Конспект занятия "Наш маленький - посёлок Салемал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей с историей родного поселка: от его рождения до настоящего времени!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_nash_salemal_-_poselok_malenkiy.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Конспект   занятия    по  ФЦКМ

«Наш маленький – посёлок Салемал»

Составитель: Ярмаметова А.И., воспитатель

с. Салемал 2020 г.

  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

 Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю, к своей малой родине. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о малой родине и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе, селе, посёлке есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Цель: Расширить представления детей о родном посёлке.

Задачи:

  1. Познакомить детей с элементарной историей возникновения родного посёлка.
  2. Закреплять знания детей о названии посёлка, о его общественных местах.
  3. Воспитывать любовь к малой Родине.

Интеграция

Образовательная область «Коммуникация»:

  • Способствовать формированию опыта общения детей в группе.
  • Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
  • Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Совершенствовать речь как средство общения.

Образовательная область «Социализация»:

  • Системно и углубленно познакомить юных салемальцев с историей родного посёлка.
  • Расширять представления о родном крае.
  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Вызвать у детей чувство восхищения, гордости за свой посёлок, его жителей. 

Образовательная область «Познание»:

  • Закреплять умение создавать конструкции по словесной инструкции воспитателя.
  • Способствовать развитию у детей умению фантазировать, мечтать.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  • Способствовать пополнению литературного багажа детей стихотворением Ивана Истомина «На Ямале мы живем».

Здоровьсбережение:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры: «Что вы знаете о своем посёлке?», «Все ли верно, докажи».

Наглядные: рассматривание фотографий с видами посёлка, презентация «Наш Салемал – посёлок маленький».

Словесные: беседа «Что вы знаете о своем посёлке».

Материалы и оборудование: фотографии с видами посёлка; презентация «Наш Салемал – посёлок маленький»;    

Предварительная работа: Целевые прогулки по улицам посёлка; знакомство с общественными зданиями и их назначением; экскурсии к мемориалу в честь воинов-защитников; игра «Путешествие по родному посёлку»; разучивание игры «Салемал – наш дом».

Формирование и активизация словаря: Рыбоучасток, Пуйковский рыбозавод.

Ход занятия:

 Воспитатель: День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Собирайтесь дети в круг,

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, прослушав его, подумайте, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Утром рано мы встаём,

Посёлок видим за окном.

Он проснулся, он живёт.

Нас на улицу зовёт.

Ребята, вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)

Действительно, ребята, сегодня мы поговорим о нашем любимом посёлке.
Воспитатель: Мы с вами живем в самой прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?

Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Воспитатель: Посмотрите, это географическая карта нашей России. Скажите, где мы с вами живём?                                                                                        

Дети: На Севере, на Ямале.

Воспитатель: Правильно, мы живём с вами на полуострове Ямал. А вы знаете что означает слово «Ямал» в переводе с ненецкого языка?  

Воспитатель: Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли. Так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ивана Истомина «На Ямале мы живем»

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живём.

Север крайний, север дальний,

И весёлый, и печальный,

Скромный гордый и степенный

 Мой Ямал необыкновенный.

Воспитатель показывает на карте полуостров Ямал. 

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш населённый пункт?

Дети: Салемал.

Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов, посёлков, деревень, сёл. А мы будем говорить о нашем посёлке, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш посёлок самый красивый?

Дети: Красивый.

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем посёлке?

Дети: Красивые клумбы, парк, детская площадка, дома, улицы.

 Воспитатель: А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш посёлок, ничего не было?

Воспитатель: Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по нашему посёлку.
Узнаем много интересного из истории нашей «малой родины»: когда образовался наш посёлок, кто здесь живёт, чем занимаются жители нашего славного поселения.

Но прежде чем мы отправимся на экскурсию, я предлагаю вам поиграть.

Проводится музыкальная игра «Вправо мы пойдем по кругу…».

По окончании игры дети садятся на стулья.

Дети  слушают рассказ воспитателя об истории посёлка.

Воспитатель: Салемал – самый южный населенный пункт Ямальского района, здесь проживают чуть более 1000 человек. Посёлок находится на богатом нефтью и газом полуострове Ямал. Название посёлка в переводе с ненецкого языка означает «конец мыса». Действительно, Салемал расположен на красивой горе, которую с трёх сторон окружает своеобразная растительность лесотундры.

Воспитатель: Салемал был основан в самый суровый год войны – 1942, здесь был небольшой участок, на котором рыбаки ловили рыбу. В двадцати километрах от места будущего Салемала находился посёлок Пуйко, в котором существовал тогда крупный «Пуйковский» рыбозавод (носивший имя ненецкого рода Пуйко).

История основания Пуйко уходит в конец 19 века. В списке рыбопромысловых угодий в Обдорском крае, составленном исследователем Севера А.А. Дуниным-Горкавичем, есть следующая запись: «Пуйко, остров у верхнего устья Хамманельской Оби, находится в пользовании самоедов рода Пуйко. Находится в аренде на 4 года с 28 июля 1893 г. Всего 3 жилых здания, 4 нежилых и 1 баня». 

Воспитатель: Жители посёлка Пуйко ездили в Салемал заготавливать лес, летом собирать ягоды, грибы. Сначала жители ездили в так называемый «старый» Салемал, расположенный в десяти километрах от Салемала «нового», затем через некоторое время рубка леса дошла и до места расположения «нового» Салемала. На этом месте, на горе люди поставили две избушки – времянки, и так один за другим жители ездили в свободное от работы время из Пуйко в Салемал для заготовки дров.

Так заложилась основа Салемала, первыми жителями которого были всего три семьи, они жили дружно, сообща делили радости и неудачи. С каждым годом число жителей увеличивалось. И вскоре их было около 150 человек, людей разных национальностей. К тому времени в Салемале уже было не менее 15 домов, и 3 - 4 землянки. Поселок рос. Вскоре появился магазин, затем столовая, школа (4 класса), почта, пекарня.

В 60-х годах 20 века посёлок Пуйко затопило и в Салемал переехали все остальные жители. Здесь открыли первый детский сад, а через несколько лет в Салемале открылась участковая больница.

 Жизнь была очень интересной, веселой. Были построены клуб, библиотека, хорошо была развита художественная самодеятельность. Люди умели работать и отдыхать, словом жили полной жизнью.

Воспитатель: С тех пор прошло много лет. Ни смотря ни на что, Салемал живёт и развивается. Строятся новые красивые дома со всеми удобствами, в ожидании большой радости живут наши дети – в посёлке построили новое здание школы в капитальном исполнении, вы посещаете новый детский сад. Салемал преображается буквально на глазах: образуются новые красивые улицы, обустраиваются дороги. То есть посёлок уверенно смотрит в будущее.

Воспитатель: Сейчас, я вам предлагаю немного отдохнуть и пройти по улицам нашего посёлка.

Физминутка - игра «Салемал – наш дом»

Во время проведения игры звучит музыка «Земля – наш общий дом», дети встают в круг.

Салемал – наш дом,
Здесь все дружно мы живём. (
дети берутся за руки)
Любим по нему гулять, 
Всё смотреть и узнавать. (
идут по кругу)
Один - заходим мы в библиотеку
Рассмотрим книги побыстрей, (
указательный палец у щеки)
Ходим тихо, не шумим, (
идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
Затем дальше поспешим.
Парк победы - это два (
руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
Вспомним, что была война.
Мы поклонимся огню,
Чтим историю свою;
Три – конечно это парк, (
руки вверх)
Можно прыгать и скакать,
Очень быстро побежать.
Дальше медленно идём,
К нашей церкви подойдём.
Смотрим мы на купола (
руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
Просим мы о мире.
Прогулка долгая была.
Вот уже четыре.
( руки поднять - вдох, опустить - выдох) ,
Ну, а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
Он родной для всех ребят.
По окончании игры, дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Салемал – исконно рыбацкий посёлок, и здесь ежегодно встречают свой профессиональный праздник рыбаки, который традиционно отмечается во второе воскресенье июля. В теплые летние дни здесь проходит собрание с чествованием лучших рыбаков и работников рыбозавода; организуются народные гуляния, праздничные концерты, проходят различные спортивные соревнования, в т. ч. и знаменитые гонки на рыболовецких бударках по р. Обь. Женщины показывают своё мастерство в пошиве летней национальной одежды. В заключение праздника устраивают обед, на котором подаются уха и различные блюда из рыбы.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что вы знаете о своем посёлке?» Мы с вами отправимся в «путешествие» по Салемалу, чтобы узнать хорошо ли вы знаете свой посёлок?

Дидактическая игра «Что вы знаете о своем посёлке?»

 Воспитатель показывает фотографии с видами посёлка  и задаёт вопросы. У детей красные и зелёные кружочки. Если дети знают ответ на вопрос воспитателя, они поднимают зелёный кружок, а если не знают – красный. 

  • Назовите здания, которые вы видите. Для чего они предназначены? 
  • Где находится мемориал воинам-защитникам ВОВ? Почему на экране вы видите две фотографии памятников?  
  • Кому поставлен памятник, который находится на берегу Оби?  
  • Чем отличаются стелы Салемала? Что вы можете о них рассказать?

Показ фотографий  с видами посёлка, дети рассказывают, что они видят, что знают об этом объекте.

Воспитатель: Вижу, что вы неплохо знаете свой посёлок. Ребята, а вы любите загадки?

Дети: Любим.

Воспитатель: Загадки бывают разные. Бывают о животных, растениях, о явлениях природы. Сейчас вы друг другу будете загадывать загадки о посёлке, мы с вами придумаем свои загадки.

Дети поочерёдно выходят к столу, на котором разложены фотографии с видами посёлка (памятник воинам ВОВ, школа, Администрация, церковь, детский сад), рассказывают об одной из них. Ребёнок, отгадавший, о какой фотографии речь, подходит к столу, показывает её всем детям.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждый, живущий в нашем посёлке, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть людей, наших земляков, которые делают всё для того, чтобы посёлок становился красивее, богаче, мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях. Это всё наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы ещё дошкольники, вам ещё предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой посёлок, а любить – значит знать его.

Воспитатель: Посмотрите эти фотографии, возможно вы знаете этих людей, они здесь родились и прошли весь свой долгий жизненный путь, вкладывая частичку своего сердца в историю Салемала.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш посёлок, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной посёлок. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для посёлка, когда вырастете. Наша игра - мечта так и будет называться «Мечтатели», её можно начинать словами: “Когда я вырасту...”

Дидактическая игра «Мечтатели»

Дети поочерёдно рассказывают о своей мечте: «Когда я вырасту, стану строителем и построю в поселке бассейн», «Когда я вырасту, стану бизнесменом и куплю много красивых игрушек для нашего детского сада», «Когда я вырасту, я стану воспитателем и буду заботиться о маленьких детях» и т.д.

Воспитатель: Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.

На заранее подготовленном листе ватмана нарисовано солнце с отходящими от него лучами, на конце которых дети рисуют свою «мечту». Закончив рисовать, дети идут вокруг стола, рассматривая рисунки друг друга. Во время рисования звучит музыка «Земля – наш общий дом».

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мне очень нравится песня о нашем посёлке.

Хотите с ней познакомиться? 

На экране показ видео-песни «Наш Салемал – поселок маленький» (слова Г.Г. Лазаревой, музыка Н.А. Назаруковой, исполняет Е. Салиндер).

Воспитатель: Какой интересный у нас получился рассказ о нашем посёлке. Вы теперь многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать. Мы можем гордиться нашим посёлком и людьми, которые здесь живут. А я горжусь тем, что вы так хорошо знаете историю своего посёлка, с любовью о нём рассказываете.

А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?

А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.

Дети поднимают руку, отвечают на вопросы.

Воспитатель: Что вы узнали нового и интересного?

А где вам могут пригодиться эти знания?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"

Конспект занятия по ручному труду в средней группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»

Сценрии музыкальных развлечений. конспекты, потешки, муз.дидактические игры....

конспект занятия "Маленькие помощники"

конспект интегрированого занятия по экологии в средней группе...

Конспект занятия "Мой посёлок" для детей средней группы

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о названии родного посёлка, на знакомство с его достопримечательностями, на воспитание чувства гордости за свой посёлок....

План-конспект занятия «Мой посёлок» (Старшая группа)

План-конспект занятия «Мой посёлок» (Старшая группа) Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к истории родного края.Задачи:познание ребёнком истории и культуры родного кра...

Конспект Нод "Мой посёлок"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию...