Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Экологические цепочки»
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Экологические цепочки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по ознакомлению с окружающим миром «Экологические цепочки»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0deb/0005651a-c8c5c5cb/3/img11.jpg

Задачи:

-Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.

-Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.

-Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Материал.

Панно с прозрачными кармашками в два ряда. Демонстрационный и раздаточный материал: карточки с изображениями животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу. Схемы, отражающие «цепочку» изменений в природе (день становится длиннее, солнце светит ярче, тает снег, цветут цветы и т.д.). Карточки для игры «Живые цепочки». Аудиозапись «Птичьи голоса». Макет дерева, листочки, цветы.

Предварительная работа.

Чтение сказки С.Маршака «12 месяцев», изготовление запрещающих знаков.

Ход занятия.C:\Users\defaultuser0\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-8ad726cfa976361c2c2db1c511cd59aa-V.JPG

1. Ребята, посмотрите, у меня есть дерево, но на нем нет ни одного листочка, ни цветочка. А листья и цветы появляются на нем тогда, когда дети правильно и красиво рассказывают про природу. Если вы очень постараетесь, то наше дерево зацветет. А в дупле этого дерева я нашла вот такую цепочку (достает крупную цепочку). Посмотрите, какая красивая: каждое колечко-звено соединяется друг с другом. Если выпадет хоть одно колечко, то цепочка порвется, и ее нельзя будет носить. В природе, как и в цепочке – все соединено, связано между собой. Об этом нам рассказывает сказка «Старик и сова».

2. Чтение сказки.

У одного старика было стадо коров, которое паслось на лугу около деревни. Коровы питались клевером и давали много молока. Над цветущим клевером порхали шмели. На краю деревни в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал старику спать, и он прогнал ее. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, потому что мало стало клевера, зато появилось очень много мышей, и исчезли шмели.

Сова питается мышами и, когда она улетела, мышей развелось много, а они разрушали норки шмелей, которые живут в земле.

Шмелей стало мало, а именно они порхают, летают над клевером, опыляют его, когда он цветет. Без шмелей клевер перестал расти, коровам стало нечем питаться, и они начали худеть и давать мало молока.

Тогда старик извинился перед совой, а когда она вернулась, они вместе с ней пили чай с молоком.

Вопросы детям: - Почему коровы стали мало давать молока?

- Почему клевер перестал расти?

- Почему исчезли шмели? И т.д.

Воспитатель дает оценку ответам детей и на дереве появляются листочки (за каждый правильный ответ воспитатель прикрепляет вырезанные из бумаги листья).

3. Составление цепочки.

В природе все между собой связано. Какие изменения в природе происходят весной?

Пригрело солнышко – день стал длиннее – температура воздуха повышается – тает снег– появляется трава, когда распустятся цветы – на них прилетят насекомые – вернутся перелетные птицы - и т.д. (Дети рассказывают, воспитатель выставляет карточки, выстраивая цепочку).

Получается вот такая цепочка, в которой каждое звено идет друг за другом, они связаны между собой. А что произойдет, если переставим? А если выпадет одно звено? (Дети переставляют, убирают любую карточку и объясняют, что произойдет).

(На волшебном дереве воспитатель добавляет листочков, обращает внимание детей на то, что дерево распускается, радуется)

Вывод: все изменения в природе происходят в свое время, и не может случиться так, как в сказке С.Маршака «12 месяцев».

4. Ребята, вы красиво рассказывали об изменениях в природе, а я приготовила вам сюрприз. Дети слушают аудиозапись «Пение птиц». Что вы услышали? Где можно услышать такие звуки? Оказывается, мы попали в лес.

Физминутка.

Меж еловых мягких лап Где листок к листку прилип -

Дождик кап – кап – кап. Вырос гриб, гриб, гриб.

Где сучок давно засох, Кто нашел его друзья?

Серый мох, мох, мох Это я, я, я!

5. Тихо в лесу. Кажется, что кроме деревьев, никого здесь нет. На самом деле жизнь в лесу не затихает ни на одну минуту. Посмотрите, здесь и растения, и насекомые, и животные: звери и птицы.

- Давайте мы с вами поиграем в «Лесную школу». (на «полянке» разложены карточки с изображениями растений, насекомых, птиц и зверей). Возьмите по 2 карточки и присядьте на полянку. Вы – ученики, я – учитель.

- Выложите на 1 полоску карточки с изображением растений (дети по очереди выкладывают и называют).

- А теперь найдите насекомых и животных, которые питаются этими растениями, и выложите на 2 полоску.

- Найдите животных, которые питается теми, кто расположился на 2 полоске.

Вывод: Растения кормят насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные кормят крупных животных.

Можно составить маленькие «цепочки питания». Например, цветок – бабочка – синица. (Оценка детских ответов: на дереве появляются первые цветы)

6. А теперь попробуйте сами составить свои цепочки. (Дети из раздаточного материала выкладывают «Цепочки питания»).

- Вы научились составлять цепочки из карточек, а я знаю игру «Живые цепочки».

Воспитатель раздает детям символы, по команде: «Цепочки, стройся!», нужно построиться так, чтобы образовалась «цепочка». По ходу игры воспитатель предлагает детям объяснить, почему он занял то или иное место. Затем символы меняются, из цепочки убирается какое-либо звено. При построении дети обнаруживают его отсутствие и рассказывают, к чему это приведет.

7. Подумайте, можно ли включить в эти «пищевые цепочки» человека? (Можно, потому что человек использует зерна злаков, ягоды, грибы, охотится на животных). Но он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

- Что он будет делать, чтобы не навредить растениям и животным? (Дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки и т.д.). Вот и закончились занятия в нашей «Лесной школе», под волшебное пение птиц, мы снова окажемся в детском саду.

В лесу все живут по правилам, и правила эти никто не нарушает, в лесу все друг другу нужны и полезны.

8. Итог. Посмотрите, что произошло с волшебным деревом? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Экологическая тропа"

Занятие формирует знания детей о растениях, учит видеть красоту природы и бережно к ней относиться....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице)....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Экологическая тропа»

Рассматривание и описание деревьев: берёзы, рябины, клумбы с цветами бархоток....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....