Проект "Будь природе другом!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Поликарпова Тамара Анатольевна

Проекты в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx423.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чантырская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»

C:\Users\ТАМАРА\Desktop\3113.jpg

Подготовила:

Поликарпова Т.А

Краткосрочный проект по экологии

«Будь природе другом!»

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники: дети, воспитатели, родители

Срок реализации: одна неделя

Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                  

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Задачи проекта:

для педагогов:

  • изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
  • создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.

для детей:

  • дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

для родителей:

  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта:

I этап -  организационный

Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей.

II этап - практический

Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.

III этап - заключительный

Анализ полученных данных.

Рекомендации родителям.

Итоговое мероприятие:

КВН «Знатоки природы»

Продукты проекта:

  • Картотека «Экологические сказки».
  • Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».
  • Альбом «Будь природе другом!».

План мероприятий по реализации проекта.

Дни недели

Виды деятельности в течении дня

Задачи

День 1

«Будь природе другом!»

Беседа «Зачем нужно беречь природу?»

Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость  его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете»

Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года».

Обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке.

Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы».

Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты.

День 2

«Вода – источник жизни»

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода».

Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод.

Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций.

Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года.

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик».

Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку.

День 3

«Царство животных»

Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края».

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными, обитающими в ХМАО; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес.

Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка».

Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению.

Загадки, пословицы и поговорки о животных.

Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ.

Д/и «Чей детеныш?»

Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных.

Образные упражнения «Угадай, кого покажу».

Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей.

День 4

«Путешествие в лес»

Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу».

Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе.  

Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья».

Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение».

Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия.

Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; формировать навыки безопасного поведения в природе.

Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы.

Уточнить у детей значение данной трудовой операции; учить правильно пользоваться детскими граблями, метелками; развивать соответствующие трудовые навыки и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать.

День 5

«Знатоки природы»

Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?».

Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы.

КВН «Знатоки природы».

Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц.

Продолжать учить различать и называть зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное время года; учить быть внимательными ко всему, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Чтение х/л: Л. Есенина  «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе.

Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе.

Работа с родителями.

  1. Консультация «Природа как воспитатель».
  2. Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
  3. Организация выставки совместного творчества «Осенний калейдоскоп».

Результаты проекта «Будь природе другом!»

Для детей:

  • повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и растительном мире;
  • познакомились с правилами безопасного поведения в природе;
  • появилось желание беречь и охранять природу;
  • обогатился и расширился словарный запас;
  • расширился кругозор детей.

Для педагогов:

  • создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
  • повысился уровень компетентности в вопросах экологии.

Приложение 1

Консультация «Природа как воспитатель».

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Приложение 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

  1. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

                        – Да.  – Нет.   – Иногда.

  1. Соблюдаете ли Вы сами эти правила?        – Да.   – Нет.   – Иногда.

  1. Имеются ли у Вас дома комнатные растения?

                 – Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?                              

                    – Да. – Нет – Иногда

  1. Имеются ли у Вас дома животные?

                   - Да. – Нет. – Категорически против.

  1.  Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?

                            - Да. – Нет. – Иногда.

  1.  Читаете ли Вы ребенку книги о природе?         – Да.  – Нет.  – Иногда.

  1.  Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?

                                    - Да. – Нет. – Иногда.        

  1.  Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу?       – Да. – Нет. – Иногда.

  1.  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?         – Да. – Нет. – Иногда.

  1.  Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?

                                       - Да. – Нет. – Иногда.

Приложение 3

Картотека дидактических игр по экологии

 «Что где растёт?»

Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

«Вершки и корешки».

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых  съедобны и вершки и корешки.

«Что сажают в огороде?»

Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

«Определи на вкус»

Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

«Найди, о ком расскажу».

Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.

 «Раз, два, три дерево назови».

Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

«Кто живёт в лесу».

Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.

«Кто знает, пусть продолжает».

Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это…).

«Найди листок, какой покажу».

Цель: Способствовать умению находить листок по показу.

«Собери дерево из частей».

Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.

 «Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе ,  которую они приносят.

«С какой ветки детки?»

Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.

«Загадки о животных» (лесных и домашних).

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Кто ползает, а кто летает»

Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.

«Сложи картинку»

Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.

«Да и нет».

Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.

Приложение 4

«Экологические сказки для дошкольников»

                                                                 (автор Л.Ф.ВОРОТНИКОВА)

«БАБУШКА ФЕДОРА И ГЕРАНЬ»

Жила-была Герань. Бедная, несчастная Герань. Когда-то она была очень красивой. А сейчас… Что же случилось с ней. Цветки завяли, листья пожухли, а корни давно уже утратили свою силу…Земля в треснувшем горшочке просила чистой воды…но никто не мог помочь ни земле, ни цветам, ни листьям. 
А виной всему была бабушка Федора. Лентяйка и неряха. Не ухаживала она за Геранью и вообще давным-давно про нее забыла.
А бедная Герань из последних сил пыталась сделать мир вокруг бабушки Федоры прекрасным … но все ее попытки были напрасны.
И вот настал тот день, когда силы Герани были на исходе… И решила она оставить бабушку Федору. Ушла от нее. Посмотрела сиротливо на дом, в котором жила и ушла.
Проснулась утром бабушка Федора и не поймет, что случилось.

– Как то нехорошо мне сегодня, неспокойно и чувствую себя плохо. Что такое, почему так?
Долго не могла понять бабушка Федора, что не так. 
Но тут появилась мышка из-за печки.
– Что, бабушка, плохо тебе?
– Плохо мышка, плохо..
– Я могу рассказать тебе почему?
– Почему же?
– Это все потому, что твой дом Герань покинула.

Только теперь, после слов мышки бабушка Федора обратила внимание на то, что подоконник возле грязного, пыльного окошка пуст.
– Ты наверное не знаешь, – продолжала мышка, – но Герань особенное растение. Ее аромат лечит душу человека, успокаивает, оберегает и помогает справляться со всеми трудностями.
– А я и не знала … – огорченно вздохнула Федора. – Но даже если бы и знала…За все время, что Герань у меня жила, я ни разу ее благотворного влияния на меня не почувствовала.
– А ты ухаживала за ней?

– А что, надо было ухаживать?
– Конечно! Землю поливать, рыхлить, корни питать. А еще солнечный свет ей нужен…А ты на окошко свое посмотри – пыльное, грязное!
– Ой, что же теперь делать-то? – вздохнула бабушка Федора.
– Пойди и верни Герань – просто ответила Мышь.

И пошла бабушка Федора по полям, по лугам… Долго ходила. Пришла на поляну. Видит, сидит ее Герань вся такая бедная, несчастная…Горькие слезы льет.
– Герань, милая, прости меня. Мне без тебя так плохо. Вернись домой, прошу. Я буду беречь тебя, ухаживать за тобой.
Простила Герань бабушку Федору. Вернулись они домой.
Посадила бабушка Федора Герань в новый горшочек, землю новую насыпала, порыхлила, листья полила, а еще окошко помыла, чтобы солнечные лучи ласкали цветы герани своим теплом и светом. И зацвела Герань от счастья, и наполнила дом Федоры чудесным, благотворным ароматом.
С тех пор бабушка Федора бережет свою Герань и всегда за ней ухаживает.

«КАК У РОСТОЧКА ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ»

В одном маленьком городе стоял маленький детский сад, в котором воспитывались маленькие, но очень хорошие дети. Они очень любили животных, птиц, растения. Дети, хотя и были еще совсем маленькими, но уже могли сами заботится об обитателях их живого уголка. Такие это вот были хорошие и послушные дети.
Но когда малыши уходили домой и в коридорах детского сада становилось тихо, растения и животные разговаривали друг с другом.
И вот однажды Лилия, которая стояла на подоконнике рядом с Бегонией, удивленно воскликнула:
– Посмотрите, рядом со мной стоит горшок, в котором кроме земли ничего нет.
– Знаете, уважаемая Лилия, – сказала Бегония, – я видела, как дети сегодня старательно поливали эту землю.
– Странно, – вздохнул Кактус, – пустая земля, а поливают…
– И ничего странного в этом нет, – сказал самый мудрый из всех растений Папоротник. – Раз наши дети поливают эту землю в горшочке, значит они чего-то ждут.
– Чего же они могут ждать? – удивилась Лилия.
– Как чего? Нового маленького росточка, который появится из маленького семечка, которое в свою очередь пока еще прячется глубоко в земле.
– Ах вот оно что! – разом ахнули все растения. – Значит скоро у нас появится новый питомец!
– Интересно, на кого он будет похож? – спросила Бегония, и разом со всех сторон посыпались предположения растений, ибо каждое из них считало, что росточек будет похож именно на него.
А между тем у маленького семечка появился маленький росточек.
Как-то раз, когда комнатные цветы в очередной раз спорили непонятно о чем, они услышали тоненький голосок:
– Здравствуйте!
– Ой, вы только посмотрите, наш маленький росточек появился на свет! – воскликнула Лилия.
– Здравствуй, росточек! – поздоровалась Бегония. – Как тебя зовут?
– А я не знаю… – опечалился росточек.
– Ну ничего. Ты не переживай. – успокоил его Папоротник. – Мы все здесь знаем свои имена, они написаны на табличках наших домов. Как только ты немного подрастешь, мы посмотрим на кого ты будешь похожим и узнаем твое название.
Дни проходили за днями. Каждый день дети ухаживали за росточком. Поливали его и рыхлили землю, подкармливали его витаминами. А росток все рос, набираясь сил и наполняя пространство вокруг себя чудесным, успокаивающим ароматом.
– Как же меня зовут? – недоумевал росток. – У всех цветов вокруг меня есть названия. А кто же я такой?
Так прошло еще несколько дней. Росток уже перестал быть просто ростком. Он вырос и превратился в благоухающий цветок, с мягкими резными листьями, с маленькими розовыми цветками, каждый лепесток которых был похож на маленькое сердечко.
Наступил торжественный момент. В одно прекрасное утро дети прикрепили к цветочному горшку название.
«Герань» – было написано на этой табличке, а ночью, когда детский сад вновь опустел, все жители живого уголка заметили, что у нового питомца теперь появилось имя.
– Здравствуй Герань, добро пожаловать Герань, как поживаешь Герань – слышалось со всех сторон и юная Герань была безумно счастлива, что теперь и она знает свое название.
Так из маленького росточка выросло комнатное растение, которое до сих пор живет в одном маленьком детском саду, в котором воспитываются маленькие, но очень хорошие дети.

«КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ»

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
– Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
– Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
–Я – Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
– Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
– Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
– Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
– Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
– Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
– Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
– Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
– Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
– Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
– Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
– Человек, послушай меня…
– Кто это говорит? – удивился Человек.
– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
– Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
– Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
– Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

«ПРОСТО ГУСЕНИЦА»

Мой юный друг! Ты когда-нибудь видел гусеницу? Вот и прекрасно. Сегодня я расскажу тебе историю про одну такую гусеницу. Просто гусеницу.
Жил на свете голубь по имени Гурлыка. Любил голубь летать высоко в небе. И дружил голубь с одной маленькой пчелой по имени Жужа. Каждый летний день, как только солнышко выходило в чистое небо, вылетал голубь из своего домика в небо и встречался там с пчелой Жужой. Вместе они летали, трудились и наслаждались солнечным теплом.
Но вот однажды полетел голубь Гурлыка в небо и с высоты заметил странное существо. Это существо было длинное, какое-то совсем непонятное, было у него много ножек, но не смотря на огромное количество ножек передвигалось оно очень и очень медленно.
Пчела Жужа тоже заметила это существо.
– Как ты думаещь, Жужа, что это за зверь такой диковинный, – спросил Гурлыка.
– Не знаю, – ответила Жужа. – Смотри, крыльев у него нет, значит не птица и не пчела. Может полетим и познакомимся с ним.
– Полетели, – ответил Гурлыка и друзья спустились на землю.
А на земле, на зеленом листочке самой сочной травы сидела… гусеница.
– Привет! – Поздоровались с ней друзья. Ты кто и как тебя зовут?
– Я гусеница … просто гусеница.
– А ты летать умеешь? – спросила пчела Жужа.
– Нет, не умею. Я только ползаю.
– Как жаль, что ты не умеешь летать, – сказал голубь Гурлыка. – Тебе наверное грустно и одиноко здесь одной на земле.
– Да, иногда мне бывает грустно, но может быть вы не откажетесь дружить со мной и хотя бы иногда прилетать ко мне, сюда, на эту сочную и зеленую траву.
– Конечно, мы каждый день будем навещать тебя.
Так пролетали дни за днями. Голубь и пчела как и прежде встречались в небе, но теперь они еще спускались и на землю, чтобы поиграть с гусеницей.
Так незаметно пролетело лето и наступила осень.
Как то ранним осенним утром друзья вновь полетели чтобы найти гусеницу. Но ее не оказалось на земле. Долго звали пчела и голубь гусеницу, но никто им не ответил. Да и травы уже не было. Только один, одинокий желтый лист лежал на земле, а на нем, странный предмет . Это был кокон, темно-коричневого цвета. Посмотрели на него друзья, постучали, но из кокона не доносилось ни единого звука. Тишина. Еще долго голубь Гурлыка и пчела Жужа ждали, не появится ли гусеница. Но так никто не появился.
Прошла осень, наступила зима. А потом, после зимы пришла весна. Все снова расцвело и снова приветливое солнышко светило на небе. И снова, как и раньше встречались в небе голубь и пчела, чтобы полетать высоко в небе и понежиться на солнышке. И вот однажды, летая высоко в небе, они увидели прекрасное создание. Она порхала в небе рядом с ними и каждое ее крылышко переливалось всеми цветами радуги.
– Кто ты, – спросил у прекрасного создания голубь Гурлыка.
– Как, разве вы не узнаете меня? – сказала бабочка голосом гусеницы. – Я та самая гусеница, к которой вы прилетали на землю, чтобы поиграть со мной и скрасить мое одиночество.
– Но ведь ты не умела летать, у тебя было много ножек, ты медленно ползала и крыльев у тебя совсем не было – изумилась пчела Жужа.
– Правильно. У нас у бабочек всегда так. Сначала мы рождаемся гусеницами, все лето ползаем, потом мы прячемся в кокон, когда наступает осень, и там, в этом коконе, пока идет зима, гусеница превращается в бабочку, чтобы весной появиться на свет и порхать над цветами, наслаждаясь теплом и светом.
Теперь друзья все вместе каждое утро встречались в небе – и голубь Гурлыка, и пчела Жужа, и бабочка, которая раньше была совсем обыкновенной гусеницей.
Вот такие чудеса, мой юный друг. Теперь ты знаешь, что гусеница превращается в бабочку, поэтому в следующий раз, когда пойдешь по лесной тропинке, и вдруг увидишь гусеницу, не бойся ее. Ведь это та самая, просто Гусеница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Стань природе другом!"

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...

Войди в природу другом

Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".

ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....