — важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному представлению. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов. Но, несмотря на это, обучать ему можно и нужно даже детей.

Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, — использование простых графических схем. Это дает возможность, например, выявить логическую структуру текста. Опишем способы применения графических схем на примерах занятий с детьми. Возьмем в качестве такого примера отрывок из книжки для детей писателя Игоря Акимушкина:

«Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста — почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые».

Теперь попробуем найти главную мысль, главную идею этого отрывка текста. В ходе коллективного обсуждения обязательно ктото из детей назовет ее: «Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан». А какие слова (факты) ее подтверждают? Опять в ходе коллективного обсуждения находим: «Длиной он от носа до хвоста — почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле».

Давайте нарисуем схему, условно назовем ее «дом с колоннами», она выражает логическую структуру этого небольшого отрывка. Главную идею обозначим большим треугольником (1 — самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан), а колонны — это факты, ее подтверждающие 
(2 —
 длиной он от носа до хвоста — почти метр, 3 — весит до девяти килограммов!, 4 — Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле). Заключительную фразу отрывка: «Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые» — обозначим прямоугольником, лежащим в основании (5 — цветом кролики разные), и квадратными опорами, его поддерживающими (6 — серые, 7 — голубые, 8 — рыжие, 9 — черные, 10 — белые).

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.В логике выделено два вида умозаключений: индуктивное (индукция - переход от частных суждений к общим) и дедуктивное (дедукция - переход от общих суждений к частным).

Умозаключения по аналогии

Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

У кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика.

Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

Скажите, на что похожи: 
узоры на ковре, 
облака,
очертания деревьев за окном, 
старые автомобили,
новые кроссовки.

Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки, и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Усложним задание. Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.

Аналогичное задание. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме. Для этого воспользуемся следующим заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"

  Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности

Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...

Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект по развитию поисково- исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования «Лаборатория удивительных наук»

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостр...